Apple уходит из России: фирменные магазины закрыты, техника подорожала

Новости 25 февраля в 14:20

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС решил ввести запрет на продажу России самолётов для гражданской авиации. По её словам, три четверти российских коммерческих воздушных судов построены в Европе, США и Канаде. «Секрет фирмы» обратился к специалистам по авиации с вопросом, насколько серьёзной проблемой станет для России такое решение. По общему мнению опрошенных экспертов, реальные сложности возникнут, если к ограничениям присоединятся США.

«Мы запрещаем продажу всех самолётов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям. Это приведёт к деградации ключевого сектора российской экономики и возможностей страны в области сообщения», — заявила фон дер Ляйен.

Как писало профильное российское издание Aviation Explorer, по состоянию на октябрь 2021 года иностранная гражданская авиатехника в российском авиапарке составляла 63%. За последние пять лет отечественные авиакомпании купили почти 600 иностранных самолётов и только 50 отечественных.

Заслуженный военный лётчик РФ Владимир Попов считает, что ограничения Евросоюза — это палка о двух концах.

«Если мы что-то недополучим по уже оформленным контрактам и договорам, то это не принципиально. Уже имеющейся у наших авиакомпаний техники хватает, чтобы выполнять плановую работу», — заявил эксперт.

Он заметил, что сейчас в связи с пандемией перелёты гражданской авиации весьма ограничены. Также у России есть своя гражданская авиация, и хоть её и немного, но она может покрывать потенциальный дефицит.

«(Евросоюз. — Прим. “Секрета”) наносит удар не столько по нашей экономике, сколько по своей. Если брать производство Airbus, то Италия делает стабилизаторы, крылья делает Франция, собирают всё в Германии. Какой урон экономике ЕС будет? Тут они наступают на собственную мозоль», — считает Попов.

Военный лётчик добавил, что если введут ограничения на поставки комплектующих, то в таком случае могут возникнуть определённые проблемы. Тогда может случиться некий «перебой» в эксплуатации.

Независимой аналитик авиарынка Дмитрий Адамидов считает, что запрет на поставки европейских самолётов Airbus открывает большие возможности для американских Boeing и канадских Bombаrdier.

«Если введут санкции, то для России это будет неприятная история, значит, Airbus не будет присутствовать на рынке. Будем заказывать Boeing и Bombаrdier. Там же пока что американцы не присоединяются к санкциям», — рассказал Адамидов.

Эксперт отметил, что на российском рынке гражданских авиаперевозок основные игроки — Boeing и Airbus. Уход последнего производителя самолётов освобождает нишу для американской компании.

Если же поставки самолётов и комплектующих к ним ограничит и США, то к этому Россия явно не готова, утверждает Адамидов. Есть вариант с бразильской компанией Embraer, но она не производит самолёты в достаточных для российского рынка объёмах, поэтому технику будет сложно обновлять. В любом случае полный запрет на поставки авиации России «невыгоден самому Евросоюзу и США», подчеркнул собеседник «Секрета».

«Это будет очень странное решение. Против производства SuperJet, которые производил подрядчик Airbus, не вводились санкции до последнего момента. Просто им это было выгодно. Поэтому интересно, что скажут остальные и присоединятся ли американцы», — резюмировал он.

Фото: Unsplash, Unsplash License

Источник: «Секрет фирмы»

Все секреты бизнеса у нас в телеграме

Теги:

  • США
  • Евросоюз
  • Санкции
  • Авиарынок
  • Эксклюзив

Все новости

Все новости

Общество Экономический кризис 10:00 03.03.2022 image Фото: pixabay.com

Санкции Евросоюза и США коснулись самой понятной простым людям сферы – гражданской авиации. Похоже, “скоро все мы сядем и, может быть, туда, куда летим”.

Это цитата от Владимира Высоцкого, а о последствиях санкций 47news расспросил одного из лучших авиационных журналистов Андрея Меньшенина.

image

Фото из личного архива Андрея Меньшенина

– Это означает, что у российских компаний, выполняющих техническое обслуживание самолетов, не будет запчастей – их перестанут поставлять производители. А ещё нашим авиакомпаниям будет трудно найти тех, кто что-то починит в их самолетах за рубежом, – разводит руками Андрей Меньшенин.

– И сколь долго наши самолеты пролетают без техобслуживания?

– В авиации есть такой термин “техобслуживание по состоянию”, когда самолет летает при отказах каких-то дублирующих систем. Самые важные системы в самолете дублируются, и существует Minimum Equipment List (MEL), перечень минимального исправного оборудования. Он для каждого типа воздушного судна свой, даже для разных типов полетов – дневных и ночных – тоже свой. Это список неисправностей, с которыми можно летать. Логика: если у второго кресла в третьем ряду сломалась спинка, на безопасность полетов это не повлияет, можно поднимать судно в воздух. То же касается разных приборов, которые многократно дублируются. Пока этот список соблюдается, на самолете можно летать. Кроме того, каждое воздушное судно должно с определенной периодичностью проходить техобслуживание. Различают A, B, C, D-check – формы обслуживания самолётов, которые проводятся регулярно с разными временными интервалами.

– И, все-таки, сколько наши самолеты пролетают без импортных запчастей?

– На такой вопрос нет ответа, я же не знаю, когда возникнет отказ, влияющий на безопасность полетов, это случайное событие. Нельзя сказать, что условно через полгода все самолеты приземлятся. Может, они год еще спокойно пролетают, может и больше. А, может, через полгода случится какая-то аномалия, и они не смогут летать.

28 февраля стало известно, что ведущие мировые производители моторов и запчастей для самолетов прекратили сотрудничество с авиакомпаниями из России. Это может привести к невозможности техобслуживания самолетов Airbus и Boeing. Среди авторов заявления концерн CFM International (совместное предприятие GE Aviation (подразделение General Electric в США) и Safran Aircraft Engines (Франция). Его основная продукция — авиадвигатели. По данным РБК, российские авиакомпании используют около 800 двигателей CFM56. Ими оснащаются самые популярные у перевозчиков самолеты Airbus A320 и Boeing 737.

– Что может стать такой аномалией?

– Не НЛО, если вы об этом подумали. Например, в какой-то аэропорт поставят загрязненное топливо, и все заправившиеся им самолеты получат повреждения двигателей. Да, это из области фантастики, но всякое бывает. Лично мне интересно, откуда тогда наши авиакомпании возьмут запчасти для Airbus и Boeing.

– То есть, основное отличие новой ситуации в том, что…

– Значительно вырастут расходы авиакомпаний на поддержание летной годности самолётов. Нужны будут меры поддержки перевозчиков, но здесь трудно что-то придумать. Конечно, регулятор может смягчить требования к обслуживанию воздушных судов, но тогда резко вырастут риски выполнения полетов и эксплуатации самолетов.

– Неужели это делают только с помощью фирменных запчастей? Неужели не наше теперь все – не Китай?

– Наличие серого рынка запчастей зависит от модели самолета. Есть прямая связь возможности приобрести нефирменную запчасть и возраста воздушного судна. Если самолет старый, то, скорее всего, производитель уже перестал выпускать запчасти для него, и кто-то занял эту нишу. Еще есть рынок бэушных запчастей, которые можно использовать. Если же мы говорим про новые самолеты, которые изготовлены 2-3-5 лет назад и которых, замечу, в российской авиации большинство, то запчасти к ним можно найти только у лицензионных производителей.

– И чем такое закончится?

– Окончанием полетов при пессимистичном сценарии. Но до этого еще далеко. Это годы.

– Можно ли сказать, что в ближайшие лет пять мы вообще ничего не почувствуем?

– Не знаю. У большинства российских авиакомпаний самолеты в лизинге, и большинство лизингодателей потребовали их назад. Некоторые авиакомпании, в частности, “Аэрофлот”, предложил выкупить лизинговые самолеты. Естественно, когда самолет в лизинге, требования к его техобслуживанию более жёсткие, потому что ответственность за самолет несет лизингодатель – это его собственность. Когда самолет в собственности авиакомпании, и она не может получить полноценное лицензионное обслуживание, приходится искать какой-то выход. Мы сейчас не знаем, каким он будет – поможет условный Китай, открыв у себя производство Airbus, или российские авиакомпании откажутся от всех типов воздушных судов, лишившихся лицензионного обслуживания – это все Airbus и Boeing – и пересядут только на российские и китайские самолеты, или случится что-то ещё.

2 марта американская компания Boeing заявила о приостановке поставок запчастей и технического обслуживания своих самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями. По сообщениям СМИ, Boeing также закрыл свое представительство на Украине, приостановил работу московского учебного центра подготовки пилотов.

– Вообще, это не первый таран для российских авиакомпаний. Covid тоже немало крови попортил.

– Ну да. Кроме топовой четверки (“Аэрофлот”, “Россия”, “Победа” и “Сибирь”) все чувствуют себя не очень. В России нет крупных авиакомпаний, у которых бы флот состоял только из судов российского производства. В основном это мелкие региональные перевозчики на советских Ан-24. Выделяется лишь “Азимут”, который связывает разные регионы на российских Superjet.

– Насколько я помню, в Советском Союзе мы на Airbus и Boeing не летали, все довольствовались “Яками” и “Туполевыми”. Есть возможность вернуть этих производителей?

– Теоретически да. У нас есть региональный самолет Superjet, который за первые годы эксплуатации прилично испортил себе репутацию из-за плохой поставки запчастей. У “Аэрофлота” многие Superjet стояли на земле, потому что из-за задержек запчастей их невозможно было обслуживать.

– Но там же запчасти тоже не все российские.

– Да, большой процент из Европы и Америки. Поэтому демарш зарубежных поставщиков ударит не только по Airbus и Boeing – достанется и Superjet, и новому российскому самолету МС-21, он тоже состоит в большом количестве из иностранных комплектующих. Вообще, все современные самолеты продукт не одной страны, а многих.

По данным РБК, с нехваткой запчастей могут столкнуться и российские самолеты Superjet. Они оснащаются российско-французскими моторами SaM146, ряд деталей производит CFM International, заявивший о прекращении сотрудничества с российскими авиакомпаниями.

– В общем, собственного гражданского судостроения с приличной степенью локализации в России нет.

– Такого давно уже нигде нет, разве что в Китае, но даже там, наверняка, есть что-то иностранное. Они начали делать среднемагистральный самолет Comac (Commercial Aircraft Corporation of China). Это один из возможных конкурентов МС-21, он в том же сегменте. Но пример Superjet показывает: недостаточно сделать самолет, надо наладить систему его техподдержки.

– Мы даже свой самолет не можем поддерживать…

– Именно поэтому проект Superjet поначалу оказался экономически провальным. Тут суть – чтобы нужная запчасть оказалась в нужный момент в нужном месте. У нас такое пока не получается.

– А что насчет навигационного обеспечения?

– Поставок навигационных баз санкции пока не коснулись. Файлик с навигационной базой данных обновляется каждый месяц. Там написано, в какой точке какие навигационные средства находятся, какие у них частоты, магнитные курсы взлетно-посадочных полос. Еще чаще обновляются навигационные карты – там основные поставщики американский Jeppesen и европейский Lido.

– Для нас закрыто небо Европы, Америки, но открыто Азии, Китая – всего востока, фактически. Что мешает пользоваться их навигационной поддержкой?

– Они пользуются теми же навигационными продуктами. Авиация – это отрасль с наибольшей степенью общемировой коллаборации.

– Можно же все перекупать у того же Китая. Посредник купит необходимое у европейского или американского производителя, а наши авиакомпании – у посредника.

– Тогда вам не захочется летать на самолётах, потому что ценник вырастет так, что станет больно.

– А как летали самолеты в Советском Союзе?

– У них не было бортовых компьютеров. В ТУ-154 вместо бортового компьютера за спиной командира судна сидел штурман, который высчитывал курсы по картам.

– Мы к такому не вернемся?

– Надеюсь, что нет. Это антиэволюция. За последние десятилетия сильно увеличилось количество перевозок, сократились безопасные интервалы между самолетами, поскольку современное оборудование стало позволять им летать ближе друг к другу – компьютеры рассчитывают курсы быстрее человека и с меньшими боковыми отклонениями. Стало как бы больше места в небе.

– Что первое почувствуем мы с вами как пассажиры в связи с событиями в авиации?

– Рост цен на билеты. Авиакомпаниям придется как-то обеспечивать свои риски, а они выросли в несколько раз. Им все равно придется находить запчасти, это будут окольные пути, которые дороже стоят, и нам придется за них платить. А ещё речь пойдет о потенциальном ухудшении безопасности полетов.

– Самолеты могут начать разбиваться? Извините.

– Сплюньте, что вы такое говорите. Я имел в виду, что самолеты будут чаще оставаться на земле, а мы с вами будем сидеть в залах ожидания и ругаться. Для авиакомпаний это убытки – самолет приносит прибыль только, когда он в воздухе. Значит, цены на билеты опять вырастут, и мы опять будем ругаться.

Лев Годованник для 47news

Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области – подписывайтесь на канал 47news в Telegram

–> –> –> Новости партнеров–> –> –> –> Новости СМИ2

Выбирать подарки на 8 Марта и просто, и сложно одновременно. Выбор огромен, но подарить хочется то, что действительно порадует или как минимум принесёт пользу маме, супруге, любимой девушке, коллеге или ребёнку. NEWS.ru рассказывает, что можно подарить на 8 Марта. Составили список самых топовых подарков для ваших женщин. И будьте осторожны — с такими презентами есть шанс превзойти все ожидания!

Выбирать подарки на 8 Марта и просто, и сложно одновременно. Выбор огромен, но подарить хочется то, что действительно порадует или как минимум принесёт пользу маме, супруге, любимой девушке, коллеге или…

Apple уходит из России. Сегодня утром не открылись официальные магазины по всей России, «яблочная» техника у других продавцов в несколько раз дороже.

«Мы сейчас находимся у одного из фирменных магазинов Apple в Москве. Это самый большой магазин «яблочной» техники в российской столице. Он работает круглосуточно и без выходных, но сегодня двери закрыты – не работает, впрочем, как и другие фирменные точки столицы. При этом никаких объявлений у магазинов нет, так же, как и сообщения на сайте продавца. Утром здесь была очередь, люди хотели купить технику, но ушли ни с чем», – рассказывает корреспондент «МИР 24» Анастасия Лиходедова.

«На сайте все приостановлено, вообще нет ничего в наличии. Думали, что в магазине есть. Но не думали, что он закрыт», – рассказала местная жительница.

«Я хотела купить iPhone и ноутбук, потому что на сайте это сделать невозможно. Но, увы, закрыто. Сегодня я обошла три магазина в Москве, а они все не работают. Apple об этом нигде не сообщал», – отметила иностранка.

Сегодня американская компания объявила о прекращении продажи своих устройств. Поставки техники дистрибьюторам остановлены. Вся техника этого американского бренда теперь недоступна и в онлайн-магазине в России.

Айфоны превратятся в кирпичи? Возможна ли дистанционная блокировка? Но смартфоны пока есть в продаже у сотовых операторов и на сайтах маркетплейсов. И действительно, там цены на гаджеты Apple взлетели в несколько раз. Последние модели iPhone уже продают по 100-200 тысяч рублей. Уход с российского рынка Apple обойдется компании дорого – только в прошлом году россияне купили 4,5 миллиона смартфонов, выручка составила почти 335 миллиардов рублей.

Не работает и электронный кошелек Apple. Утром появилась информация, что Apple Pay не будет работать в России совсем, но ближе к обеду выяснилось, что работать мобильный кошелек не будет только с санкционными банками, их сейчас пять. Воспользоваться бесконтактным способом оплаты не смогут и пользователи Google Pay.

Отключение этих систем на картах банков, попавших под санкции, не означает блокировку счета или денег. В России же все по этим картам можно совершать любые операции.

Сегодня стало известно, что Airbus остановил все услуги по поддержке своих самолетов в России. В том числе не будет поставлять запчасти. Накануне о таком же решении объявил Boeing.

03 октября 2019, 19:49 Бизнес

Трамп не сдается без Boeing: США пополнят бюджет за счет Airbus

close 100%

Charles Krupa/AP, коллаж Торговая война США против мировой экономики набирает обороты. В этом месяце Вашингтон введет пошлины на ввозимые из Евросоюза самолеты. Ограничения коснутся готовых лайнеров марки Airbus. Накануне члены ВТО признали незаконными полученные концерном субсидии в размере $205 млрд от правительства ЕС. С помощью санкций Штаты пытаются поддержать падающие продажи Boeing, который из-за катастроф лайнера 737 MAX несет многомиллиардные убытки.

США вводят новые ограничения на ввозимые из воздушные суда. С 18 октября пошлины в размере 10% будут действовать готовые лайнеры из четырех стран ЕС — Франции, Германии, Испании и Великобритании, сообщает со ссылкой на источники в минторге США.

При этом, по словам источника, изначально страна имела право ввести 100%-ные пошлины на сегмент авиапрома из ЕС. Но США воздержались от столь жестких мер, поскольку не хотят «разжигать разногласия» с европейскими партнерами. В итоге ограничения коснутся целых самолетов, а все комплектующие к бортам будут по–прежнему поставляться без наценки, пообещал американский торговый представитель Роберт Лайтхайзер.

На подобные меры Вашингтон получил право после выигранного спора во Всемирной торговой организации (). В среду

организация приняла сторону США, признав субсидирование авиастроительного концерна Airbus правительством ЕС незаконным.

«Господдержка Airbus странами Евросоюза ущемляла интересы его главного конкурента – американского . Несмотря на наши требования, ЕС не прекратила поддержку разработки и производства новейших лайнеров», — говорится в пояснительной записке к решению арбитра ВТО.

В итоге суд организации разрешил Вашингтону ввести пошлины на сумму около $7,5 млрд в год. Постановление горячо приветствовал американский лидер . В частности, он назвал решение ВТО «большой победой демократии и свободы рынка».

При этом политик заявил, что для американцев санкции не «лягут тяжким бременем», поскольку местные авиалинии летают на лайнерах фирмы Boeing.

Ключевые американские компании действительно эксплуатируют только борта Boeing, например, они принципиально не покупают модель A380 у европейцев, отметил в беседе с «Газетой.Ru» главный редактор портала Avia.ru .

«Тем не менее, власти не в праве указывать авиалиниям, какие борта покупать. Поэтому часть компаний летает на Airbus. Именно для них, скорее всего, администрация Трампа и не обложила пошлинами запчасти для лайнеров», — указывает аналитик.

Между тем еврокомиссар по торговле увидела в решении ВТО лишь фундамент для новых торговых противоречий. Политик предупредил, что ЕС будет вынуждена предпринять зеркальные меры, которые приведут к эскалации кризиса уже в авиационной сфере.

«Взаимный обмен пошлинами только нанесет ущерб бизнесу как в США, так и в ЕС», — отметила еврокомиссар, добавив, что ЕС полностью имел право на поддерживать Airbus.

Борьба за рынок

Авиастроительная корпорация Airbus считается ключевым европейским производителем гражданских лайнеров. В 2001 году концерн получил статус французской компании с госучастием. Именно с этого момента и началась «нечестная» конкуренция корпорации на мировом рынке, утверждал минторг США, подавая жалобу в ВТО.

По подсчетам ведомства, за последние 18 лет компания из суверенных бюджетов Франции, Германии, Испании и Великобритании

получила на развитие своих проектов порядка $205 млрд. Эти деньги, по словам американских чиновников, имели нелегальный статус, поскольку нарушали международные нормы о защите конкуренции.

Именно на данные средства корпорация разработала и начала выпускать крупнейший авиалайнер в мире A380. Так, стоимость самого проекта оценивалась в 12 млрд евро, а один самолет обходился авиакомпаниям примерно в $450 млн. Свой первый полет лайнер совершил в 2005 году, а его коммерческая эксплуатация началась спустя два года.

Новая модель побила рекорд по скорости и вместимости своего давнего конкурента Boeing 747, лишив того части рынка сбыта.

По словам Романа Гусарова, европейский борт серьезно подвинул американцев именно на восточных рынках. Сейчас на А380 в основном летает арабский перевозчик , у которого в парке насчитывается порядка 107 бортов. Также на таких лайнерах выполняют рейсы азиатские Singapore Airlines и европейская .

Вдобавок

корпорация на те же госдотации сумела произвести дальнемагистральный борт A350.

Лайнер превосходил по своим ключевым характеристикам своего ближайшего конкурента Boeing 787 Dreamliner. Например, европейский самолет расходовал меньше топлива, а его эксплуатация и ремонт обходился на 8% дешевле по сравнению американского аналога.

В итоге авиакомпании стали постепенно делать выбор пользу A350, в то время как продажи Boeing 787 шли с трудом.

Кроме того, масла в огонь подлили последние проверки , который летом текущего года запросил документацию у Boeing из-за возможной некачественной сборки борта. Чиновники хотели проанализировать все этапы создания самолета, чтобы избежать возможных неполадок при эксплуатации лайнера. Ожидается, что окончательный вердикт ведомство вынесет к концу года.

Примечательно, что проверкой документации на борт занимается та же комиссия, которая расследует крушения Boeing 737 MAX. Глобальная эксплуатация этих лайнеров была приостановлена после двух катастроф, которые произошли с разницей менее чем в полгода. В конце октября 2018-го у берегов Индонезии разбился самолет авиакомпании Lion Air,а жертвами катастрофы стали 189 человек. В марте этого же года упал лайнер Ethiopian Airlines. В результате крушения погибли 157 человек.

Эти катастрофы нанесли существенный экономический ущерб американской корпорации. Из-за запрета на полеты линейки бортов 737 MAX концерн по итогам второго квартала потеряет около пяти миллиардов долларов, следует из официального прогноза Boeing.

Кроме того, концерн будет вынужден внести изменения в электронной начинке модели и исправить недочеты, которые привели к крушениям. Однако в этом случае вырастет стоимость производства самолетов, добавляли в компании.

По предварительным оценкам Boeing,

она подорожает на $1,7 млрд, что может негативно повлиять на конкурентноспособность американцев.

«По этим причинам США и держат авиакомпании, условно говоря, на голодном пайке. С помощью санкций они пытаются принудить американские авиалинии не покупать лайнеры Airbus, а дождаться начала 2020-го года, когда Boeing 737 MAX вернется в строй. При этом схема может подействовать и на мировой рынок: перевозчики решат не влезать в конфликт двух гигантов и переждут до выхода 737 MAX, чтобы заодно и сравнить цены и выбрать самый выгодных для себя вариант», — указывает Роман Гусаров.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий