Давление нарастает. Кто уходит из России, закрывает производства и прекращает поставки из-за событий на Украине

Содержание

ИсторииВ курсе

Мы собрали последние новости о последствиях санкций, а также прогнозы о том, что нас ждет в ближайшей перспективе.

2 марта 2022

В этой статье мы постараемся проанализировать, что происходит сейчас, что ждет обычных россиян в ближайшее время в финансовой и бытовой сфере и можно ли с этим что-то сделать. Именно такой совет дают экономисты: успокоиться и подумать.

Здание МИД России в Москве, Россия, 1 марта 2022 года

Итак, 21 февраля, то есть 10 дней назад, вступили в силу первые экономические санкции Запада против России, который таким образом отреагировал на признание независимости ДНР и ЛНР. После этого конфликт с Украиной начал развиваться по совершенно непредсказуемому сценарию, а санкции — ужесточаться с каждым днем. Полный их список на сегодняшний день смотри в нашей статье: «Новые санкции против России, введенные за выходные, и их последствия для обычных россиян (материал обновляется)».

Для обычного гражданина России все это пока имеет мало смысла. Единственное, что мы почувствовали на себе, — стремительное падение курса рубля и панику у банкоматов. Также перестали работать Apple и Google Pay, произошел скачок цен на импортные автомобили и электронику.

Однако на самом деле в экономике России в данный момент происходит серьезный шторм, и последствия его будут видны не сразу, а через несколько недель и месяцев. Мы собрали свидетельства инсайдеров и мнения аналитиков о том, что уже происходит прямо сейчас.

1. Закрыта торговля акциями, на Московской бирже торгуется только валюта, рубль неуклонно падает.

Первым на санкции, естественно, отреагировал российский рынок ценных бумаг. Обвал случился сразу после объявления «спецоперации». С понедельника Московская биржа остановила торговлю акциями и не возвращалась к ней до сих пор. Однако торги по валюте (доллар и евро) продолжаются, и курс рубля каждый день ставит новые антирекорды. В настоящий момент, по информации «РБК», курс доллара — 110, курс евро — 120 рублей.

Обычных людей, которые не играют на бирже, все эти новости все равно коснулись. В крупных городах России началась валютная паника: люди пытаются купить доллары, а также снять наличные из банков на фоне угроз отключения банковской системы от SWIFT. Кстати, читай все еще актуальную статью «Нужно ли снимать валюту и рубли? Что говорят эксперты».

Мы уже писали, что с банковскими накоплениями обычных россиян ничего не случится из-за санкций, а вот паника может им серьезно навредить. Пока что ЦБ держит удар и обеспечивает все частные банки достаточным количеством наличных. Ни одного банкротства, замораживания счетов или насильственного перевода долларовых вкладов в российские рубли пока не произошло и в ближайшем будущем не ожидается.

Возможно, по рублевым вкладам даже будут повышены проценты, так как в два раза повысилась процентная ставка ЦБ, пишет РБК.

Однако экономисты все-таки намекают, что купить сейчас какие-то импортные товары по старым ценам (если есть возможность) — это неглупый шаг. Например, сменить стиральную машину или телефон для девушки.

Стиральная машина Indesit BWSB 51051

Стиральная машина Indesit BWSB 51051

Смартфон Samsung Galaxy A52

Смартфон Samsung Galaxy A52

2. Запрет на вывод валюты из России

На фоне блокировки валютных активов ЦБ был подписан указ о том, что частным гражданам и российским компаниям запрещено выводить доллары из страны по банковским каналам, даже наличные доллары в сумме больше 10 тысяч вывозить запрещено, сообщают «Ведомости». В правительстве это называют «контрсанкциями». Таким образом, доллары теоретически должны оставаться внутри страны и стабилизировать рынок валюты.

Ну, для обычных нас с тобой 10 000 USD (по нынешнему курсу — больше миллиона рублей) — это уже накопления. Так что теоретически можно вытрясти из матраса 9999 долларов и рвануть куда-нибудь… На первые полгода где-то в Азии хватит.

На самом деле эта мера ударит не только по бегущим из России олигархам.

Во-первых, запрет на валютные закупки означает фактическое прекращение импорта. С нами и так уже отказываются торговать на Западе, однако через доллары до этого момента также шла торговля с Востоком.

Последствия станут очевидны через месяц-другой, когда закончатся запасы импортной одежды, алкоголя, еды, бытовой химии и других привычных нам вещей на складах. Еще до этого разорятся и закроются компании-импортеры, многие люди останутся без работы.

Тем временем Apple уже объявила о прекращении продажи айфонов и айпадов в рамках санкций (пишет BBC), то же сделала Nike.

Honda Motor прекращает поставки автомобилей и мотоциклов в Россию из-за проблем с расчетами, пишет «РБК».

Правда, Индия, например, 2 марта объявила о налаживании торговли с Россией в обход долларов и установке прямого обмена рупий на рубли. Это значит, что без специй и чая мы не останемся. А если серьезно, следует учитывать, что в Индии находится фармакологическое производство крупнейших западных медицинских компаний и существуют доступные дженерики многих западных лекарств. Это внушает какую-то надежду.

Во-вторых, что еще более тревожно, из-за проблем с оплатой забастовали контейнерные перевозки. Швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC), датская Maersk и французская CMA-CGM заявили об остановке приема заявок на перевозку контейнеров в Россию и из нее, сообщает Интерфакс. Это означает прекращение торговли не только с Западом, но еще с Латинской Америкой и даже Китаем: в основном все грузы идут по морю. У той же Индии с Пакистаном и Китаем очень напряженные отношения, так что наземная доставка вряд ли получится. А морские перевозчики бастуют. М-да.

3. Встают заводы, собирающие автомобили иностранного производства

Предыдущий пункт (невозможность оплаты счетов в валюте) создал проблемы с закупками запчастей иностранного производства даже в тех областях, которые не попали под санкции. В итоге встают российские заводы, которые производят иностранные автомобили и технику, пишет Motor.ru. Об остановке объявили BMW, Kia, Hyundai, а также «ПСМА Рус», на котором собирают Fiat, Jeep, Peugeot, Opel, Citroen. Bosch также жалуется на проблемы.

Держится пока только British American Tobacco, который завез достаточно сырья на ближайшее время.

Что ж, для рядовых граждан это означает все то же полное исчезновение импортных товаров, а также потерю довольно большого количества рабочих мест.

Рабочие собирают хетчбэк Renault Sandero на заводе в Москве 1 марта 2010 года, в день запуска производства модели в России

4. Массовый отъезд IT-специалистов и гастарбайтеров из России

Все, кто еще раздумывал о том, стоит ли уезжать, в данный момент собирают чемоданы.

Это касается как тех, на кого рассчитан закон о запрете вывоза валюты, так и гастарбайтеров из бывших республик, которые делали всю тяжелую работу.

Впрочем, если мы говорим об IT-специалистах, эти товарищи давно все вывели в биткоин, а не в доллары. Его невозможно запретить увозить с собой. Кстати, на рынке криптовалюты наблюдается очередной скачок, пишет «РБК».

Будет очень интересно посмотреть, как без IT-специалистов в банковской сфере будут налаживать переход на российский аналог SWIFT, например. Или как будут решаться насущные проблемы кибербезопасности. В общем, не удивляйся, если привычные приложения или сайты в данный момент перестают работать. Те, кто за этим следил, заняты другим.

Также будет, вероятно, очень непростая ситуация в строительстве и ресторанном бизнесе. Ну а бывшие дизайнеры и йога-инструкторы пойдут в дворники.

28 февраля 2022 года, Москва, Россия

5. Премьеры голливудских фильмов, а также съемки русских сериалов Netflix отменили

На общем фоне это, конечно, не самая ужасная новость. Вероятно, американское кино в ближайшее время нам придется смотреть исключительно на пиратских сайтах с субтитрами.

6. Boeing приостановит техническое обслуживание российских компаний

А вот это уже серьезно. Мало того, что огромная часть авиапарка российских перевозчиков находится в лизинге и сейчас самолеты требуют вернуть, но даже те, что принадлежат нам, в настоящий момент отказываются обслуживать, сообщает «Коммерсант».

Небо над Европой, а также США для нас тоже закрыли. Это значит, что российские перевозчики еще немного будут летать в Азию, однако в скором времени вылететь из России можно будет только иностранными авиалиниями (купив билеты за доллары сам знаешь по какому курсу).

7. Участники рынка опасаются сделок с российской нефтью

Экономисты считают, что самый серьезный экономический удар для России — это отказ от закупок нашей нефти и газа. Пока Запад просто физически не может пойти на этот шаг.

Однако некоторое сокращение закупок уже наблюдается (что тоже существенно ударяет по бюджету), пишет Finmarket.ru. Причем не в рамках санкций, а все из-за тех же проблем с валютными расчетами. «Нефтетрейдеры, морские перевозчики, страховые компании и банки, осуществляющие торговое финансирование, отказываются от сделок с российской нефтью, опасаясь вторичных санкций. Несмотря на то что существенных ограничений в отношении российской энергетической отрасли пока нет и даже для банков были введены исключения по финансированию таких сделок, многие участники рынка предпочитают не брать на себя повышенные риски в условиях неопределенности», — отмечает эксперт BCS Express.

А проект «Северный поток — 2», который должен был поставлять российский газ в Европу, постепенно переходит из категории «заморожен» в категорию «похоронен». Компания-оператор газопровода  Nord Stream 2 AG объявила о банкротстве. Более ста ее сотрудников уволены.

На этом фоне цена на нефть и газ в мире ставят рекорды. Вот только нам от этого не легче, ведь энергоносители покупают не у нас.

В статье использованы материалы: ,,, , , , .

Фото: Getty Images

Французские компании передумали уходить с рынка России. Почему президент Франции рекомендовал французским предприятиям не уходить с российского рынка. Почему руководство Франции хочет сохранить экономическое сотрудничество с Россией. Почему Франция не хочет покидать российский потребительский рынок Постоянный адрес публикации на нашем сайте: QR-код адреса страницы: (Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне) Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта23 комментария. Оставьте свой

И вернется, судя по всему, не скоро

BMW Group в связи с текущей геополитической ситуацией приостанавливает поставки на российский рынок и локальное производство автомобилей, сказал «Ведомостям» представитель компании. Дальнейшие решения будут приниматься исходя из развития ситуации, говорит он.

«В настоящее время мы работаем над решениями, которые в условиях ограниченных поставок запчастей позволят нам в полной мере выполнять гарантийные обязательства перед клиентами. Мы также продолжим сервисное обслуживание автомобилей наших клиентов с соблюдением всех стандартов BMW», – сказал собеседник газеты.

Сборка автомобилей BMW была запущена на «Автоторе» в 1999 г. С 2012 г. стороны вели переговоры о строительстве отдельного завода BMW на площадке калининградского холдинга. Но экономический кризис в конце 2014 г. и последовавшее за ним падение продаж автомобилей в России поставили переговоры на паузу. В активную стадию они вернулись лишь на рубеже 2016–2017 гг.

Автоконцерны начали повышать цены или останавливать отгрузки машин

Главной причиной паузы дилеры считают резко выросшие курсы евро и доллара

Чуть менее трех недель назад – 10 февраля – представитель «Автотора» говорил «Ведомостям», что производство автомобилей BMW на заводе в Калининграде будет продолжено «в соответствии с приоритетами развития российского автопрома». Иными словами, немецкий концерн решился перейти от отверточной сборки премиальных иномарок на производство по полному циклу, включающему в себя сварку, окраску и сборку машин.

В рамках подписанного соглашения предполагалось локализовать производство внедорожников BMW X5, BMW X6, BMW X7 и легковых машин BMW 5 серии на «Автоторе». В этот раз представитель калининградской компании от комментариев отказался.

К 2019 г. правительство сформировало три возможных варианта присутствия немецкого автоконцерна в России. BMW должен был либо построить собственный завод в России, по аналогии с тем, как сделал Mercedes в Подмосковье, либо интегрироваться в специальный инвестконтракт (СПИК) «Автотора» и увеличивать локализацию, либо сворачивать отверточную сборку в Калининградской области и переходить на прямой импорт. На принятие решения немецкой компании давалось два года. В 2020 г. тогдашний президент BMW Group в России Штефан Тойхерт говорил, что создание собственного производства на территории России в рамках отдельного СПИКа не имеет экономического смысла для компании.

«Автотор» заключил СПИК с Минпромторгом и правительством Калининградской области в середине 2019 г. на волне подписания с автоконцернами таких контрактов первой версии. Тогда компания обязалась вложить не менее 12 млрд руб. в локализацию производства, создание инжинирингового, учебного и IT–центра. СПИК – это рамочный инструмент, который гарантирует компании неухудшение условий ведения бизнеса на срок контракта и налоговые льготы в обмен на обязательства по локализации. Он же является основным критерием подтверждения того, что продукция сделана в России. Срок действия СПИКов первой версии – 10 лет, во второй версии их продлили до 15–20 лет в зависимости от объема вложений.

Какие активы могут бросить в России западные компании

«Ведомости» проанализировали крупнейшие инвестиции ЕС и США в России

Сколько BMW планировал вложить в развитие локализации в России, неизвестно. Но еще до того, как немецкий концерн принял окончательное решение остаться в России, «Автотор» начал строить новый универсальный завод мощностью 50 000 машин в год. Его проектировала немецкая фирма Durr. Сотрудник одного из российских автоконцернов оценивал для «Ведомостей» стоимость такого строительства в 250 млн евро, из них не менее 60 млн евро – оборудование для окраски, более 30 млн евро – сварочная линия.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, машины BMW – самые популярные в российском премиум–сегменте. Их продажи за 2021 г. выросли на 10%, составив 46 802 автомобиля. Примерно две трети из них в прошлом году было импортировано, несмотря на наличие сборки на «Автоторе».

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев считает, что BMW возобновит поставки машин в Россию еще не скоро – «через полгода–год, минимум». Компания не будет рисковать европейским рынком ради российского, который хоть важен для группы, но сравнительно мал, констатирует эксперт.

Новости СМИ2

В сети появилась информация о том, что Макдональдс уходит с российского рынка из-за санкций введенных ЕС и США. На совершение аналогичного шага решились и другие зарубежные компании. Насколько это правда, читайте далее в нашем материале.

Макдональдс планирует уйти с российского рынка: когда это произойдет

Обновлено: McDonald’s временно закрывает 850 своих ресторанов в России — заявили в компании.

С чего все начиналось?

Информация о том, что Макдональдс «сворачивает» все свою сеть в России не подтвердилась. Однако фейки о закрытии компании появились не на ровном месте. Все дело в том, что по прогнозируемым данным около 40% зарубежных общепитов и магазинов могут прекратить свою деятельность на территории РФ. Эксперты выделяют несколько причин:

  • нарушение авиасообщения с Европой;
  • разрыв логистических цепочек;
  • снижение покупательской способности;
  • введение РФ ответных санкций.

О том, что Макдональдс покинет российский рынок, предположили эксперты. Официальной информации от руководства компании о планах закрыть сеть не поступало.

Между тем, специалисты предполагают, что закроется не только Макдональдс, но и другие западные бренды, такие как «Ашан», «Бургер Кинг» и «KFC».

Если это на самом деле произойдет, то десятки тысяч торговых и производственных площадей будут пустовать. Однако, не все так плохо, как кажется. Помещения, где сейчас работают зарубежные компании, могут занять российские производители.

По словам вице-президента Федерации рестораторов и отельеров России Максима Беляева, то, что иностранные общепиты закроются на территории РФ, никак не повлияет на работу российских ресторанов.

«Заберем имущество!»: Медведев предлагает ответить западу той же монетой

На своей официальной странице ВКонтакте Дмитрий Медведев предложил вариант, как ответить западу на их антироссийские санкции.

По словам вице-премьера, США и ЕС много раз говорили об изъятии имущества россиян, которое находится за рубежом. Так, почему же РФ не может ответить такой же монетой?

Медведев заявил, что нужно национализировать собственность иностранных компаний, которые работают на территории России. Но не в отношении всех, а только ЕС, США и других стран, «играющих по дудочку Америки».

Завершая свою речь, Дмитрий Медведев отметил, что в России есть такой закон, да и опыт имеется богатый. Пока, все только начинается, что будет дальше, покажет время.

Напомним, что ЕС и США ввели санкции в отношении многих российских банков и компаний. В их число вошли такие известные кредитные организации, как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, а также предприятия «РЖД», авиационные корпорации «Сухой», «Иркут» и другие.

Что известно о закрытии зарубежных общепитов и магазинов в России

В сети появилась информация о том, что Макдональдс, «Ашан», «Бургер Кинг» и «KFC» прекращают свою деятельность на территории России. Однако пока эти сведения руководство компаний не подтверждает. По словам экспертов, предприятия оценивают ситуацию, подсчитывает, сколько они потеряют, если уйдут с российского рынка и, как скоро они смогут найти замену. По расчетам специалистов окончательное решение указанными компаниями будет принято не раньше, чем через 10 дней.

В свою очередь, руководство Макдональдс ранее заявляло о том, что планирует открыть еще несколько заведений в регионах РФ. Что, правда, а что фейк, можно узнать только после публикации официальной информации.

Между тем, уже доподлинно известно, что финская сеть супермаркетов Prisma, которая входит в состав холдинга S-Group, уходит из России.

По официальным сведениям, компания имеет 16 магазинов, которые расположены в Санкт-Петербурге. Ежегодный доход предприятия составлял 8 млрд рублей, а затраты – 350 млн руб. Как пояснили в холдинге, руководству пришлось прийти к такому решению из-за быстро меняющейся бизнес-среды, в которой работать в нынешних условиях просто невозможно.

Иностранные производители заявили, что не планируют уходить из России

Закроется ли Макдональдс в связи с санкциями

Некоторые иностранные производители, реализующие свою продукцию в России, уже заявили о том, что не планируют закрываться и продолжают деятельность в штатном режиме. Среди них оказались Nestle и Danone.

Как пояснили в Nestle, компания свернула производства и закрыла все склады, которые находятся на территории Украины.

В свою очередь, в России делать этого же никто не собирается. Все дело в том, что российский рынок очень перспективный, на котором производитель работает уже не один десяток лет. Поддерживать санкции себе в убыток – глупо.

В Danone отметили, что компания не прекращает и даже не думала останавливать работу в России. Кроме того, все производственные линии действуют в штатном режиме. На сегодняшний день, главной задачей предприятия является обеспечение клиентов должным объемом безопасной продукции.

На запросы журналистов о планах по закрытию своих производств на территории РФ такие иностранные производители, как PepsiCo и Coca-Cola не ответили.

Этот материал был обновлен 04.03.2022.

Российский авторынок погрузился в кризис. Из-за экономических санкций и резких колебаний курса валют многие производители приостановили поставки и производство в стране.

«Фольксваген» приостановил отгрузки дилерским центрам. Речь идет обо всех марках, входящих в состав концерна: «Шкода», «Ауди», «Фольксваген», «Порше», «Бентли», «Ламборгини» и «Дукати».

«Шкода» прекратила продажу автомобилей в России и остановила производство на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде, где выпускаются Рапид, Октавия, Карок и Кодиак.

«Порше» прекратил поставку автомобилей в Россию и временно остановил европейские заводы.

«Ягуар Лендровер» и «Дженерал Моторс» тоже перестали поставлять автомобили в Россию с 1 марта. Последняя компания представлена в России только маркой «Шевроле».

«Чери» временно не поставляет машины российским дилерам из-за курса валют. Производитель уточняет закупочные цены. У дилеров еще есть в наличии закупленные ранее модели.

«Джили» заморозила поставку своих авто дилерским центрам в России. Причиной называют возникшие трудности с логистикой.

«Скания» и «Вольво». Шведские производители грузовиков тоже приостановили бизнес в России: автомобили и запчасти пока не поставляют. Концерн «Вольво» также остановил конвейеры на заводе в Калуге. Как долго продлится такая пауза, неизвестно. Еще «Вольво-карс» временно не поставляет легковые авто.

БМВ прекратила производство на заводе в Калининграде и остановила поставки в Россию с 1 марта.

«Форд» вслед за другими автоконцернами остановил работу в России с 2 марта, включая совместное предприятие с группой «Соллерс Авто» по выпуску автомобилей Форд Транзит в Елабуге.

Завод «Ниссан» в Санкт-Петербурге продолжает работу, но в представительстве не исключают, что производство могут остановить из-за дефицита комплектующих. Новый Ниссан Патфайндер собирают в США — и временно не поставляют в Россию.

«Хендай». Завод в Санкт-Петербурге приостановил производство с 1 по 5 марта из-за перебоев с поставками комплектующих.

«Рено». Московский завод будет простаивать как минимум до 5 марта из-за проблем с логистикой.

«Автоваз» 28 февраля останавливал все конвейеры из-за нехватки запчастей. 1 марта конвейерные ленты вновь заработали: Лады Гранты, Ларгусы, XRAY, Рено Логаны и Сандеро собирают в две смены. Сейчас «Автоваз» ищет альтернативных поставщиков на случай новых санкций.

С 5 марта конвейеры в Тольятти и Ижевске снова приостановят работу: нет электронных компонентов. Также «Автоваз» приостановил поставку запчастей.

«Харли-Дэвидсон». Американский производитель мотоциклов приостановил свою деятельность в России.

«Тойота» и «Лексус» приостановили поставки автомобилей в Россию. Завод «Тойота» в Петербурге уйдет на простой с 4 марта из-за проблем с поставкой комплектующих.

МАН прекратил экспорт грузовиков и запчастей в Россию и Беларусь. Производство в Санкт-Петербурге остановили.

«Хонда», которая и так планировала покинуть российский авторынок в 2022 году, остановила поставки автомобилей и мотоциклов.

«Мазда» отказалась от экспорта автомобилей и запчастей, но продолжает поставлять комплектующие для своего завода во Владивостоке.

«Мерседес-Бенц» приостанавливает поставки легковых авто и фургонов в Россию и сворачивает свое производство на территории страны.

«Сузуки» остановила поставки автомобилей, мотоциклов, лодочных моторов и запчастей.

Мы будем дополнять статью, если другие производители тоже приостановят поставки в Россию.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале

Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий