Если РФ прекратит поставки топлива на Украину, то ее ждет коллапс

  Просмотров: 1415

image

С 1 июня вступили в силу ограничения на поставку нефти, нефтепродуктов, а также продукции металлообработки и легкой промышленности. Сбылась мечта украинского патриота: наиболее чувствительная продукция российского производства отныне так запросто не пересечет границу. Правда благодарить за это нужно не украинских ультраправых, а правительство России. Но рады ли этому киевские руководители?

18 апреля постановлением правительства РФ был расширен перечень российских товаров, на экспорт которых вводятся ограничения. Новая версия санкций была дополнена такой продукцией, как сырая нефть, а также продукция ее переработки, включая бензин, дизельное топливо, моторное масло и мазут. Эти меры явились ответной реакцией на так давно расширенные санкции со стороны Украины.

Российский сенатор Алексей Пушков прокомментировал вступление в силу запрета на поставки угля и нефтепродуктов из России следующим образом: «Пока Зеленский призывает США и ЕС сохранить санкции против России, в силу с 1 июня вступили наши санкции — Украина остается без российских нефтепродуктов», — написал Пушков в твиттере.

Надо сказать, что механизм товарных санкций был задействован Москвой впервые с 2014 года. И не стоит к таковым относить последствия денонсации зоны свободной торговли в рамках СНГ – ведь это было ответом на подписание ассоциации с ЕС. В свою очередь товарных санкций со стороны Киева было достаточно: еще в сентябре 2014 года Петр Порошенко подписал постановление №744 «О решении СНБО о защите Украины и усилении ее оборонной способности». В соответствии с этим актом 166 предприятиям аннулировали разрешения на экспорт в РФ, выданные в предшествующие годы. В результате чего без рынка сбыта остались украинские авиадвигатели, судовые двигатели, да и весь аэро-космический комплекс, включая легендарный «Южмаш», в миг потерявший 70% своих заказов.

Надо сказать, что эти меры ударили по отдельным отраслям российской промышленности: в частности, начались проблемы у «Роствертола», который был сильно завязан на двигатели запорожского «Мотор Сич». Пришлось оперативно налаживать собственное производство судовых силовых установок, которые ранее поставлял в Россию николаевский завод «Зоря-Машпроект». Были перебои с поставками ильменитовых руд для титановой промышленности. Отдельно следует вспомнить об экономической блокаде Крыма, которая оставила «дорогих» для Киева крымчан без продовольствия, электроэнергии и воды.

Но несмотря на все это, Москва дорожила украинским рынком. И даже в условиях практически полного отсутствия адекватных контактов с Киевом оставляла шанс для налаживания отношений в сфере двусторонней торговли. Как никак 8 млрд. долларов на дороге не валяются – столько составил российский экспорт на Украину по итогам 2018 года. Однако бесконечные запасы терпения Москвы все же иссякли. Похоже, не оправдался изначальный расчет на то, что в Киеве одумаются и сбавят обороты экономического антагонизма.

Перечень товаров, которые с 1 июня запрещены к ввозу в Украину получился довольно внушительным. Кроме нефтянки в правительственных списках оказалась продукция пищевой промышленности, включая подсолнечное масло, кондитерские изделия и шоколад, хлеб, овощи, напитки, пиво и вино. Из полезных ископаемых под запрет попал щебень и известняк. Из химической продукции – углеводороды циклические, включая этан, бутан, бензол, а также бытовая химия. И, наконец, целый перечень продукции машиностроения – котлы, турбины, трактора и трансформаторы. В частности, по оценкам Минэкономразвития РФ финальная версия санкций затрагивает товары на общую сумму 4,3 млрд. долларов, что составляет около 54% российского годового экспорта или 30% суммарного товарооборота двух стран.

И это уже само по себе серьезная цифра. Но, разумеется, самая чувствительная позиция – это топливо. Ведь она самая труднозамещаемая. Так, по итогам 2018 года Украина импортировала из России 2,7 млн. тонн бензина и дизельного топлива, что составляет 37,2% от совокупного импорта. Однако это не все. К этому объему можно добавить еще 2,2 млн. тонн, ввезенные из Белоруссии, которые частично произведены из российской нефти на белорусских НПЗ, а частично и вовсе являются реэкспортом готовой продукции российской нефтянки. Учитывая, что годовое потребление топлива всех видов на Украине в прошлом году составило 7 млн. тонн., выходит, что около 70% этого объема были обеспечены за счет российской нефти.

Из ближайших соседей остается бензин из Литвы. Однако заместить им российское топливо не получится, потому что Мажейкяйский НПЗ не способен выдать на-гора хотя бы часть потребности украинского рынка. Но самое главное, литовцам выгоднее гнать бензин в США, Латвию и Польшу по более высокой цене. Конечно, всегда актуален такой экзотический вариант как импорт бензина из Европы. Однако маловероятно, что украинцы смогут платить по 1,5 евро за литр АИ-95. Не выдержит таких цен и экономика – дешевле будет вспахивать поля плугом, а товары перевозить гужевым транспортом. Тем более, что Киев живет в шаге от дефолта, выкраивая каждую гривну из доходов бюджета ради погашения внешних долгов. А экономическая рецессия, которую спровоцирует рост цен на топливо, существенно ускорит приближение дефолта.

А свежая таможенная статистика и вовсе говорит о том, что Украина даже не пытается диверсифицировать закупки топлива. После того, как в Москве объявили о разработке санкций, Киев еще больше увеличил объем закупок российской нефтянки. Так, в январе-апреле 2019 года было импортировано нефти и нефтепродуктов на сумму 684,1 млн. долл. При этом доля России в структуре импорта выросла с 37,3% до 43,1%.

Аналогичная ситуация и с углем. Согласно данным украинской таможни, в 2018 году на импорт угля из РФ пришлось 60% всего импорта. С начала 2019 года этот показатель также вырос – до 64%. В общем, очевидно, что Киев в эти предсанкционные месяцы активно покупал российское топливо про запас, потому как на европейском «золотом» бензине далеко не уедешь, равно как и на пенсильванском угле – особо не согреешься.

Выходит, что если Владимир Зеленский не хочет, чтобы из-за потенциального топливного кризиса его звезда угасла также быстро, как и зажглась, договариваться с Россией придется. И даже окошко для маневра у Киева в текущей ситуации имеется: ввоз всей вышеуказанной продукции возможен по специальным разрешениям Минэкономики. Но выпишут ли в Москве такие разрешения, будет зависеть от того, что украинские власти собираются предложить в обмен на послабление ограничений. Ведь не так давно звучавшие просьбы Владимира Зеленского в адрес Вашингтона о том, чтобы усилить давление на Россию – явно не могут этому способствовать.

Дмитрий ЗаворотныйНовости партнеров

В последние годы система, обеспечивающая потребности Украины в нефтяной продукции, сильно изменилась. Это обусловлено конфликтом с основным поставщиком – Россией. Была создана диверсифицированная модель импорта нефти. От этого пострадали отечественные нефтеперерабатывающие заводы, которые сегодня обеспечивают меньше 20% украинского рынка топлива.

Современная сеть заправочных станций

Поездка на машине невозможна без бензина или дизельного топлива, а также заправочных станций где они продаются. Первое появление украинских заправочных станций произошло в девяностые на основе АЗС бывшего СССР во время глобальной нехватки нефтепродуктов. Они не были похожи на современные станции с хорошим сервисом и сопутствующими услугами. Но это позволило предпринимателям освоить принцип работы бизнеса и разобраться в эффективности выбора локации АЗС.

Ближе к 2000 годам начали появляться крупные сети заправочных станций, такие как ВОГ, ОККО и другие. Со временем они поглощали друг друга, меняли названия, но продолжали работать. И если на начальном этапе развития сетевых игроков рынка насчитывалось не больше 2000 заправок, сегодня их количество перевалило за 7000 единиц. Они относительно равномерно распределились по Украине с более высокой плотностью в крупных населенных пунктах и на автомобильных магистралях.

Кто поставляет горючее в Украину?

Отечественные производители бензина и дизтоплива удовлетворяют внутренние потребности рынка не более чем на 20%. Остальное это экспорт из других стран. Среди основных игроков стоит выделить:

  1. Белорусскую нефтяную компанию занявшую половину украинского рынка своей продукцией. Причем поставки бензина превышают дизельное топливо на 5%. Основной упор белорусами сделан на доступную в плане стоимость нефти из России и близость расположения в географическом плане к Украине. При этом расценки для украинских АЗС выше чем для стран Европы.
  2. Группу «Приват» способную покрыть 16% поставок бензина и дизельного топлива. В цифрах это составило 1,3 миллиона тонн горючего. При этом основная часть приходится на продукцию «Укртатнафта», которая получает газовый конденсат и нефть у «Укрнафты». Также компания занимается поставкой нефти морским путем закупая ее в Казахстане и Азербайджане.
  3. Швейцарского поставщика – компанию Протон Энерджи. Доля поставок компании составляет чуть меньше 15%. Швейцарами были подхвачены активы украинского представителя «Роснефть».
  4. Польского игрока рынка нефтепродуктов – PKN Orlen. Компания постепенно утрачивает свои позиции в Украине, и ее доля с 2016 года снизилась с 11% до 8%.

В условиях жесткой конкуренции четыре основных игрока нефтяного рынка усилили контроль перемещения бензина и дизельного топлива, что позволило снизить контрабанду горючего всего до 6%. Пиратское топливо продолжает просачиваться в страну сквозь небольшие порты.

На сегодняшний день по утверждениям экспертов рынка, система, обеспечивающая Украину топливом, находится в равновесии за счет конкуренции нескольких поставщиков, а также способов поставки. Сегодня горючее поступает железнодорожным сообщением, по морю и по трубопроводам. А больше информации, где АЗС закупают топливо можно найти на сайте https://auto.ria.com/toplivo/wog/.

Особенности топлива на отечественных заправках

Когда в Украине появились первые заправочное станции качество реализуемого на них бензина и дизельного топлива определялось как чистое и грязное. Резкое увеличение на дорогах автомобилей импортного производства, которые очень требовательны к примесям в горючем, таким как свинец, сера и смолы вынудило некоторые заправочные станции завозить продукцию из стран Европы. Также встречались АЗС пытающиеся собственными силами улучшить качество горючего, что оборачивалось проблемами для импортных автомобилей украинцев.

Со временем была принята новая стандартизация нефтепродуктов. В соответствии с установленным ДСТУ на заправках можно продавать только неэтилированный бензин. Сегодня учитывая развитие сетевых АЗС, автомобилисты могут не переживать о качестве горючего. Конечно, это не касается неизвестных заправочных станций, которые пусть и редко, но встречаются. И если качество жидкости в бензобаке вызывает сомнения, то его можно поверить в условиях гаража:

  • бензин наливается в прозрачную емкость и отстаиваться;
  • тяжелые примеси и вода осаживаются и заметны на глаз;
  • можно добавить марганцовку, если бензин станет Розовым значит в нем содержится вода.

Естественно такой способ проверки не позволяет выявить наличие присадок для увеличения октанового числа. А в остальном сегодня АЗС стараются закупать горючее у проверенных поставщиков чтобы удовлетворить спрос потребителей в качественном топливе.

image

9 февраля, 14:40 НВ Премиум Цей матеріал також доступний українською

Белорусский диктатор Александр Лукашенко (Фото:Andrei Stasevich/BelTA/Handout via REUTERS)

Александр Лукашенко угрожает остановить поставки бензина и дизтоплива в Украину. Что на самом деле кроется за этими словами, как изменятся цены на нефтепродукты в Украине и почему такое решение может навредить самой Беларуси?

С начала года розничная стоимость светлых нефтепродуктов в Украине уже увеличилась более чем на 10%. К двум ключевым факторам, которые влияют на цены на украинских АЗС, — мировым ценам на нефть и курсу доллара, неожиданно добавился третий.

Александр Лукашенко, самопровозглашенный президент Республики Беларусь, в интервью российским СМИ заявил о готовности прекратить поставки светлых нефтепродуктов и других энергоресурсов в Украину. «Мы отрежем всякие поставки не только ГСМ вместе с Россией. И электричество», — отметил он.

Это уже второй сигнал из соседнего государства, который может оказать заметное влияние на украинский рынок бензина и дизельного топлива. Начиная с 7 февраля Беларусь остановила ж/д-транзит светлых нефтепродуктов из Литвы в Украину.

Если Лукашенко перейдет от слов к делу, аналитики даже не берутся предсказывать, сколько будет стоить литр топлива в Украине. Ключевое слово — если.

НВ Бизнес разбирался в реальности угроз Лукашенка. Кто получит больший урон от остановки поставок: Украина или Беларусь?

Загрузка…

Начиная с января текущего года в Украину поставили около пяти млн тонн бензина и дизельного топлива. На сколько это много или, наоборот, мало можно узнать, сравнив с показателями прошлого года, которые были на 1 млн меньше, однако нужно учитывать и такой фактор – собственное производство нефтепродуктов упало на 1,8 млн тонн. Розничные сети уже подстроились под подобные настроения рынка, поэтому и работают исключительно на импортных поставках.

Издание Forbes, заглянув в документы Государственной таможенной службы, отмечает, что может показаться, что топливо к нам приходит из Сингапура, Ганы, Панамы и Швейцарии, хотя на самом деле это все лишь те страны, где зарегистрированы импортеры, тогда как топливо везется в страну, как правило, из соседних государств. Так, большая половина дизельного топлива, потребляемого Украиной, производятся отечественными заводами, на Беларусь приходится чуть менее 23 процентов, а на дизель с России – 18 процентов, примерно 7-9 процентов на производителей с Италии, Казахстана, Литвы, Туркменистана и Израиля. Если говорить о бензине, то здесь также практически половина приходится на украинскую нефтепереработку, около 25 процентов на белорусские нефетепродукты, 12 и 9 процентов на Литвы и Румынию соответственно и всего лишь 0,14 процента на греческие и российские нефтепродукты. Что касается автомобильных заправок, функционирующих на территории Украины, то они реализуют топливо разных импортеров, примерно картина выглядит следующим образом: Несмотря на наличие столь точных сведений о производителях нефтепродуктов, гарантировать и указывать, где именно продается качественный бензин, очень сложно. А все потому, что на сегодня нет контроля за качеством топлива, так как не финансируется деятельность Государственного комитета по техническому регулированию. Такую информацию обнародовал Сергей Куюн, руководитель консалтинговой компании “А-95”. Поэтому остается открытым вопрос – чем именно торгуют большая часть игроков топливного рынка. Так, по словам Куюна, мелкие операторы ищут пути удешевления стоимости продукта зачастую путем ухудшения качества. Было отмечено, что из-за отсутствия финансирования Государственного комитета по техническому регулированию качество реализуемого бензина не проверяется совершенно, а никакие другие госинспекции не имеют на это полномочий. При этом главным фактором риска остается усиление централизированного вмешательства со стороны властей. Куюн приводит в пример ситуацию в соседней России, где после установки цен в феврале, рынок нефтепродуктов просто высох, а ведь Украина, подчеркивает эксперт, является еще более уязвимым рынком. Пока власти не видят проблем, нам остается только думать-гадать, какие же цены завтра будут на заправках, добавил он. Тем временем уже с первого декабря этого года будут введены госпошлины на импортное топливо. Таким образом, по мнению министра энергетики, будет простимулирована работа отечественных НПЗ, а, в первую очередь Лисичанского. Правда, перед введением таких изменений должно пройти спецрасследование Межведомственной комиссии по международной торговли относительно жалобы, поданной одним из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов, согласно которой работа в нынешних условиях будет исключительно убыточной. Впрочем, эксперты раздела «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» считают, что до первого декабря комиссии не удастся провести расследование, а значит и пошлины не будут введены. В энергетическом ведомстве, в принципе, готовы вводить пошлины и до того, как расследование закончиться, аргументируя это необходимостью спасать украинскую нефтепереработку. Глава Ассоциации операторов рынка Леонид Косянчук считает, что введение пошлин на импортное топливо – это не выход из сложившейся ситуации, поскольку простой украинских НПЗ будут оплачивать из своих кошельков автомобилисты. Косянчук уверен, что нужно проводить за счет госбюджета модернизацию украинских НПЗ, после чего отечественное топливо сможет конкурировать с импортным. Беларусь поступила таким же образом, модернизировав Мозырский НПЗ, что вылилось стране в 2 млрд долларов, хоть удовольствие это не из дешевых, но эффект того стоит. Белорусский бензин сейчас пользуется повышенным спросом на международном рынке. 17 октября 2012 г. 20:50 Автор: Екатерина Кравчук-РудомёткинаМнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.

Сегодня состоялся очередной телефонный разговор президента Украины Владимира Зеленского с премьером Британии Борисом Джонсоном. Зеленский, несколько дней назад бежавший из Киева и, по некоторым данным, находящийся во Львове, заявил о том, что для Украины «ближайшие 24 часа станут решающими». В свою очередь Джонсон пообещал Зеленскому «продолжать оказывать помощь Украине». В британском понимании эта помощь заключается в поставках оружия и боеприпасов.

Одновременно с этим глава европейской дипломатии Жозеп Боррель на фоне сообщений о введении очередного пакета санкций заявил о том, что ЕС планирует поставки Украине вооружений на сумму в 500 млн евро. Из этой сумму 450 млн евро пойдёт на поставку так называемых летальных вооружений. Так, Боррель заявил, что на Украину собираются поставить военные самолёты. При этом он не уточнил, каким образом Брюссель собирается это сделать и на какой именно украинский военный аэродром.

Дело в том, что большинство крупных аэродромов Украины демилитаризованы в результате применения Россией высокоточного оружия. Некоторые аэродромы страны полностью перешли под контроль РФ.

В такой ситуации в странах НАТО наблюдается некоторая растерянность. Связана она с тем, что нужно не только принять решение о военной помощи, но эту «помощь» на Украину ещё и доставить. Запад растерян в связи с тем, что доставлять оружие по воздуху стало практически невозможно, а доставка сухопутным вариантом сопряжена с риском уничтожения этих вооружений с помощью всё того же высокоточного оружия РФ.

Тот же Боррель, говоря о готовности поставить военные самолёты Украине, выглядел растерянно, когда у него впоследствии попытались уточнить, как он это собирается сделать — «отдельными фрагментами в грузовых контейнерах на разных грузовых автомобилях?..» И потом кто-то на Украине эти фрагменты будет собирать воедино?

Напомним, что ранее оружие Украине пообещала поставить и Германия. Речь идёт, например, о противотанковых комплексах, а также о ПЗРК Stinger. Но вот куда и кому конкретно будет передаваться это оружие при условии того, что происходит на Украине сегодня, в Берлине пока тоже не могут сказать однозначно.

В такой ситуации новые поставки оружия могут стать не только целью для ВС РФ и НМ ЛДНР, но и трофеями. Кстати, народная милиция такими трофеями, поставленными на Украину странами Запада — в том числе гранатомётами NLAW, уже обзавелась после взятия позиций ВСУ под Волновахой.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий