Беларусь прекратила поставки бензина А-95 в Украину

После нескольких «газовых войн», перекрытия вентилей и блокад, и, наконец, после событий 2014 года и тем, что они принесли, Украина продолжает зависимость от российских энергоносителей. 

Где-то эта зависимость бросается в глаза, а где-то менее очевидна, но не менее опасна.

Чего и сколько не будет в Украине, если прогнозы о нападении России оправдаются, а поступление российских энергоносителей прекратится?

Всю предыдущую неделю цены на нефть в мире неустанно шли вверх, приблизившись к 100 долларов за баррель впервые с 2014 года. Однако 15 февраля немного откатились назад — «аж» к 95-96 долларов.

Россия является одним из мировых лидеров в добыче нефти и газа, а потому, что касается ее возможного вторжения в Украину, очень беспокоит участников рынка.

Кроме того, что мировые цены на нефть близки к семилетним максимумам, а Украина зависит от импорта нефтепродуктов, для Украины есть и еще одна плохая новость или скорее перманентная проблема.

Главными поставщиками нефтепродуктов в Украину являются Беларусь и Россия. Так было до 2014 года, и так осталось по сей день. По данным Консалтинговой группы А-95, в 2021 году эти две страны вместе поставили на украинский рынок две трети бензинов и дизеля.

Третьим крупнейшим поставщиком топлива в Украину является Литва, которая обеспечивает около 9% рынка дизтоплива и 11% бензина.

Хотя объемы поставок оттуда в разы меньше, чем из двух первых стран, именно литовские нефтепродукты были реальной надежной альтернативой импорту для Украины. Оттуда же Украина получала и до 16% авиатоплива.

Однако с 7 февраля Беларусь запретила железнодорожный транзит нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений, загруженных на станциях «Литовских железных дорог». Сейчас и поставщики, и покупатели работают над разработкой альтернативных маршрутов, однако это не легко, да и на цене топлива отразится.

А недавно белорусский лидер Александр Лукашенко предупредил, что в случае эскалации конфликта с Россией Беларусь прекратит поставки энергоресурсов в Украину.

«Если вы (Украина) столкнетесь с Россией, мы будем не с вами. Мы отрежем всякие поставки не только ГСМ с Россией вместе и электричество», — заявил Лукашенко.

ПАО «Укртатнафта», владеющее Кременчугским НПЗ, заявило о готовности полностью удовлетворить спрос на отечественном рынке бензина на фоне прекращения поставок из Литвы и возможного прекращения поставок из Беларуси. Но со времени основания компании в 1994 году ей не особо удавалось «перебить» конкурентов из-за границы.

А кстати, что с электричеством?

В отличие от нефтепродуктов доля российской и белорусской электроэнергии в украинском энергобалансе кажется ничтожной.

В 2020 году, по данным главы парламентского энергетического комитета Андрея Геруса, импорт оттуда не превышал 0,15%.

За весь 2021 год, по данным Укрэнерго, Украина импортировала еще на четверть меньше электричества от северо-восточных соседей. Весь импорт электричества составил 1,1% всего электропотребления в стране, и около 70% импорта пришлось на Беларусь. 10% предоставила Россия.

Самый большой импорт пришелся на морозный февраль прошлого года. Однако после скандала вокруг импорта электричества из России и Белоруссии с мая по ноябрь он был запрещен. Но рекордные цены на газ и отсутствие запаса на украинских ТЭС вынудило Украину возобновить импорт электричества. Только из Беларуси, но в аварийном режиме.

В то время как украинские АЭС берут на себя главный «удар» обеспечения экономики током, нагрузка пиковых часов с осени 2021-го покрывается именно импортом, и часто — именно из Беларуси.

Отсутствие импорта в нужный момент может означать аварийные отключения электричества.

В целом Украина с советских времен до сих пор входит в общую с Россией и Беларусью энергосистему. И давно – еще с 2005-го – планирует отсоединиться от нее в пользу европейской.

Сейчас «синхронно» с Европой работает только так называемый «янтарный энергетический остров» — на базе Бурштынской ТЭС на западе Украины.

Присоединение остальной украинской энергосистемы пока запланировано на начало 2023 года. Но для этого в 2022 году украинская система должна пройти серьезную проверку и сертификацию. Одно из условий — полное отключение от общей системы с Беларусью и Россией и работа в течение определенного времени в автономном режиме.

Если все будет идти по плану, то первое такое отключение состоится 24-26 февраля, чтобы посмотреть, как работает украинская система в период повышенной нагрузки.

Если же отсоединение состоится, но обратно «присоединиться» уже не удастся из-за эскалации конфликта, по оценкам Андрея Геруса, Украина ожидает дефицит электричества в 900 МВт-час. Это больше, чем дают Киевские ТЭЦ-5 и 6, которые снабжают электричеством и теплом украинскую столицу.

(Не) полная газовая независимость

Собственной добычей Украина покрывает до двух третей своих потребностей в газе.

С ноября 2015 года Украина не покупает газ у России. Однако львиная доля поставок из Европы осуществляется по так называемому «виртуальному реверсу»: Украина отбирает из трубопроводов то, что идет в западном направлении, в обмен на такие же объемы газа из Европы на восток.

По итогам 2021 года доля «виртуального реверса» (backhaul) — почти 90% всего импорта, который составил 2,56 млрд кубов.

Но Россия постоянно уменьшает объемы транзита по украинскому маршруту.

Глава Оператора ГТС Украины Сергей Макогон утверждает, что по действующему транзитному соглашению с «Газпромом» мощности на точках входа в украинскую ГТС забронированы на годовой основе.

В январе 2022 года объем бронирования составлял 3,4 млрд. кубов газа. Однако по итогам января физический транзит российского газа через Украину в Европу составил всего 1,664 млрд кубов – вполовину меньше забронированных мощностей.

«И это несмотря на сверхвысокие цены на газ в ЕС и постоянные обещания увеличить поставки газа в ЕС», — написал Сергей Макогон в Facebook.

Транзит газа

Российский «Газпром» отказался бронировать дополнительные транзитные мощности по Украине на март, а также мощности польского участка газопровода «Ямал-Европа».

С другой стороны Украина пытается увеличить «настоящий импорт» газа. По данным главы ОГТСУ, с начала февраля суточный объем импорта составляет 13,5-14 млн кубов. Большая часть импорта поступает из Венгрии – в среднем 5,5 млн кубов. Чуть меньше – около 5 млн кубов поступает из Словакии, остальные – в основном виртуальным реверсом из Польши.

Однако следует учитывать, что импорт ограничен как необычно теплой погодой и уменьшением потребления газа в Украине, так и сверхвысокими ценами на газ в Европе.

Кроме того, выход «Нафтогаза» за валютой для этих закупок на рынок уже немного «нажал» на курс гривны, отмечают эксперты.

Уголь: от блокады суши до блокады портов

Нехватка запасов угля на украинских ТЭС и импорт угля стали главной темой этого осенне-зимнего периода.

По данным таможни, к ноябрю 2021 года доля России в украинском угольном импорте составила 65,5% (против 60% в 2020 году). Но с ноября Россия прекратила экспорт энергетического угля в Украину, а затем заблокировала и поставки из Казахстана.

Критическую ситуацию с запасами угля для ТЭС удалось исправить благодаря импорту практически со всего мира — от США и Колумбии до Австралии.

Однако львиную долю этого угля привозили в Украину танкеры – в порты в Черном и Азовском морях. А они могли бы быть заблокированы для грузовых судов из-за российских военных учений с 13 по 19 февраля.

В Администрации морских портов Украины утверждают, что блокады портов удалось предотвратить.

«Благодаря совместным усилиям и быстрому реагированию мы не допустили блокировку работы Черноморских портов Украины. Определенный благодаря проведенному исследованию коридор гарантирует судам безопасный проход по Одесскому заливу», — уверяют в АМПУ.

Там также отмечают, что в коридоре, определенном для безопасного захода торговых судов в украинские порты, «глубина подтверждена на уровне 15-22,5 метра».

Однако обозреватели, комментировавшие тему российских учений и блокады украинских портов отмечали, что для безопасного прохода большинства грузовых судов — и ввозящих уголь, и вывозящих зерно — нужная глубина должна составлять не менее 20 метров.

АЭС: ТВЭЛ против Westinghouse

Атомная энергетика по-прежнему обеспечивала до половины потребностей Украины в токе. А этой зимой она взяла на себя главный удар из-за заоблачных цен и нехватки газа, угля и нефти.

30 января этого года впервые за всю историю в Украине заработали все 15 блоков на четырех АЭС.

Но и им тоже нужно горючее. А оно до недавнего времени тоже поступало только из России.

От межправительственного соглашения Украины с США о поставках американского горючего на украинские АЭС в 2000 году до подписания первого контракта с американской компанией Westinghouse прошло восемь лет.

В настоящее время, как сообщают в «Энергоатоме», горючее Westinghouse для реакторов ВВЭР-1000 уже используют на шести из 15 энергоблоков украинских атомных электростанций, 13 из которых оснащены реакторами ВВЭР-1000. До конца 2022 года на американское горючее хотят перевести еще два блока.

Таким образом, пока на российском ядерном топливе — производстве ТВЭЛ — работают более половины атомных блоков в Украине. Но быстро заменить его американским не удастся даже при самых благоприятных обстоятельствах — урановые сборки американцев и россиян имеют разный дизайн, каждый блок, где происходит замена, проходит модернизацию и проверку безопасности.

Впрочем, как заявил недавно руководитель «Энергоатома» Петр Котин, по протоколу безопасности, в случае военного конфликта на территории Украины атомные станции должны быть отключены и оставаться «разгруженными» до «завершения угрозы».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Александр ГАЙДАМАКА 29.01.2015 Увеличить шрифт А А А

Термины придумывают для того, чтобы адекватно описать действительность. А вот нынешняя украинская власть использует их для искажения этой действительности. «Фашистами» они, прославляющие Бандеру, умудряются называть тех, кто борется против нацистов «азовчанина» Билецкого. «Кровавым тираном» они, убившие тысячи людей на Донбассе, зовут Януковича, так и не отдавшего приказа открыть огонь. А «государством-агрессором» в Верховной раде назвали Россию, которая могла бы при желании… но вместо этого продолжает подкармливать, невзирая на всю пропагандистскую ложь, которая вылилась от «братской республики» за последний год.

Украинская телепропаганда – при активной поддержке западных СМИ и политиков – более полугода убеждает всех (внутри Украины и за её пределами), что Россия беспрестанно поставляет на украинские земли исключительно боевиков-террористов и военную технику. Ах да: ещё собственную армию, которая, судя по громким заявлениям, уже несколько раз прошла по всей Украине туда и обратно; а если судить по доказательствам, то… нельзя судить по тому, что отсутствует.

А вот поставки иного рода – это факт. Давайте разберёмся.

Во-первых, это газ. «Государство-агрессор» по-прежнему поставляет Украине газ. Не просто поставляет, а по льготным ценам. Да, цена на газ для Украины до сих пор определяется с учётом скидки – выторгованной, кстати, в своё время тем самым «кровавым диктатором», а ныне лишь продлённой постпереворотной властью. И действует эта скидка до 1 апреля 2015 года. При этом многие считают, что с того момента, как «Газпром» начал поставлять газ на Украину только по предоплате (а переход на предоплату произошёл в июне 2014-го), Украина не имеет долгов по газу перед РФ. Однако это не так. Долг просто перестал накапливаться и увеличиваться. Но два с половиной миллиарда долларов долга за газ, поставленный до вышеупомянутого перехода, никуда не делись. И никто их не выплатил. И Россия, заметьте, напоминает об этом долге, но не ставит никаких ультиматумов и не прекращает поставки газа.

Во-вторых, это поставки угля. Причём уголь, отметим, поставляется без какой-либо предоплаты, о чём во время своего визита в Израиль напомнил министр иностранных дел РФ С. Лавров. И долг за этот уголь тоже на месте не стоит, однако опять же: никаких ультиматумов, никаких срывов поставок. Полмиллиона угля в месяц на льготных условиях. «Чтобы снять энергетические проблемы, которые возникают на Украине», – заявлял в декабре вице-премьер РФ Д.Козак. Согласитесь, жуть какое агрессивное заявление и действие. Видимо, поэтому в украинском «Центрэнерго» до сих пор пытаются выдать российский уголь за африканский, будто позабыв, что генпрокурор Украины Ярема неоднократно засвидетельствовал: африканский уголь украинским ТЭС не подходит, потому что не горит…

Третий симптом коварства «государства-агрессора» – поставки электроэнергии. Прямо цинично и бессовестно Российская Федерация поставляет на Украину электроэнергию по внутрироссийским ценам. А эти цены ниже, чем цены украинские. При этом украинская власть в лице Яценюка уже успела выразить недовольство контрактами по электроэнергии. Видимо, слишком дешёво продают. Премьер РФ Д. Медведев так и сказал: если не нравится, то мы пойдём навстречу и поднимем цену. Но опять обращаем ваше внимание: дальше этого безобидного «троллинга» дело не пошло.

Россия продолжает снабжать Украину электроэнергией по заниженным ценам, углём без предоплаты, газом без погашения долга. Продолжает продавать Украине нефть, удобрения, оборудование, автомобили, металлы, ядерное топливо (без которого украинские АЭС уже взлетели бы на воздух благодаря американским «вестингаузам»). В общем, ведёт себя абсолютно бесчеловечно, как и полагается «стране-агрессору». Видимо, поэтому Верховная рада, признав РФ этим самым агрессором, ещё и потребовала от мирового сообщества «не оставить безнаказанными преступления против человечества» со стороны России.

Трудно сказать, что из вышеперечисленного украинские парламентарии считают «преступлениями против человечества». Отметим, что собственные обстрелы городов Донбасса и провокации в Волновахе и Мариуполе Киев таковыми преступлениями не считает.

А может быть, преступление против человечества – это положительная реакция России на просьбу МВФ «спасти Украину от дефолта»? Россия не стала пока требовать выплаты трёх миллиардов долларов США – долга по тому самому траншу, предоставленному Россией в декабре 2013 года, который предшествовал госперевороту февраля 2014-го. Тогда Киев, видимо, очень обиделся на Россию, намеревавшуюся предоставить Украине пятнадцатимиллиардный кредит. Зато сегодня ходит перед ЕС буквально на задних лапках, чтобы выпросить кредит, не дотягивающий даже до двух миллиардов евро (и то неизвестно, дадут ли).

В России принятые решения Верховной рады о «государстве-агрессоре» некоторые политики, например, характеризуют так: маразм крепчает. А спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила: «Мы видим, как деградирует ситуация на Украине, как за декларациями о мире партия войны продолжает массированные боевые действия на юго-востоке». Против России ведется массированная информационная кампания, несмотря на то что Москва неизменно призывает к миру на Украине, добавила она.

«Агрессоры – это те, кто развязал гражданскую братоубийственную войну, кто убивает женщин, детей и стариков, кто из тяжелого вооружения бомбит населенные пункты, уничтожает жилые дома, школы, больницы, устраивает блокаду юго-востока», – сказала Матвиенко, подчеркнув, что Россия не является стороной конфликта, предлагает мирный план, принимает сотни тысяч беженцев, направляет гуманитарную помощь. «В то время как украинские власти ездят по миру с протянутой рукой и безуспешно выпрашивают деньги, Россия оказывает конкретную экономическую помощь в виде кредитов, поставляет на льготных условиях газ, электроэнергию, уголь. И это страна-агрессор?» – закономерно задает вопрос Матвиенко.

Закономерен и такой вопрос – почему же Россия всё это делает? Зачем нужны льготные поставки, отсрочки по долгам, скидки, если адресат всего этого не только не демонстрирует благодарности, но ещё и ведёт себя откровенно по-хамски, продолжая провоцировать РФ на жёсткие шаги и пытаясь втянуть её в прямую войну? Что это – попытки задабривания, победы лаской?

Вряд ли. Очевидно, что это было бы бесперспективным – в ответ идут только голословные обвинения в агрессии и обращения к США, ЕС усилить санкционное давление на Россию.

Объяснение же достаточно простое: Россия чётко разграничивает нынешнюю украинскую власть и украинский народ. К первой у России масса претензий, это верно. Однако может ли РФ сегодня прекратить поставки строго украинской власти, а народу – не прекращать? Нет, конечно. В поддержке братского народа поставками и отсрочками по кредитам нет абсолютно ничего удивительного. Несмотря на то, что политиканы считают Россию «государством-агрессором» и обвиняют её в «преступлениях против человечества», а на уровне украинского МИД даже конвои РФ с гуманитарной помощью для населения Донбасса именуют «гуманитарным вторжением».

ЭКОНОМИКА799 : 593Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Украина: день десятый (обновляется)

Российская армия продолжит операцию на Украине вплоть до достижения целей

Наши в Харькове, Зеленский в отказе

Кровавый Клоун Зеленский требует больше крови

Украина: российские войска выполнили поставленные задачи

В.В. Путин: «Альянс фактически подсовывает под нос нам свои ракеты»

Жители Украины по-прежнему мигрируют в Россию

Россия делает вывод: на Украине разговаривать не с кем

По чьей указке действовал в России украинский консул?

С 1 июня Россия начинает поставлять на Украину всю продукцию ТЭК, включая уголь, бензин и дизельное топливо, только по отдельным специальным разрешениям.image Фото: iStock

Экспорт нефти, этана, бутана, а также битума, этилена и пропилена из России на Украину попал под полный запрет.

читайте также–> МЭР предложило список поставщиков угля и нефтепродуктов на Украину

Это предусматривает постановление правительства РФ, принятое в апреле. Оно вступило в силу в день подписания, однако на практике начинает действовать в первый месяц лета, так как требовалось время для приема заявок от экспортеров сырья, которое под запрет не попало.

Спецразрешения на экспорт угля и нефтепродуктов из России на Украину выдает с 1 июня Минэкономразвития РФ, следует из постановления. Ведомство может выдать документы для экспорта товарного бензина и нафты, дизеля, пропана, бутана и других сжиженных газов.

Также в список разрешенной для поставки продукции попали каменный уголь, брикеты, окатыши, бурый уголь, кокс, торф. Заявки от компаний МЭР теперь принимает ежемесячно до 15 числа предшествующего месяца (с 1 июня разрешение получают те, кто подал заявки до 15 мая, соблюдая все требования).

читайте также–> Достигло миллиона количество книг из РФ, запрещенных к ввозу на Украину

Режим поставок через спецразрешения для поставщиков не новый: он действовал и ранее, но теперь ужесточен. Как писала “РГ”, запрет на экспорт, например, нефти не должен сказаться на украинской и российской экономиках, так как Россия практически не поставляет ее туда, в то время как ограничения на экспорт светлых нефтепродуктов и угля – это куда более существенная мера. Сами санкции со стороны России были введены в ответ на решение Украины ограничить импорт ряда российских товаров.

Замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский 28 мая сообщил журналистам, что угольные компании успели подать заявки на экспорт, причем они по объему предполагаемых поставок оказались “кратно больше того, что было всегда”. 31 мая пресс-служба Минэкономразвития РФ сообщила, что направила в правительство предложения по перечню компаний, которым могут разрешить поставку угля и нефтепродуктов на Украину. Их названия и объемы экспорта не уточнялись.

Экономика ВЭД Экономика Отрасли Нефть и газ Вступают в силу в июне 2019 года Отношения России и Украины

На восьмой год войны в Донбассе, Белоруссия продолжает поставки ГСМ на Украину, обеспечивая братское государство всем необходимым. Об этом заявил действующий президент Белоруссии Александр Лукашенко, передаёт корреспондент издания «Донецкий тормозок».

Он отметил, что прекращение обеспечения Украины топливом может произойти лишь после начала войны с Россией, а если Киев развернёт войну против Донбасса, то будет некая реакция.

«Минск не будет поставлять Украине ГСМ в случае начала ею вооруженного столкновения с Россией. А в случае начала Киевом войны против Донбасса, Минск и Москва дадут совместный ответ», — рассказал он.

Ранее, после захвата в плен россиян в Белоруссии, Лукашенко призывал убивать всех, кто противостоит украинской армии в Донбассе, поскольку украинские спецслужбы сообщили ему о переброске ЧВК из Донецка для его свержения. Также, в 2020 году Лукашенко перекрыл нефтепровод в с российским топливом, прекратив экспорт в страны Евросоюза.

image

Начиная с января текущего года в Украину поставили около пяти млн тонн бензина и дизельного топлива. На сколько это много или, наоборот, мало можно узнать, сравнив с показателями прошлого года, которые были на 1 млн меньше, однако нужно учитывать и такой фактор – собственное производство нефтепродуктов упало на 1,8 млн тонн. Розничные сети уже подстроились под подобные настроения рынка, поэтому и работают исключительно на импортных поставках.

Издание Forbes, заглянув в документы Государственной таможенной службы, отмечает, что может показаться, что топливо к нам приходит из Сингапура, Ганы, Панамы и Швейцарии, хотя на самом деле это все лишь те страны, где зарегистрированы импортеры, тогда как топливо везется в страну, как правило, из соседних государств. Так, большая половина дизельного топлива, потребляемого Украиной, производятся отечественными заводами, на Беларусь приходится чуть менее 23 процентов, а на дизель с России – 18 процентов, примерно 7-9 процентов на производителей с Италии, Казахстана, Литвы, Туркменистана и Израиля. Если говорить о бензине, то здесь также практически половина приходится на украинскую нефтепереработку, около 25 процентов на белорусские нефетепродукты, 12 и 9 процентов на Литвы и Румынию соответственно и всего лишь 0,14 процента на греческие и российские нефтепродукты. Что касается автомобильных заправок, функционирующих на территории Украины, то они реализуют топливо разных импортеров, примерно картина выглядит следующим образом: Несмотря на наличие столь точных сведений о производителях нефтепродуктов, гарантировать и указывать, где именно продается качественный бензин, очень сложно. А все потому, что на сегодня нет контроля за качеством топлива, так как не финансируется деятельность Государственного комитета по техническому регулированию. Такую информацию обнародовал Сергей Куюн, руководитель консалтинговой компании “А-95”. Поэтому остается открытым вопрос – чем именно торгуют большая часть игроков топливного рынка. Так, по словам Куюна, мелкие операторы ищут пути удешевления стоимости продукта зачастую путем ухудшения качества. Было отмечено, что из-за отсутствия финансирования Государственного комитета по техническому регулированию качество реализуемого бензина не проверяется совершенно, а никакие другие госинспекции не имеют на это полномочий. При этом главным фактором риска остается усиление централизированного вмешательства со стороны властей. Куюн приводит в пример ситуацию в соседней России, где после установки цен в феврале, рынок нефтепродуктов просто высох, а ведь Украина, подчеркивает эксперт, является еще более уязвимым рынком. Пока власти не видят проблем, нам остается только думать-гадать, какие же цены завтра будут на заправках, добавил он. Тем временем уже с первого декабря этого года будут введены госпошлины на импортное топливо. Таким образом, по мнению министра энергетики, будет простимулирована работа отечественных НПЗ, а, в первую очередь Лисичанского. Правда, перед введением таких изменений должно пройти спецрасследование Межведомственной комиссии по международной торговли относительно жалобы, поданной одним из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов, согласно которой работа в нынешних условиях будет исключительно убыточной. Впрочем, эксперты раздела «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» считают, что до первого декабря комиссии не удастся провести расследование, а значит и пошлины не будут введены. В энергетическом ведомстве, в принципе, готовы вводить пошлины и до того, как расследование закончиться, аргументируя это необходимостью спасать украинскую нефтепереработку. Глава Ассоциации операторов рынка Леонид Косянчук считает, что введение пошлин на импортное топливо – это не выход из сложившейся ситуации, поскольку простой украинских НПЗ будут оплачивать из своих кошельков автомобилисты. Косянчук уверен, что нужно проводить за счет госбюджета модернизацию украинских НПЗ, после чего отечественное топливо сможет конкурировать с импортным. Беларусь поступила таким же образом, модернизировав Мозырский НПЗ, что вылилось стране в 2 млрд долларов, хоть удовольствие это не из дешевых, но эффект того стоит. Белорусский бензин сейчас пользуется повышенным спросом на международном рынке. image 17 октября 2012 г. 20:50 Автор: Екатерина Кравчук-РудомёткинаМнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий