«Форд» уходит из России — что случилось?

2022-03-05T04:34:00+03:00 2022-03-07T17:33:49+03:00 2022-03-05T04:34:00+03:00 2022 https://1prime.ru/business/20220305/836269371.html Прощай, BMW. На чем мы будем ездить и во сколько это обойдется Бизнес Новости ru-RU https://1prime.ru/docs/terms/terms_of_use.html https://россиясегодня.рф Уже сейчас понятно, что автомобили европейских марок поставляться в Россию не будут, по крайней мере, какое-то время, хотя никто из европейских автоконцернов не сказал, что уходят… ПРАЙМ, 05.03.2022 статьи, авто, бизнес, поставки, авто, авторынок рф, китай https://cdnn.1prime.ru/images/83242/97/832429740.jpg 1920 1440 true https://cdnn.1prime.ru/images/83242/97/832429740.jpg https://cdnn.1prime.ru/images/83242/97/832429739.jpg 1920 1080 true https://cdnn.1prime.ru/images/83242/97/832429739.jpg https://cdnn.1prime.ru/images/83242/97/832429738.jpg 1920 1920 true https://cdnn.1prime.ru/images/83242/97/832429738.jpg https://1prime.ru/business/20220305/836268027.html https://auto.1prime.ru/auto/20220227/836143360.html https://1prime.ru/business/20220304/836267685.html Агентство экономической информации ПРАЙМ 1 5 4.7 96 7 495 645-37-00 ФГУП МИА «Россия сегодня» https://россиясегодня.рф/awards/ 294 60 Агентство экономической информации ПРАЙМ 1 5 4.7 96 7 495 645-37-00 ФГУП МИА «Россия сегодня» https://россиясегодня.рф/awards/ 294 60 Агентство экономической информации ПРАЙМ 1 5 4.7 96 7 495 645-37-00 ФГУП МИА «Россия сегодня» https://россиясегодня.рф/awards/ 294 60 Агентство экономической информации ПРАЙМ 1 5 4.7 96 7 495 645-37-00 ФГУП МИА «Россия сегодня» https://россиясегодня.рф/awards/ 294 60 Екатерина Акопова https://cdnn.1prime.ru/images/82942/26/829422698.jpg

Бизнес 05 Марта 2022, 04:34 Сюжет: Авто
Покупка автомобиля© РИА Новости. Алексей Мальгавко / Перейти в фотобанк

Читать 1prime.ru в

МОСКВА, 5 мар — ПРАЙМ, Екатерина Акопова. Уже сейчас понятно, что автомобили европейских марок поставляться в Россию не будут, по крайней мере, какое-то время, хотя никто из европейских автоконцернов не сказал, что уходят отсюда окончательно. Пока Renault, Citroen, Peugeot, Opel говорят лишь о приостановке продаж, а автоэксперты предрекают дефицит и рост цен.

image
Россиянам рассказали, кто заменит авто из Европы

“Геополитическая ситуация, перебои с поставками, намерения некоторых брендов покинуть РФ приводит к дефициту автомобилей и росту цен на них. Пока импортёры не подняли цены и не прислали скорректированные прайсы на март, но мы ожидаем, что цены вырастут минимум на 30% и это связано не только с политической ситуацией, но прежде всего с волатильностью курса рубля”, — говорит генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.

ЦЕНА КРАСНА

“В ближайшее время ожидается снижение спроса в связи с повышением ставки автокредитования до 20-30%”, — пояснил агентству “Прайм” генеральный директор ГК АВТОDОМ Андрей Ольховский. По его словам, ситуация на авторынке развивается также динамично, как общая ситуация в стране. Ряд западных компаний приостановили поставки автомобилей в Россию, однако, информации о полном завершении сотрудничества не поступало.

“В текущей ситуации продажи автомобилей продолжаются, так как дилеры сформировали определённый запас склада, которого хватит на ближайшие несколько месяцев. В то же время, приобрести авто по старой цене невозможно”, — подчеркнул Ольховский. По его словам, весь премиум-сегмент машин подорожал примерно на 30% и выше.

image
Эксперты рассказали, что ждет авторынок России

По словам Мигаля, сегодня растёт спрос на популярные модели автомобилей, например, продажи Kia Rio за последние 3 дня составили 21 автомобиль, Haval F7x — уже 22 штуки. За аналогичные периоды продано 23 автомобиля ŠKODA.

При этом спрогнозировать цены сегодня тоже невозможно. “Прежде всего потому, что мартовские цены окончательно не сформированы импортерами, поскольку официального курс рубля окончательно еще не установился. При этом закрытие границ может привести к полной остановке поставок европейских авто и комплектующих”, — считает генеральный директор ГК “АвтоСпецЦентр” Андрей Терлюкевич.

“Похожая ситуация наблюдается и на вторичном рынке. Рост стоимости автомобилей тут составляет 20-30% в зависимости от марки, пробега и срока эксплуатации”, — завил Мигаль.

ТРЕТИЙ РАДУЕТСЯ

В качестве альтернативы моделям европейских концернов эксперты называют продукцию китайского автопрома. “Китайцы и до нынешних событий быстро догоняли поставщиков автомобилей из других стран, предложив за последние несколько лет много новых интересных моделей”, — пояснил агентству “Прайм” автоэксперт Игорь Моржаретто.

Такого никто не ждал: что будет, если вы купите авто из Китая

По его словам, китайские концерны производят сегодня почти все типы автомобилей и в состоянии заменить европейский автопром на российском рынке, если тот решит хлопнуть дверью окончательно. Особенно, если китайцы будут предлагать конкурентные цены, как это было до сих пор.

“Корейский автопром пока на ступеньку выше китайского, но высота этой “ступени” невелика и само ее наличие объясняется тем, что у корейцев есть большая фора — они начали осваивать российский авторынок на несколько десятилетий раньше. У корейских компаний шире модельный ряд, и они пока пусть и не принципиально, но опережают китайских конкурентов. В США сейчас именно корейские марки считаются самыми надежными”, — подчеркнул Моржаретто.

К тому же китайские машины, по его словам, дешевле корейских примерно на 10%, а корейские на такой же процент дешевле европейских машин. При этом по дизайну и по технической начинке китайские машины могут смело конкурировать даже с европейцами, не говоря уже о “корейцах”. Уже нет такого, что европейская машина может пробегать по России 10 лет, а китайская — несколько месяцев.

Главная проблема отечественного авторынка сейчас, по мнению автоэксперта, заключается в том, что ценовая политика пока непонятна. Отсюда и проблема с оплатой за товар. “Китайские компании тоже приостановили продажи по причине отсутствия стабильности валютного курса. Машин на складах много, заводы работают, но китайцы ждут, когда установится курс рубля по отношению к доллару или юаню. И тогда они начнут продажи. Они честно предупредили, что поднимут цены, но это не станет шоком для покупателей”, — разъяснил Игорь Моржаретто.

Иного мнения придерживается Терлюкович: он убежден, что сегодня нельзя быть уверенным в увеличении импорта со стороны КНР и Кореи, так как отказ крупнейших операторов контейнерных перевозок от доставок грузов в Россию может оказать влияние и на их решения.

А вот Мигаль из Fresh Auto не скрывает, что планирует расширять портфель китайских и корейских брендов, с которыми уже давно активно сотрудничает.

Помните, как буквально за пару месяцев General Motors свернул производство своих машин под Питером, помахав ручкой и работникам, и потребителям? Похоже, теперь его судьбу повторяет Ford. Неужели в России скоро исчезнут все марки из США?

Помнится, когда полностью свинтил удочки Opel, а модельная линейка Chevrolet сократилась до нельзя, Ford приютил брошенных «джиэмовцами» на произвол судьбы автовладельцев, расширив дилерскую сеть и предложив им льготные условия на обслуживание машин.

Не заладилось у Jeep, который то и дело откладывал запуск той или иной модели. К примеру, новый Compass приехал в Россию с опозданием без малого на год. Но с учетом штучных тиражей, как и в случае с «Кадиллаком», есть тенденции к скоропостижной кончине. Что до «фордовцев», то эти ребята чувствуют у нас себя гораздо лучше остальных конкурентов-земляков. Однако в тотальном смысле все не так так уж и радужно. Точнее, не радужно совсем.

По итогам прошлого года убытки Ford в Европе превысили 245 000 000 американских долларов, что вынудило компанию провести неотложную реструктуризацию бизнеса. Как отрапортовал европейский офис в лице президента и генерального директора подразделения марки в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Стивена Армстронга, в ближайшее время ожидается сокращение продуктовой линейки и закрытие ряда производственных площадок. Россия — в числе первых, кому это грозит.

По предварительным сведениям, сначала остановятся заводы совместного предприятия Ford Sollers в Набережных Челнах и Всеволожске. Сборка фургонов Transit в Елабуге пока продолжится. А вот с локализованными легковушками Fiesta, Focus, Mondeo, а также кроссоверами EcoSport, Kuga и Explorer нам придется проститься. В российском представительстве «Форд» не комментируют, какие модели уйдут с рынка совсем, а какие будут импортироваться. Ясно одно: те, что останутся — окажутся дороже, чем сейчас.

— Ford Motor Company и ПАО «Соллерс» подтверждают стратегический пересмотр планов для совместного предприятия Ford Sollers.Он происходит одновременно с анонсированием новой глобальной стратегии Ford, нацеленной на повышение доходности бренда в ближайшей перспективе и усилении конкурентоспособности бизнеса на всех европейских рынках, — вот так выглядит официальное заявление российского представительства марки.

На вопросы, каких соглашений придерживается совместное предприятие, как быстро могут остановиться заводы и что будет с дилерами, в российском офисе ответили обтекаемо: «акционеры СП Ford Sollers рассматривают несколько вариантов реструктуризации бизнеса». Иными словами, решения пока никакого не принято, но о нем станет известно во втором квартале 2019 года.

Конечно, просто так отпускать американцев нельзя. Минпромторг на досуге вполне может подсчитать, сколько недополучил бюджет за счет льготных пошлин на ввоз комплектующих, а сколько еще было потрачено средств на всякие субсидии и госпрограммы. Правительство фактически безнаказанно отпустило GM на похоронах Opel и зачистке Chevrolet, хотя в той же Европе за подобную реструктуризацию «джиэмовцев» в свое время заставили выплатить десятки миллионов евро. К примеру, один только штраф, не считая дилерских компенсаций, составил во Франции восемь миллионов в местной валюте.

А чем Россия хуже? Государству кровь из носу нужно требовать с автостроителей вернуть «подаренные» деньги, да еще и с процентами. С любого и каждого, кто возжелает оставить тысячи людей без работы, клиентов — без обслуживания, а страну — без налоговых поступлений в казну.

Источник

И вернется, судя по всему, не скоро

BMW Group в связи с текущей геополитической ситуацией приостанавливает поставки на российский рынок и локальное производство автомобилей, сказал «Ведомостям» представитель компании. Дальнейшие решения будут приниматься исходя из развития ситуации, говорит он.

«В настоящее время мы работаем над решениями, которые в условиях ограниченных поставок запчастей позволят нам в полной мере выполнять гарантийные обязательства перед клиентами. Мы также продолжим сервисное обслуживание автомобилей наших клиентов с соблюдением всех стандартов BMW», – сказал собеседник газеты.

Сборка автомобилей BMW была запущена на «Автоторе» в 1999 г. С 2012 г. стороны вели переговоры о строительстве отдельного завода BMW на площадке калининградского холдинга. Но экономический кризис в конце 2014 г. и последовавшее за ним падение продаж автомобилей в России поставили переговоры на паузу. В активную стадию они вернулись лишь на рубеже 2016–2017 гг.

Автоконцерны начали повышать цены или останавливать отгрузки машин

Главной причиной паузы дилеры считают резко выросшие курсы евро и доллара

Чуть менее трех недель назад – 10 февраля – представитель «Автотора» говорил «Ведомостям», что производство автомобилей BMW на заводе в Калининграде будет продолжено «в соответствии с приоритетами развития российского автопрома». Иными словами, немецкий концерн решился перейти от отверточной сборки премиальных иномарок на производство по полному циклу, включающему в себя сварку, окраску и сборку машин.

В рамках подписанного соглашения предполагалось локализовать производство внедорожников BMW X5, BMW X6, BMW X7 и легковых машин BMW 5 серии на «Автоторе». В этот раз представитель калининградской компании от комментариев отказался.

К 2019 г. правительство сформировало три возможных варианта присутствия немецкого автоконцерна в России. BMW должен был либо построить собственный завод в России, по аналогии с тем, как сделал Mercedes в Подмосковье, либо интегрироваться в специальный инвестконтракт (СПИК) «Автотора» и увеличивать локализацию, либо сворачивать отверточную сборку в Калининградской области и переходить на прямой импорт. На принятие решения немецкой компании давалось два года. В 2020 г. тогдашний президент BMW Group в России Штефан Тойхерт говорил, что создание собственного производства на территории России в рамках отдельного СПИКа не имеет экономического смысла для компании.

«Автотор» заключил СПИК с Минпромторгом и правительством Калининградской области в середине 2019 г. на волне подписания с автоконцернами таких контрактов первой версии. Тогда компания обязалась вложить не менее 12 млрд руб. в локализацию производства, создание инжинирингового, учебного и IT–центра. СПИК – это рамочный инструмент, который гарантирует компании неухудшение условий ведения бизнеса на срок контракта и налоговые льготы в обмен на обязательства по локализации. Он же является основным критерием подтверждения того, что продукция сделана в России. Срок действия СПИКов первой версии – 10 лет, во второй версии их продлили до 15–20 лет в зависимости от объема вложений.

Какие активы могут бросить в России западные компании

«Ведомости» проанализировали крупнейшие инвестиции ЕС и США в России

Сколько BMW планировал вложить в развитие локализации в России, неизвестно. Но еще до того, как немецкий концерн принял окончательное решение остаться в России, «Автотор» начал строить новый универсальный завод мощностью 50 000 машин в год. Его проектировала немецкая фирма Durr. Сотрудник одного из российских автоконцернов оценивал для «Ведомостей» стоимость такого строительства в 250 млн евро, из них не менее 60 млн евро – оборудование для окраски, более 30 млн евро – сварочная линия.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, машины BMW – самые популярные в российском премиум–сегменте. Их продажи за 2021 г. выросли на 10%, составив 46 802 автомобиля. Примерно две трети из них в прошлом году было импортировано, несмотря на наличие сборки на «Автоторе».

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев считает, что BMW возобновит поставки машин в Россию еще не скоро – «через полгода–год, минимум». Компания не будет рисковать европейским рынком ради российского, который хоть важен для группы, но сравнительно мал, констатирует эксперт.

Новости СМИ2

На отступные российским сотрудникам и поставщикам Ford потратит 200 млн $, однако компания потеряла бы больше, оставшись в РФ

Накануне компания Ford объявила об уходе c российского рынка: американский производитель принял решение к июлю закрыть заводы и расстаться с персоналом. В рамках реструктуризации бизнеса в России концерн ограничит своё присутствие в нашей стране сборкой вэнов Transit/Tourneo на заводе в Елабуге. При этом с 2002 года совокупные инвестиции Ford в совместные предприятия с «Соллерс» превысили 1,5 млрд долларов, а для расторжения действующих контрактов с сотрудниками и поставщиками придётся заплатить ещё 200 млн долларов. Какие причины стали катализатором радикальных мер?

1. Глобальный кризис 

По итогам 2018 года чистая прибыль «Форда» упала более чем в два раза: с 7,7 млрд долларов до 3,6 млрд долларов. При этом продажи бренда на растущем рынке сократились на 9,5%, или на 625 тысяч штук. Ford всё больше вкладывает в электрификацию модельного ряда, а инвестиции в новые технологии требуют значительных средств. Поэтому топ-менеджмент компании принял решение реструктурировать производство, избавиться от неприбыльных направлений и сократить сотрудников.

На родном для «Форда» американском рынке резко сократят линейку легковых машин: аналитика показывает, что покупатели тяготеют к кроссоверам и пикапам, так что уже в этом году доля «легковушек» под брендом Ford сократится до 11%.

Логично, что чистка в Старом Свете стала лишь делом времени: наряду с отказом от производства легковых машин и двигателей в России Ford принял решение закрыть завод по сборке компактвэнов C-Max в Германии, а также прекратить выпуск автоматических трансмиссий во Франции. 

2. Отсутствие бюджетных моделей

Успех второго «Фокуса» в России был обусловлен в немалой степени грамотной ценовой политикой Ford: базовая комплектация предлагала очень много автомобиля за небольшие деньги. Продавая на нашем рынке модель третьего поколения, маркетологи Ford будто забыли сопоставить продукт с конкурентами: Focus оказался теснее и дороже японских, корейских и чешских одноклассников.

Аналогичный просчёт можно поставить в вину и «Фиесте», и «Куге», и «Экоспорту», к тому же наряду с неконкурентной ценой модели несвоевременно обновлялись. В итоге провал в сегменте кроссоверов ощутимо ударил по перспективам сохранения площадки в Елабуге — по итогам 2018 года Kuga нашла всего 13 900 покупателей, в то время как Mazda CX-5 разошлась тиражом в 22,5 тысячи, Hyundai Tuscon — 23 тысячи, а Toyota RAV4 — 31 тысячу экземпляров.

Кроме того, Ford так и не решился на выпуск действительно массовой модели в бюджетном ценовом сегменте. В субкомпактном классе Fiesta не смогла ничего противопоставить более доступным «Ладам», Kia-Hyundai и Volkswagen, хотя при своевременном входе на рынок и грамотной ценовой политике шансы потеснить конкурентов были. 

Так вышло, что преемника бестселлера Focus II в российской гамме «голубого овала» не оказалось, и ни одна из шести имеющихся у нас массовых легковых моделей не смогла стать лидером в своём классе.

3. Упущение «кроссоверного» тренда

Успехи всех ведущих зарубежных автопроизводителей в нашей стране неразрывно связаны с популярностью кроссоверов. По итогам 2018 года у Hyundai 90 тысяч проданных машин обеспечили Creta и Tucson, у Renault более 70 тысяч машин приходится на Duster и Kaptur, а Volkswagen смог продать 33 тысячи «Тигуанов». Ford пытался конкурировать и в сегменте компактных вседорожников, и в классе среднеразмерных кроссоверов, предложил семиместный Explorer, однако EcoSport отпугивал неоднозначной внешностью, высокой стоимостью, худшей адаптацией к российским условиям, а Kuga не получила вовремя обновления и «прирастала» не оснащением, а ценой. Локальные успехи Explorer в классе полноразмерных SUV ситуацию не спасли.

В конечном итоге EcoSport, Kuga и Explorer на троих реализовали 22 тысячи машин — притом что продажи как могли поддерживали власти, закупая внедорожники для госслужащих. 

4. Игнорирование локальных рынков

В 2006 году компания Ford, переживавшая упадок, пригласила кризисного управляющего из Boeing Алана Малалли. Менеджер резко (в три раза) сократил количество базовых платформ, урезал вариативность модельного ряда и предложил стратегию One Ford. Суть концепции заключалась в предложении одинаковых моделей автомобилей вне зависимости от рынка сбыта. Такой подход позволил снизить издержки и финансово оздоровить компанию, однако обратной стороной медали стало нежелание, а где-то и неумение подстраиваться под нужды клиентов. 

В то время как другие автопроизводители не жалеют времени на адаптацию моделей под российские реалии, перенастраивают ходовую часть, дооснащают машины тёплыми опциями, Ford не посчитал нужным увеличить клиренс «Фиесте», проявить гибкость в реализации «Фокуса» или озаботиться своевременным обновлением «Куги».  

5. Проблемы со сбытом

Если обратиться к финансовым отчётам совместного предприятия «Форд-Соллерс» и цифрам загрузки российских заводов, то вопрос, почему Ford закрыл производство, не возникает. Скорее удивляешься, почему меры не были предприняты раньше. Суммарные убытки предприятия в 2014-2017 гг составили 56,7 млрд рублей, или более 1 млрд долларов. При этом, по данным газеты «Ведомости», в 2017 году предприятие в Елабуге выпустило 17 тысяч машин при мощности в 85 тысяч, завод в Набережных Челнах — 7 тысяч при мощности в 115 тысяч, а площадка в Ленинградской области — 20 тысяч машин при возможной нагрузке в 160 тысяч. 

На этом фоне рост продаж в 2018 году на 5,7% относительно 2017 года выглядит каплей в море. Единственной конкурентоспособной моделью в российском семействе Ford был коммерческий Transit: локализованные американские вэны продаются лучше, чем другие зарубежные фургоны. Что касается легковых моделей, то на площадках дилеров столько нераспроданных машин, что после прекращения выпуска в июне запаса на складах хватит до минимум до октября.

6. Ошибочные инвестиции

Производство Ford в России было рассредоточено по трем площадкам с недозагруженными мощностями, при этом каждый завод строился «с запасом» и не окупил вложенные инвестиции. Наиболее показательна ситуация с созданием моторостроительного предприятия в Татарстане в 2015 году: локализации производства двигателей от «Форда» никто не требовал, однако в американской компании решили сыграть на опережение. В итоге вложенные средства себя не оправдали, а современный завод так и не вышел на пиковую мощность.

В то же время удивляет игнорирование специальных инвестиционных контрактов (СПИК): Ford так и не решился на заключение соглашения с Минпромторгом, хотя конкуренты использовали механизмы получения льгот, субсидий и компенсаций из бюджета. Над проектом СПИКа в Ford начали работать ещё в 2017 году, но до подписания документа дело не дошло. 

Что ждёт владельцев Ford в России?

Как 4R.ru рассказал один из дилеров Ford, на жизни автовладельцев уход производителя не скажется. В ближайшие полгода обслуживание уже купленных автомобилей будет происходить на тех же площадках, что и раньше, а осенью с окончанием продаж легковых машин сервисом и ремонтом автомобилей займутся подразделения «Форда», торгующие коммерческим транспортом. Гарантийные обязательства как минимум до 2022 года будут выполняться в полном объёме.

Подпишись на канал 4r.ru в Яндекс.Дзен

Подписаться Поделиться ссылкой Комментарии (0)

Сегодня прозвенел еще один звоночек, а точнее сказать раздался громкий сигнал тревоги, говорящий о том, в какой глубокий экономический кризис скатывается Россия на 20-й год бессменного пребывания Путина у власти. Компания Ford, сообщила о своем решении прекратить производство легковых автомобилей в России и покинуть нашу страну. Активы компании в России  будут  переданы под   управление «Соллерс» — российского партнера Форд, который сосредоточится на выпуске  коммерческих автомобилей, в основном — Ford Transit, — РБК. Причины этого очевидны падение покупательской способности населения, привело к тому, что  с 2013 по 2016 продажи легковушек в России рухнули почти в два раза. Затем последовал некоторый рост и разница по сравнению с докризисными временами (по официальным данным) составила около 16%. Впрочем, положительная динамика не должна никого вводить в заблуждение – рост продаж легковушек не имел ничего общего с ростом экономики, а с тем, что банки, гонясь за цифрами отчетности начали раздавать кредиты буквально направо и налево. Так  за 2017 год число автомобилей, купленных гражданами в кредит, в России возросло на 29,2%, что привело к тому, что 50% купленных автомобилей было приобретено в кредит. Аналогичная тенденция сохранилась и в 2018 году. Поэтому, по меткому выражению экономиста Дмитрия Потапенко, происходящее было ничем иным, как «отскоком тела, от асфальта»: реальные доходы подавляющего числа россиян продолжали и продолжают падать.

Телеграм Канал «Серпом По» :  В трудные 90-е компания «Форд» подготовила, а в начале «нулевых» запустила в России завод по производству автомобилей, а в годы «рывка» Путина она завод закрывает. Это все, что нужно знать о начальной и конечной точке путинской экономической политики.  Говорится, что у «Форда» — трудности со сбытом авто в России, но откуда возьмется хороший сбыт, если реальные доходы граждан падают шестой год подряд? Откуда взять деньги на машину, если они уходят на еду, ЖКХ, содержание детей? Как увеличить спрос, если постоянно растут издержки содержания авто – цены на бензин, цена ОСАГО? Вот и ездит народ на старых авто, не меняя.

Впрочем, есть одна категория россиян доходы которой не только не падают, но наоборот растут Это приближенные к власти и путинскому клану «бизнесмены», сидящие на «пилке» бюджетов и госконтрактах. Так например, если в 2015 году долларовых миллиардеров в РФ было 88, то сегодня их число составляет  уже 106 человек, причем только за год, прошедший с «переизбрания» Путина их число возросло на 10… И так как закон сохранения энергии говорит нам о том, что если что-то где-то прибавилось, значит где-то что-то убавилось, то совершенно очевидно, что имеется прямая связь между тем фактом, что десятки миллионов граждан России с 2015 года  оказались на грани нищеты и фактом, что за это же самое время стране стало на 18 долларовых миллиардеров больше.

Вот он какой – этот путинский прорыв.

Подпишитесь на Русский Монитор в Google News

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий