Audi, BMW, Mercedes-Benz и ещё 6 автопроизводителей приостановили поставки машин в Россию

02 марта 2022, 11:35 Эксклюзив

Контейнерные линии и компании, обслуживающие более 30% мирового рынка приостановят доставки в Россию. В их числе Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM. «Ямал-Медиа» рассказывает об альтернативных путях для импорта товаров.image Pixabay

Перевозчики уходят из РФ

Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM официально предупредили о прекращении отправки грузов и приостановке букингов (заявки на перевозку грузов — прим. ред.) морским и воздушным путем в РФ, сообщила газета «Коммерсант». В компании Maersk заявили, что внимательно следят за развитием ситуации с введением антироссийских санкций.

Мы также начинаем ощущать воздействие ситуации на глобальные цепи поставок, в том числе на увеличение сроков доставки и задержку товаров таможенными властями на различных перевалочных хабах

Maersk

пресс-служба

С 1 марта компания Mediterranean Shipping Company (MSC) объявила о приостановке заявок на отправку грузов в Россию по морю. Также РФ перестанут обслуживать CMA CGM и Ocean Network Express (ONE). Участники рынка пояснили, что доля поставок этих перевозчиков на российском рынке превышает 50%.

О приостановке приема заказов сообщили немецкий перевозчик Hapag-Lloyd, сингапурский альянс Осean Network Express (ONE) и тайваньский оператор Yang Ming, пишет «Интерфакс».

Что возят в Россию эти компании

В Maersk и MSC заявили, что продукты питания, медицинские и гуманитарные грузы будут исключением. Они не уточнили, что подразумевается под грузами первой необходимости.

В основном в контейнерах везут автокомплектующие для автопрома, товары народного потребления и ингредиенты для химической и пищевой промышленности. Все это скажется на ассортименте магазинов — начиная с бытовой и электронной техники, заканчивая кормами для животных.

Как рассказал в беседе с «Ямал-Медиа» генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло, с Россией приостанавливают работу крупнейшие морские перевозчики.

Начнем с того, что не только Maersk, но мы получили уведомления от компаний MSC, CMA CGM, ONE… Это крупнейшие морские перевозчики, они перевозят огромный поток грузов. Эти грузы в основном к нам следуют морским путем из юго-восточной Азии, из Китая, из дальней Европы — Испания, Португалия, Северная Америка, Южная Америка, Индия. Со всех континентов

Георгий Властопуло

гендиректор компании «Оптимальная логистика»

Альтернативы доставки

По словам гендиректора компании «Оптимальная логистика», Китай может поставлять в Россию грузы по так называемому новому шелковому пути. Пока это возможно только через порты Владивостока.

Альтернативы — доставки грузов из Индии, Северной, Южной Америк, кроме морского пути, на сегодняшний день не существует. Альтернатива доставки грузов из материкового Китая — железнодорожный транспорт по новому шелковому пути

Георгий Властопуло

гендиректор компании «Оптимальная логистика»

Все, что касается Юго-Восточной Азии — это Южная Корея, Тайвань — там также используются морские перевозки, пояснил Властопуло. Он отметил, что Россия пока может размещать букинги в компаниях ZIM, SINOKOR, FESCO, так как они пока это не запретили. Перевозчики доставляют грузы из Китая и юго-восточной Азии в порты Владивостока.

«Ситуация критическая, как будут развиваться события, для нас это большой вопрос», – подчеркнул гендиректор российской логистической компании.

Закрытие портов

1 марта логистическим компаниям из РФ сообщили, что крупнейшие европейские порты приостанавливают обработку и размещение товаров российского экспорта и импорта.

Еще одна неприятнейшая новость, которая вчера была донесена до нас — три крупнейших порта — Гамбург, Роттердам и Антверпен отказались обрабатывать грузы, принимать и размещать у себя в портах и отправлять грузы, следующие в Россию и из нее. Исключением являются медикаменты и товары первой необходимости. Остальные грузы обрабатываться не будут

Георгий Властопуло

гендиректор компании «Оптимальная логистика»

Он предположил, что за этим последуют уведомления о блокировании российских грузов и из других европейских портов, в том числе Гданьска, Амстердама и других.

Что будет с товарами

Генеральный директор логистической компании допустил несколько вариантов развития событий. По его словам, те грузы, которые уже в порту, скорее всего, будут принудительно отправлены отправителям. Получателям выставят двойные тарифы за доставку до Гамбурга и отправку обратно — это самый негативный сценарий, подчеркнул он. Товары, которые еще не разгрузили с кораблей, вероятно, тоже могут вернуть отправителям.

«Либо, если компании морские перевозчики имеют в своем расписании другие порты захода по пути в Роттердам и Гамбург, может, будут выгружать где-то в индийских портах, в Гданьске, где такие запреты не введены. Далее каким-то образом отправлять во внутренние порты в Прибалтике и оттуда авто транспортными средствами доставлять до России», — пояснил гендиректор компании «Оптимальная логистика».

По мнению Властопуло, фидерные суда, которые занимаются перевозкой грузов по морю из крупных портов до внутренних портов до Прибалтики и Петербурга, скорее всего, доставлять эти грузы не будут.

В любой ситуации хочется оставаться оптимистом. Но нас ждет глобальный кризис цепей поставок, глобальная нехватка товаров, к которой мы с вами уже привыкли, к дефициту на полках магазинах, в первую очередь тех товаров, которые импортируются, либо тех товаров, в доли производства которых присутствуют большая часть импортных составляющих в виде добавок, субстанций и прочее.

Георгий Властопуло

гендиректор компании «Оптимальная логистика»

Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал Медиа».

imageРоссийский автопром пока критически зависит от импортных комплектующих. Фото агентства «Москва»

Кроме финансовых санкций против России могут быть введены и запреты на поставку технологического оборудования и комплектующих. Почти каждое предприятие в РФ зависит от импортных поставок. О рисках дефицита комплектующих для своих предприятий в России уже заявило руководство концерна Renault. Эти риски затрагивают практически весь автопром, говорят эксперты. С серьезными проблемами могут столкнуться отечественные производители электроники, бытовой техники и компьютерного оборудования. Западные аналитики предупреждают о критической зависимости иностранцев от российского сырья.

Французская автомобильная компания Renault заявила, что ее заводы в России могут столкнуться с проблемами в поставках комплектующих для двух своих заводов в РФ из-за ситуации вокруг Украины.

Как заявил в интервью газете Financial Times гендиректор Renault Люка де Мео, существует риск возникновения проблемы в поставках комплектующих из-за рубежа. Он сообщил, что Renault «проводит исследования в качестве превентивной меры», чтобы оценить, откуда она еще может получать компоненты для своих заводов. Эскалация ситуации вокруг Украины может ударить по АвтоВАЗу, который почти на 68% принадлежит Renault. АвтоВАЗ производит автомобили по полному производственному циклу и комплектующие для двух брендов – Lada и Renault.

Возможные перебои с поставками комплектующих могут сказаться на работе АвтоВАЗа и завода Renault Russia. Около 20% запчастей для АвтоВАЗа ввозится из-за рубежа, а для московского завода Renault этот показатель приближается к 40%. Таким образом тольяттинский автозавод может столкнуться с дефицитом деталей. И хотя 90% продаж АвтоВАЗа приходятся на Россию, обострение может привести к еще одному кризису в цепочке поставок.

Нехватка комплектующих – правда, по другим причинам – уже сказывалась на работе концерна. Так, в ноябре прошлого года АвтоВАЗ уже останавливал сборку автомобилей из-за нехватки микрочипов. Летом того же, как сообщалось, компания по той же причине предлагала свои модели без мультируля и магнитолы. Простои и дефицит комплектующих уже негативно сказывается на работе завода. По итогам 2021 года АвтоВАЗ выпустил на 109 тыс. автомобилей меньше запланированного, писал Motor.ru.

Российские власти проблему признают, но надеются на скорое преодоление проблем. Так, в декабре прошлого года заммиинстра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов говорил, что «существует критическая зависимость (от иностранных автокомпонентов)», но власти «надеются в ближайшие годы от нее избавиться и поставлять автокомпоненты на заводы по всему миру».

В Минпромторге долю российских электронных комплектующих в автомобилестроении, судостроении, авиации, сельхозтехнике и машиностроении ранее оценивали в 20%.

Между тем полная остановка конвейеров АвтоВАЗа и Renault может иметь серьезные последствия, считают эксперты. Доля альянса Renault–Nissan–Mitsubishi (включая АвтоВАЗ) на российском рынке легковых автомобилей достигает 35,5%. Еще 10% рынка занимает концерн Volkswagen, который тоже пострадает в случае введения санкций. На долю китайских и корейских автопроизводителей приходится около 42% рынка.

Потребуется искать новые каналы снабжения, что приведет к подорожанию готовой продукции, говорит гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков. В случае запрета на поставки комплектующих будут сделаны попытки локализации производства, а также возможно закрытие производства автомобилей иностранными компаниями на территории РФ, прогнозирует исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов. Он считает, что в случае санкций мы увидим либо переход к 100-процентному производству комплектующих на территории РФ, либо смену собственников предприятий.

Сейчас для автомобилей российских брендов до 30% запчастей поставляются из-за рубежа, а для авто иностранных марок, собираемых на территории России, доля иностранных комплектующих приближается к 50–80%, напоминает гендиректор компании Автоdom Андрей Ольховский. «В случае введения эмбарго на поставки комплектующих, особенно микросхем, многие российские предприятия будут вынуждены приостановить выпуск авто. Это приведет к еще большему дефициту на рынке и как следствие к росту цен», – прогнозирует он. Импортозамещение потребует значительных финансовых вложений, положительный эффект от которых проявится не ранее чем через 5–7 лет, считает эксперт.

«Поставки комплектующих уже постепенно начинают останавливаться – Bentley и Rolls-Royce, располагающиеся в Великобритании, приостанавливают поставки запчастей для России. И компенсировать это не получится никак, кроме расширения затрат, которые лягут на автовладельцев: придется закупать компоненты через третьи руки. Де-факто если говорить в целом об автопроме, то могут остановиться заводы чуть ли не всех европейских брендов, которые производят автомобили в России и для российского потребителя», – говорит сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков считает, что под ударом окажется не только АвтоВАЗ, но также производители бытовой техники, телевизоров.

Напомним, в конце января агентство Reuters со ссылкой на источники сообщало, что США предупреждали американских производителей, что в случае эскалации отношений РФ и Украины Вашингтон может запретить РФ экспорт микросхем, а также расширить на Россию правило прямого иностранного производства, которое ранее было применено к китайской Huawei. Это бы фактически означало прекращение поставок чипов, компьютеров, бытовой техники, телекоммуникационного оборудования и прочего.

Washington Post не исключала, что Штаты смогут запретить крупнейшему производителю полупроводников Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC) поставлять свою продукцию в РФ. Это негативно скажется на таких российских производителях процессоров, как «Эльбрус», Baikal и «Скиф», которые используют продукцию TSMC.

Впрочем, не все так однозначно. В исследовании компании Techcet сообщалось, что многие американские производители микрочипов также критически зависят от материалов из России. В частности, 35% палладия в США поступают из РФ, а больше 90% неона – из Украины, куда его привозят из России для очистки.

Эксперты агентства Reuters также прогнозируют серьезные перебои и даже хаос на мировых рынках некоторых товарных позиций в случае, если будут введены новые санкции против России. Они полагают, что мир может столкнуться с перебоями в поставках алюминия, кобальта, меди, никеля, палладия, платины, золота, стали, алмазов, удобрений и пшеницы. На Россию приходится 4% мирового объема производимой стали, 4% кобальта, 3,5% мирового объема меди, 6% алюминия, 7% никеля, 10% платины, 10% добываемого золота, 30% алмазов, 40% палладия, перечисляет Reuters. «Россия на сегодняшний день является крупнейшим экспортером пшеницы в мире. В прошлом году было произведено 76 млн т пшеницы. Ожидается, что 35 млн т будет экспортировано, что составляет 17% мирового экспорта», – замечает агентство. 

  • 24 февраля 2022 г.
  • Бизнес
Фото Валерия Шарифулина / ИТАР-ТАСС

Европейские автоконцерны Stellantis и Jaguar Land Rover могут приостановить поставки автомобилей в Россию на фоне новых санкций со стороны США и Евросоюза. Если это произойдет, российский авторынок будет перераспределяться в сторону автомобилей из Китая и Кореи. После публикации материала Stellantis опровергла сообщения о приостановке поставок

О получении сообщений о приостановке отгрузок автомобилей от концерна Stellantis (альянс итало-американской Fiat Chrysler Automobiles и французской PSA Group) сообщили Forbes сотрудники нескольких крупнейших российских автодилеров.

«С сегодняшнего дня приостановлена фактурация (факторинговые операции. — Forbes) и выставление счетов на автомобили. О возобновлении продажи автомобилей дилерам сообщат дополнительно», — говорится в сообщении (Forbes ознакомился с копией), которое получил от представителя бренда сотрудник одного из дилеров. Получение такого письма подтвердили сотрудники пяти крупных российских дилеров. О нем же знает сотрудник представительства другого европейского автобренда.

Двое из пяти собеседников Forbes получили сообщения аналогичного характера от британского производителя Jaguar Land Rover. «Речь идет о личной переписке представителей российских дилеров и сотрудников автоконцерна, вот такое информирование», — говорит представитель крупного дилера. «О заморозке продаж этих брендов говорят на Zoom-совещаниях и при личном общении», — уточняет другой собеседник Forbes. Официальных писем от обоих автоконцернов автодилеры еще не получили.

Реклама на Forbes Материал по теме

Все собеседники Forbes связывают прекращение поставок с началом военной спецоперации на территории Украины и новыми санкциями со стороны США и стран Евросоюза.

Ранее глава Stellantis Карлос Таварес заявил, что автоконцерн готов перенести свой завод из России или сократить объемы производства в связи с возможными санкциями из-за ситуации на Украине. Об этом сообщала The Wall Street Journal. Производственная площадка у Stellantis в России — это завод «ПСМА Рус», расположенный в Калужской области, совместное предприятие Stellantis (70%) и Mitsubishi Motors Corporation (30%). На заводе выпускают легковые седаны, коммерческие модели и компакт-вэны под брендами Peugeot, Opel и Citroen, также там собираются кроссоверы Mitsubishi.

«Все бренды Stellantis в России (Peugeot, Citroеn, Opel, Jeep, Fiat Professional), а также завод «ПСМА Рус» в Калуге работают в штатном режиме», — заявил официальный представитель Stellantis в ответ на запрос Forbes. Представители Jaguar Land Rover на момент публикации статьи на запрос не ответили. В комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) также комментарий не предоставили.

«Ситуация для рынка новая, все просто в шоке, валютные курсы скачут, никто не знает, что будет завтра, вот и делают такие заявления», — считает глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По его словам, на российском авторынке доля Stellantis и Jaguar Land Rover незначительна — 1,1% и 0,4% соответственно, и в случае, если автоконцерны примут решение уйти, их тут же заместят другие бренды. «Авторынок будет перераспределяться в сторону китайских и корейских брендов», — предполагает Целиков.

Западные автопроизводители приостановили поставки машин российским дилерам, сообщают источники Коммерсанта и Ведомостей.

Отгрузку автомобилей ограничили следующие компании:

Автомобили, прошедшие российскую таможню и запланированные к отгрузке со склада импортера, будут отправлены дилерам. Но когда возобновятся новые поставки, пока что неизвестно. [Коммерсантъ]

🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram. … и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒 iPhones.ruАвтомобили, прошедшие российскую таможню, будут отправлены дилерам. –>

Илья Сидоров

@ilyasidorov

Редактор новостей и автор статей на iPhones.ru.

Мир{short-story limit=”840″}Новости СМИ2 Ctrl Enter Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter Добавить в мою ленту Обсудить (0) Мы в Ссылки по теме: Партизаны Одессы объявили войну местным националистам Отстал от реальности: Зеленский призвал Россию к честным переговорам «Мы не рабы»: Пакистан отказался поддержать США в давлении на Россию Яков Кедми предрек уничтожение аэродромов НАТО в случае их использования украинской авиацией… Александр Роджерс: Мы наблюдаем конец «Пакс Американа» Читайте также: {related-news}

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий