Белоруссия прекратила поставки топлива на Украину

28.05.2021 13:50 Экономика Редакция Белорусская нефтяная компания пока не подтверждает поставки бензина Фото Ивана Яривановича

В Украине заговорили о возможных ответных санкциях властей Беларуси в ответ на закрытое небо для “Белавиа”.

Белорусская нефтяная компания пока не подтверждает поставки бензина марки А-95 для украинских контрагентов на июнь. Впрочем, это может быть и не связано с последними действиями властей Украины.

Как передает Цензор.НЕТ, об этом изданию enkorr сообщили держатели терм-контрактов на поставку бензина от БНК.

«Сегодня нам сказали, что по А-95 поставок не будет совсем. Между тем по А-92 будет поставлен полный объем», — говорится в сообщении.

Издание отмечает, что причины такого решения неизвестны.

Второй источник сообщил, что в случае остановки поставки А-95 в Украину по репутации надежного поставщика БНК будет нанесен сокрушительный удар.

В Консалтинговой группе «А-95» считают, что в случае прекращения поставок бензина А-95 из Беларуси на рынке может образоваться дефицит. По данным группы, среднемесячные поставки белорусского А-95 в 2021 году равнялись 55 тыс. т, что составляет около 50% рынка этой марки.

Глава консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн в Facebook сообщил: «Худшее решение, которое могли принять белорусы в текущей ситуации — закрыть поставку бензина А-95 в Украину, где за их продуктом 50% рынка. С другой стороны, ещё один сигнал нам, третий за эту весну».

После нескольких «газовых войн», перекрытия вентилей и блокад, и, наконец, после событий 2014 года и тем, что они принесли, Украина продолжает зависимость от российских энергоносителей. 

Где-то эта зависимость бросается в глаза, а где-то менее очевидна, но не менее опасна.

Чего и сколько не будет в Украине, если прогнозы о нападении России оправдаются, а поступление российских энергоносителей прекратится?

Всю предыдущую неделю цены на нефть в мире неустанно шли вверх, приблизившись к 100 долларов за баррель впервые с 2014 года. Однако 15 февраля немного откатились назад — «аж» к 95-96 долларов.

Россия является одним из мировых лидеров в добыче нефти и газа, а потому, что касается ее возможного вторжения в Украину, очень беспокоит участников рынка.

Кроме того, что мировые цены на нефть близки к семилетним максимумам, а Украина зависит от импорта нефтепродуктов, для Украины есть и еще одна плохая новость или скорее перманентная проблема.

Главными поставщиками нефтепродуктов в Украину являются Беларусь и Россия. Так было до 2014 года, и так осталось по сей день. По данным Консалтинговой группы А-95, в 2021 году эти две страны вместе поставили на украинский рынок две трети бензинов и дизеля.

Третьим крупнейшим поставщиком топлива в Украину является Литва, которая обеспечивает около 9% рынка дизтоплива и 11% бензина.

Хотя объемы поставок оттуда в разы меньше, чем из двух первых стран, именно литовские нефтепродукты были реальной надежной альтернативой импорту для Украины. Оттуда же Украина получала и до 16% авиатоплива.

Однако с 7 февраля Беларусь запретила железнодорожный транзит нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений, загруженных на станциях «Литовских железных дорог». Сейчас и поставщики, и покупатели работают над разработкой альтернативных маршрутов, однако это не легко, да и на цене топлива отразится.

А недавно белорусский лидер Александр Лукашенко предупредил, что в случае эскалации конфликта с Россией Беларусь прекратит поставки энергоресурсов в Украину.

«Если вы (Украина) столкнетесь с Россией, мы будем не с вами. Мы отрежем всякие поставки не только ГСМ с Россией вместе и электричество», — заявил Лукашенко.

ПАО «Укртатнафта», владеющее Кременчугским НПЗ, заявило о готовности полностью удовлетворить спрос на отечественном рынке бензина на фоне прекращения поставок из Литвы и возможного прекращения поставок из Беларуси. Но со времени основания компании в 1994 году ей не особо удавалось «перебить» конкурентов из-за границы.

А кстати, что с электричеством?

В отличие от нефтепродуктов доля российской и белорусской электроэнергии в украинском энергобалансе кажется ничтожной.

В 2020 году, по данным главы парламентского энергетического комитета Андрея Геруса, импорт оттуда не превышал 0,15%.

За весь 2021 год, по данным Укрэнерго, Украина импортировала еще на четверть меньше электричества от северо-восточных соседей. Весь импорт электричества составил 1,1% всего электропотребления в стране, и около 70% импорта пришлось на Беларусь. 10% предоставила Россия.

Самый большой импорт пришелся на морозный февраль прошлого года. Однако после скандала вокруг импорта электричества из России и Белоруссии с мая по ноябрь он был запрещен. Но рекордные цены на газ и отсутствие запаса на украинских ТЭС вынудило Украину возобновить импорт электричества. Только из Беларуси, но в аварийном режиме.

В то время как украинские АЭС берут на себя главный «удар» обеспечения экономики током, нагрузка пиковых часов с осени 2021-го покрывается именно импортом, и часто — именно из Беларуси.

Отсутствие импорта в нужный момент может означать аварийные отключения электричества.

В целом Украина с советских времен до сих пор входит в общую с Россией и Беларусью энергосистему. И давно – еще с 2005-го – планирует отсоединиться от нее в пользу европейской.

Сейчас «синхронно» с Европой работает только так называемый «янтарный энергетический остров» — на базе Бурштынской ТЭС на западе Украины.

Присоединение остальной украинской энергосистемы пока запланировано на начало 2023 года. Но для этого в 2022 году украинская система должна пройти серьезную проверку и сертификацию. Одно из условий — полное отключение от общей системы с Беларусью и Россией и работа в течение определенного времени в автономном режиме.

Если все будет идти по плану, то первое такое отключение состоится 24-26 февраля, чтобы посмотреть, как работает украинская система в период повышенной нагрузки.

Если же отсоединение состоится, но обратно «присоединиться» уже не удастся из-за эскалации конфликта, по оценкам Андрея Геруса, Украина ожидает дефицит электричества в 900 МВт-час. Это больше, чем дают Киевские ТЭЦ-5 и 6, которые снабжают электричеством и теплом украинскую столицу.

(Не) полная газовая независимость

Собственной добычей Украина покрывает до двух третей своих потребностей в газе.

С ноября 2015 года Украина не покупает газ у России. Однако львиная доля поставок из Европы осуществляется по так называемому «виртуальному реверсу»: Украина отбирает из трубопроводов то, что идет в западном направлении, в обмен на такие же объемы газа из Европы на восток.

По итогам 2021 года доля «виртуального реверса» (backhaul) — почти 90% всего импорта, который составил 2,56 млрд кубов.

Но Россия постоянно уменьшает объемы транзита по украинскому маршруту.

Глава Оператора ГТС Украины Сергей Макогон утверждает, что по действующему транзитному соглашению с «Газпромом» мощности на точках входа в украинскую ГТС забронированы на годовой основе.

В январе 2022 года объем бронирования составлял 3,4 млрд. кубов газа. Однако по итогам января физический транзит российского газа через Украину в Европу составил всего 1,664 млрд кубов – вполовину меньше забронированных мощностей.

«И это несмотря на сверхвысокие цены на газ в ЕС и постоянные обещания увеличить поставки газа в ЕС», — написал Сергей Макогон в Facebook.

Транзит газа

Российский «Газпром» отказался бронировать дополнительные транзитные мощности по Украине на март, а также мощности польского участка газопровода «Ямал-Европа».

С другой стороны Украина пытается увеличить «настоящий импорт» газа. По данным главы ОГТСУ, с начала февраля суточный объем импорта составляет 13,5-14 млн кубов. Большая часть импорта поступает из Венгрии – в среднем 5,5 млн кубов. Чуть меньше – около 5 млн кубов поступает из Словакии, остальные – в основном виртуальным реверсом из Польши.

Однако следует учитывать, что импорт ограничен как необычно теплой погодой и уменьшением потребления газа в Украине, так и сверхвысокими ценами на газ в Европе.

Кроме того, выход «Нафтогаза» за валютой для этих закупок на рынок уже немного «нажал» на курс гривны, отмечают эксперты.

Уголь: от блокады суши до блокады портов

Нехватка запасов угля на украинских ТЭС и импорт угля стали главной темой этого осенне-зимнего периода.

По данным таможни, к ноябрю 2021 года доля России в украинском угольном импорте составила 65,5% (против 60% в 2020 году). Но с ноября Россия прекратила экспорт энергетического угля в Украину, а затем заблокировала и поставки из Казахстана.

Критическую ситуацию с запасами угля для ТЭС удалось исправить благодаря импорту практически со всего мира — от США и Колумбии до Австралии.

Однако львиную долю этого угля привозили в Украину танкеры – в порты в Черном и Азовском морях. А они могли бы быть заблокированы для грузовых судов из-за российских военных учений с 13 по 19 февраля.

В Администрации морских портов Украины утверждают, что блокады портов удалось предотвратить.

«Благодаря совместным усилиям и быстрому реагированию мы не допустили блокировку работы Черноморских портов Украины. Определенный благодаря проведенному исследованию коридор гарантирует судам безопасный проход по Одесскому заливу», — уверяют в АМПУ.

Там также отмечают, что в коридоре, определенном для безопасного захода торговых судов в украинские порты, «глубина подтверждена на уровне 15-22,5 метра».

Однако обозреватели, комментировавшие тему российских учений и блокады украинских портов отмечали, что для безопасного прохода большинства грузовых судов — и ввозящих уголь, и вывозящих зерно — нужная глубина должна составлять не менее 20 метров.

АЭС: ТВЭЛ против Westinghouse

Атомная энергетика по-прежнему обеспечивала до половины потребностей Украины в токе. А этой зимой она взяла на себя главный удар из-за заоблачных цен и нехватки газа, угля и нефти.

30 января этого года впервые за всю историю в Украине заработали все 15 блоков на четырех АЭС.

Но и им тоже нужно горючее. А оно до недавнего времени тоже поступало только из России.

От межправительственного соглашения Украины с США о поставках американского горючего на украинские АЭС в 2000 году до подписания первого контракта с американской компанией Westinghouse прошло восемь лет.

В настоящее время, как сообщают в «Энергоатоме», горючее Westinghouse для реакторов ВВЭР-1000 уже используют на шести из 15 энергоблоков украинских атомных электростанций, 13 из которых оснащены реакторами ВВЭР-1000. До конца 2022 года на американское горючее хотят перевести еще два блока.

Таким образом, пока на российском ядерном топливе — производстве ТВЭЛ — работают более половины атомных блоков в Украине. Но быстро заменить его американским не удастся даже при самых благоприятных обстоятельствах — урановые сборки американцев и россиян имеют разный дизайн, каждый блок, где происходит замена, проходит модернизацию и проверку безопасности.

Впрочем, как заявил недавно руководитель «Энергоатома» Петр Котин, по протоколу безопасности, в случае военного конфликта на территории Украины атомные станции должны быть отключены и оставаться «разгруженными» до «завершения угрозы».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

09 февраля 2022, 10:49

Украина увеличила за январь закупки бензина из Белоруссии на 28%

Прослушать новость Остановить прослушивание close 100%

Константин Михальчевский/РИА «Новости»

Импорт бензина на украинский рынок за первый месяц 2022 года возрос на 28% за счет поставок топлива из Белоруссии (116,3 тыс. тонн). Об этом сообщает издание enkorr.

Сравнивались значения с январем 2021 года.

Закупки по белорусскому направлению начали увеличивать почти все украинские импортеры. У брендов Оkko и Wog поставки выросли на 46% и 47%.

По информации издания, в феврале тенденция с приобретением бензина Киевом может сохраняться или усилиться. Начиная с 7 февраля, власти Белоруссии установили запрет на железнодорожный транзит нефтепродуктов, химических, а также минеральных удобрений из Литвы.

Ограничения со стороны Минска послужили ответом на отказ Вильнюса пропускать калийные удобрения в порт Клайпеды.

Ранее эксперты объяснили резкое снижение продаж бензина на российских АЗС.

Беларусь прекратила поставки бензина марки А-95 в Украину. Об этом 28 мая в своём Facebook написал директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

По его словам, это худшее решение, которое могла принять республика в текущей ситуации. Поскольку в Украине за белорусским продуктом 50% рынка.

«С другой стороны, ещё один сигнал нам, третий за эту весну», — отметил Куюн.

При этом эксперт допустил, что переговоры по поставкам бензина ещё продолжаются. Но задача, по его мнению, стоит нестандартная — найти 50 тыс. тонн «пятого». Поэтому, считает Куюн, здесь без моря не обойтись.

Кстати, о том, что Белорусская нефтяная компания пока не подтверждает поставки бензина А-95 для украинских контрагентов на июнь, пишет издание Encorr. Меж тем известно, что поставки бензина А-92 подтверждены в полном объёме. Об этом передаёт «Интерфакс».

Заместитель руководителя офиса президента Ростислав Шурма рассказал, что случае, если действующее руководство Беларуси решит прекратить поставки топлива в Украину, наше государство будет вынуждено импортировать горючее с других рынков железнодорожным транспортом.

Читайте также:

Заместитель Андрея Ермака добавил, что также в случае прекращения поставки топлива из Беларуси планируется существенно нарастить украинское производство топлива.

Заместитель главы Офиса президента также отметил изменения в логистике поставки топлива, которые приведут к удорожанию горючего, однако, в целом, Ростислав Шурма считает, что Беларусь вряд ли будет останавливать поставки топлива в Украину.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий