General Motors НЕ уходит из России

14:08, 28 марта 2015 1120

Автомобильный гигант закрывает завод в Петербурге. Вместе с ним с российского рынка уходят Opel и Chevrolet. В причинах и последствиях такого шага автоконцерна разбиралась Елена Болдышева.

Юрий Зинчук, ведущий: «Мы продолжаем следить за ситуацией, связанной с уходом из России автоконцерна “Дженерал Моторс”. Она очень показательна. Потому что по ней отчасти можно будет судить, насколько экономика России готова к тем вызовам, которые сейчас брошены нашей стране. Пройдем ее, значит, есть потенциал, и не так страшен черт, как его малюют некоторые эксперты и любители мрачных прогнозов. Для Петербурга эта ситуация особенная, потому что около тысячи наших петербуржцев попадают под это сокращение. Насколько велика угроза всплеска безработицы в Петербурге из-за ситуации на заводах “Дженерал Моторс”? Так вот по официальным данным, которые предоставил комитет по труду и занятости населения: количество безработных на сегодняшний день в городе около 12 тысяч человек. А количество вакансий на бирже труда сегодня исчисляется цифрой в 57 тысяч рабочих мест. То есть вакансий в пять раз больше, чем безработных. Это холодные цифры, характеризующие нынешнее положение дел на рынке труда. И мне кажется, что такого уровня специалисты, которые работали на конвейере “Дженерал Моторс”, вряд ли будут не востребованы промышленным рынком города. Более того, другие заводы автомобильного кластера Петербурга – корейские и японские – уже заявили о том, что они готовы заполнить на рынке ту нишу, которая освобождается после ухода американцев. Елена Болдышева продолжит тему».

Протестный митинг рабочих «Дженерал Моторс» недовольных условиями увольнения. К памятнику Ильичу у Финляндского вокзала пришли чуть более двух десятков человек.

Максим Сапегов, рабочий завода General Motors: «Завод будет закрыт. Если ты сейчас не уволишься, то мы тебя уволим в любом случае».

Людям предложили выплатить компенсацию в размере семи окладов. Профсоюз настаивает на восемнадцати. Те, у кого есть ипотека — на официальном сокращении. Это поможет решить вопрос со страховкой по кредиту.

Глубину экономических проблем уже оценили дилеры автоконцерна. Для них известие об уходе GM из России стало громом среди ясного неба.

Дмитрий Лазовский, директор автосалона: «В прошлую среду, посетив сайт РБК, узнал, что “Опель” и “Шевроле” уходят из России. Для нас это было полной неожиданностью».

2008 год. Седьмое ноября. В символичный для города на Неве день открыли завод General Motors. Примерно тогда же заработали “Ниссан”, “Хендай”, “Тойота”. Еще раньше во Всеволожске начали выпускать “Форд”. В прошлом году с конвейеров петербургских заводов сошли 361 400 автомобилей.

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга 2003-2011 гг.: «Петербургские “Опели” и “Шевроле” будут раскупаться, как горячие пирожки. Поэтому мы с нетерпением будем ждать и расширения производства».

Так и случилось. Несколько лет Россия была в тройке лидеров рейтинга спроса на машины. Но после резкого падения курса национальной валюты нас отбросили на пятое место. Сегодня хорошо продаются только машины премиум-класса. Например, автомобилей “Порше” с начала года купили в два с половиной раза больше, чем прошлом январе и феврале. Но большинство недорогих марок, четырнадцать из которых собирают в Петербурге, показывают отрицательную динамику.

Дмитрий Лазовский, директор автосалона: «Когда ставка поднялась с 14 процентов до 25 процентов, покупательская способность населения, к сожалению, не растет такими темпами, как ставки. И стоимость обслуживания кредитов стала довольно высокая».

Среди лидеров падения — продукция General Motors . Спрос на “Опель” снизился на восемьдесят процентов, “Шевроле” — на семьдесят. Эксперты связывают это с низкой локализацией производства. Слишком много деталей привозят из-за границы.

Яков Марков, профессор Международного банковского института: «Наиболее локализовано производство у “Хендай”. И надо сказать, что они не собираются уходить. Напротив, они продвигают свои марки и вполне успешно продают машины, особенно эконом-класса».

Есть мнения, что решение General Motors закрыть завод в Петербурге политически ангажировано.

Яков Марков, профессор Международного банковского института: «Мы не можем себе представить, что там происходит на самом деле, но политические причины тоже возможны. Они связаны с отношениями Америки и России».

Дилеры «Опель» и «Шевроле» говорят, что продолжат обслуживать эти автомобили, но уже ведут переговоры с производителями других марок.

А пока завод спешно сворачивает производство, пытаясь избежать сокращения. Как говорят работники, ознакомиться с условиями ухода не дают. Но деньги выплачивают. По их словам, в ноябре по соглашению сторон уволили около пятисот человек. На днях стало известно, что на очереди еще 915 рабочих.

Алексей Этманов, председатель Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация»: «Часть людей готова бороться за сохранение рабочих мест. Кто-то лихорадочно подыскивает место».

В центрах занятости уверены, что специалисты автопроизводства без работы не останутся.

Юлия Горохова, директор центра занятости населения Санкт-Петербурга: «Это люди, которые очень мобильные, которые могут работать на любом конвейере. Я хочу сказать, что у нас есть производства, где выпускают не только автомобили, и такие люди действительно нужны».

Устроиться на автомобильный завод сейчас практически невозможно. Предприятия сокращают количество рабочих смен. Но пока, в отличие от американского гиганта, сворачивать производство не планируют. Для азиатских производителей кризис — время новых возможностей. Есть предположения, что “Хендай” собирается выходить на европейский рынок, где спрос на машины вырос на шесть процентов. На “Ниссане” уменьшили количество рабочих часов, но все же презентовали новую модель.

Елена Болдышева, корреспондент: «Перспектива прокатиться по кольцевой и вместо автозаводов увидеть пустыри петербуржцам не грозит. Так считают эксперты. Они говорят, что если одни предприятия будут закрываться, то другие, наоборот, начнут расширение. Ведь российский рынок остается привлекательным. По статистике, на тысячу человек приходится лишь 270 автомобилей. В Германии этот показатель выше в два раза. И аналитики прогнозируют, что спрос на машины останется. Измениться могут лишь названия машин, которые будут ездить по нашим дорогам».

Репортёры

  • Елена Болдышева

Компания Opel вернулась на российский рынок под крылом материнского концерна PSA – 16 декабря представители немецкой марки официально объявили о возобновлении продаж своих автомобилей в России. Самое время вспомнить полузабытые шутки про Opel. Хорошую машину “Опелем” не назовут. У тебя автомобиль или “Опель”? Рано или поздно любой автомобиль становится “Опелем”. C недавнего времени к этим “баянам” добавился анекдот посвежее. Он очень короткий: L”Opel!imageimage Фото: Пресс-служба Opel.

К чему это мы? А к тому, что судя по стратегическим планам, озвученным франц…, нет, извините, все-таки немецкой компанией, в обозримом будущем, во-первых, не планируется локализовывать потенциальный локомотив продаж, компактный кроссовер Grandland X. Такие кроссоверы будут поставляться в нашу страну с конвейера завода в Эйзенахе, Германия.

На авторынке начались новогодние распродажи

Отсюда нескромные стартовые цены на ввозную начальную версию с безальтернативным 1,6-литровым бензиновым мотором с не будоражащей воображение отдачей 150 л.с. и самое главное – безальтернативным же передним приводом. Сами понимаете, ведь Grandland X – производное от соплатформенной модели Peugeot 3008, которая идет на нашем рынке также исключительно с трансмиссией 4х2.

В Европе, правда, для обеих моделей доступны гибридные модификации, где за подключение задней оси отвечает электромотор, но все это, как говорится, дорого и нескоро. За начальный же Grandland X сегодня в России просят 1 799 000 рублей, а топовая модификация потянет и вовсе на 2 199 000 рублей.

Opel Zafira Life. Фото: Пресс-служба Opel.

Та же история – с LCV Opel Zafira Life, однояйцевом близнеце моделей Citroen SpaceTourer и Peugeot Traveller. Все трио собирают на заводе РСМА в Калуге, однако в отличие от “французов” для версии от Opel не предложен ни начальный 1,6-литровый 95-сильный турбодизель, ни механическая коробка передач, ни опциональный полный привод от французской компании Dangel.

Штрафы за превышение скорости могут вырасти многократно

К тому же Zafira Life с безальтернативной агрегатной связкой (2-литровый 150-сильный турбодизель, 6-диапазонный “автомат”, передний привод) дороже французских аналогов примерно на 100 тысяч рублей, правда, при чуть более щедром базовом оснащении. Как видно, в PSA решили позиционировать опелевский вариант LCV как более престижный, но фактически же концерн лишь ограничил свободу выбора покупателей.

Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Идем дальше. Opel делает очевидную ошибку, развивая дилерскую инфраструктуру вялыми темпами. Как ранее писала “РГ”, на данный момент сформирована сеть из одиннадцати дилерских центров в восьми городах России, которые открыли прием заказов на кроссоверы Opel Grandland X и микроавтобусы Opel Zafira Life. Компания пообещала удвоить свою дилерскую сеть в ближайший год-два, но этого мало.

У Hyundai появился седан меньше и дешевле Solaris

Почему французы не хотят хотя бы временно реализовывать автомобили Opel в дилерских центрах Peugeot и Citroen, равно как в мультибрендовых центрах, чтобы удовлетворить спрос в российских регионах, не вполне понятно. Как видно, прав наш эксперт, главный редактор журнала “Движок” Илья Огородников, говоря о том, что “немецкая марка однозначно попадает в разряд нишевых автомобилей для фанатов бренда”.

Старые-добрые “Опели”, базирующиеся на “джиэмовских” платформах на российский рынок при этом к нам точно не вернутся. О том, почему дела обстоят именно так, “РГ” подробно писала.

Просто в рамках сделки о продажи Opel французам в 2017 году PSA запрещалось реализовывать в России и ряде других стран автомобили на платформах, разработанных силами General Motors, так что Astra, Corsa, Mokka и Insignia джиэмовской эпохи до нас не доберутся. Но мы будем ждать машин новых поколений, базирующихся уже на “тележках” PSA.

Названы самые популярные автомобили с полным приводом

Между тем, по данным агентства “Автостат” на июль 2019 года, по дорогам России колесит 881 000 автомобилей Opel, причем 871 800 из этого количества составляют легковушки, остальные 9 200 экземпляров относятся к коммерческому сегменту (LCV). Большинство “Опелей” зарегистрированы в Москве и Подмосковье: 98 600 и 79 800 единиц соответственно, в Санкт-Петербурге насчитывается 59 400 автомобилей с молнией на эмблеме. Еще 50 300 и 36 300 машин находятся на учете в Ростовской области.

В то, что в 11 новых дилерских центрах хватит мощностей для обслуживания всего этого парка, верится с трудом. Вероятнее всего, старенькие “Опели” продолжат ездить на сервис в мультибрендовые центры и в гараж к дяде Ване, и это не скажется на имидже возрождающегося немецкого бренда наилучшим образом.

Opel Crossland X. Фото: Пресс-служба Opel.

Совершенно очевидно, что модельный ассортимент Opel в обозримом будущем будет скуден. При благоприятном раскладе можно рассчитывать на вывод на наш рынок Opel Crossland X производства завода в испанской Сарагосе. Речь о младшем брате Grandland X, базирующемся на “тележке” Peugeot 2008.

ГИБДД получит право проверять всех водителей на алкоголь

Вот только о том, когда может состояться российский дебют субкомпактной модели и состоится ли он вообще, можно только гадать. Анонсирован также выпуск в Калуге фургонов Opel Vivaro, грузовой версии вышеупомянутого микроавтобуса Opel Zafira Life. Ожидается, что машины калужской сборки появятся на российском рынке в начале 2020 года. Но все это в будущем, в 2020 году немецкой марке же вряд ли получится догнать по продажам и Citroen, и Peugeot.

Эксперт Игорь Моржаретто в интервью радио Sputnik также уверен, что у Opel не будет широкого коммерческого успеха в отсутствие недорогой модели, производство которой было бы локализовано в России.

“Opel пока может предложить только две модели. Коммерческая модель Zafira может иметь успех, а второй кроссовер Grandland X вряд ли будет пользоваться большим спросом, поскольку импортный и дорогой… У компании PSA Peugeot Citroen есть завод в Калуге. Если удастся наладить в России производство недорогой модели, тогда будет серьезный успех. В свое время они производили в России целый спектр моделей – от Opel Astra до кроссовера Opel Antara, были одними из лидеров продаж”, – поделился мнением Игорь Моржаретто.

Медики назвали пять профессиональных болезней водителей

Opel впервые официально пришел в нашу страну в сентябре 2007 года, когда на площадях, арендованных у завода “Арсенал” в Санкт-Петербурге, началась сборка из SKD-комплектов кроссовера Opel Antara. С февраля 2008 года на новом заводе General Motors в городе Шушары начался выпуск автомобилей семейства Opel Astra и кроссовера Opel Antara. С февраля 2009 года сборка на заводе “Арсенал” прекращается, а работники переводятся на завод в Шушарах.

В то же время с 2009 года на калининградском заводе “Автотор” началась крупноузловая сборка автомобилей Opel Astra, Zafira, Meriva, Mokka, Antara и Insignia. В том же 2009-ом году сборка кроссовера Antara переносится с калининградского предприятия на новый завод в поселке Шушары Ленинградской области.

В марте 2015 года концерн General Motors закрыл производство автомобилей в Санкт-Петербурге на фоне падения продаж.

Выпуск моделей Opel на калининградском “Автоторе” был закончен в феврале 2015 года. Наконец, в декабре того же года компания Opel объявила о прекращении реализации своих автомобилей в России. В марте 2017 года было объявлено о продаже бренда Opel французскому концерну PSA. Продажа Opel французам стала результатом сотрудничества GM и PSA с 2012 года. Цена сделки составила 2,2 миллиарда евро. До этого на бренд Opel претендовали многие финансовые группы.

Отметим, что в 2012-2013 годы на нашем рынке немцы продали 162 тыс. машин. Сейчас о таких цифрах компании Opel приходится только мечтать.

OpelВ иВ ChevroletВ объявили об уходе с российского рынка. Такое решение былоВ принято из-за крайне низких продаж в конце 2014 и начале 2015 года. Opel уходит из России полностью. До конца июня будет законсервирован завод вВ Санкт-Петербурге, на калининградском «Автоторе» сборка будет закончена в феврале.Chevrolet оставит в России только премиальные моделиВ Corvette,В TahoeВ иВ Camaro. Сборка остальных автомобилей данной марки на ГАЗе завершится до концаВ года.

Совместное предприятие с АвтоВАЗом GM-Avtovaz продолжит работу, но проектВ строительства завода по производствуВ Chevrolet Nivaвторого поколенияВ закрыт.

Что касается Cadillac, который также входит в концерн General Motors, тоВ продажи автомобилей под этой маркой в России прекращены не будут.

GM сконцентрируется на продажах только премиальных брендов Chevrolet иВ Cadillac. Дилерская сеть будет реструктурирована до конца года. Сервис и В запчасти для ушедших брендов сохранится, обещает компания.

Модельный ряд Opel был представлен на нашем рынке шестью моделями:В AstraВ вВ кузовах трех- и пятидверный хэтчбек, седан и универсал;В InsigniaВ в версииВ лифтбек, седан, универсал иВ Country Tourer; кроссоверамиВ AntaraВ иВ Mokka;В минивэнамиВ MerivaВ иВ Zafira. Кроме того, были доступны спортивные модификацииВ Astra OPC и Insignia OPC.

Chevrolet продавал в России компакткарВ Spark,В AveoВ в кузовах хэтчбек иВ седан,В CruzeВ (седан, хэтчбек, универсал),В Cobalt,В Malibu, кроссоверыВ Captiva,В TrailBlazerВ и минивэнВ Orlando.

Большая часть моделей концерна General Motors производилась на российскихВ заводах. Предприятие «Автотор» в Калининграде выпускало Opel Zafira, Meriva,В Insignia и Chevrolet Aveo. На заводе «Дженерал Моторос Авто» вВ Санкт-Петербурге собирали Chevrolet Cruze и Captiva; Opel Antara, Astra иВ Mokka. В Тольятти на заводе ведется производство ChevroletВ Niva.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей Opel иВ Chevrolet в России начали снижаться еще в конце 2013 года, хотя по итогамВ года в целом Opel все же сумел удержать объем продаж на прежнем уровне,В продажи Chevrolet в 2013 году сократились на 15%. В 2014 году падение продажВ обеих марок ускорилось: за весь 2014 год Opel удалось сохранить статус-кво вВ годовом исчислении только в ноябре. По итогам 2014 года продажи Opel вВ России сократились на 20%, продажи Chevrolet – на 29%.

В начале же 2015 года продажи обеих марок просто рухнули, свидетельствуетВ статистика АЕБ. За январь Chevrоlet потерял 68%, а Opel – сразу 75%, вВ феврале потери Opel превысили 80%, а Chevrolet – перевалили за 70%.В В результате ни одной модели Opel не удалось удержаться в списке 25 наиболееВ продаваемых в России автомобилей, а Chevrolet теперь представлен в этомВ списке только моделью Niva.

Дилеры пока не получали уведомлений об уходе брендов GM.

МИРОВЫЕ РЫНКИ 17 декабря 2021, 10:37 Избранное Поделиться

В четверг, 16 декабря, акции General Motors упали в цене на 3,2% после объявления об уходе Дэна Амманна, главного исполнительного директора Cruise.

Cruise — дочерняя компания GM по производству беспилотных транспортных средств. Играет важную роль в технологическом будущем автопроизводителя. Амманн занимал свой пост с 2019 г.

Кайл Фогт, президент и главный технический директор Cruise, будет исполнять обязанности временного генерального директора. Кроме того, в совет директоров Cruise войдет Уэсли Буш, бывший председатель и главный исполнительный директор Northrop Grumman и член совета директоров GM.

Новость в целом носит умеренно негативный характер. Амманн работал в GM с 2009 г. после ее банкротства, занимая различные должности от казначея до президента. Негативный эффект уже заложен в цену акций, поэтому дальнейшая перспектива зависит от нового руководства.

Читайте также: Крупнейшие автопроизводители на СПБ Бирже. Инфографика

К другим событиям

• Новый завод. В прошлый четверг GM заявила, что совместно с Vacuumschmelze построит в США новый завод по производству магнитов. Эти магниты используются в электродвигателях GMC HUMMER EV, Cadillac LYRIQ, Chevrolet Silverado EV и более чем дюжине других моделей, использующих GM Ultium. 

Производство на заводе начнется в 2024 г. и создаст устойчивые цепочки поставок электромобилей.

• Партнерства. В тот же день General Motors и MP Materials подписали долгосрочное соглашение о поставках, чтобы расширить разведку и производство редкоземельных элементов.

MP Materials объявила, что построит новое предприятие в Форт-Уэрте, штат Техас, и обеспечит непрерывную цепочку поставок в США. Стратегическое соглашение между компаниями поможет GM контролировать цепочки поставок компонентов для производства электромобилей.

• Врум-врум. GMC, подразделение GM, на этой неделе анонсировала новый электрический пикап для модельного ряда Sierra. GMC Sierra Denali станет третьим полностью электрифицированным автомобилем в этом подразделении после джипа и пикапа Hummer EV. Какой-либо информации о новинке нет, дебют ожидается в следующем году.

Техническая картина

В середине ноября акции GM смогли обновить исторические вершины и перешли в коррекцию на фоне перекупленности по RSI на дневном графике. Далее давление оказали ожидания вокруг ускоренного сворачивания программы QE и возможного повышения ставки ФРС.

Об улучшении ситуации сообщит рост выше $58, с дальнейшим возвращением выше EMA50 — к $59,4–60,5. Четких технических сигналов к такому сценарию пока нет.

Что делать с акциями General Motors

Основной позитив уже заложен в котировки и новых драйверов для подъема пока нет. На короткой дистанции акции могут либо перейти в боковик, либо продолжить снижение, до появления новых триггеров. Это открывает возможности для спекуляций.

Долгосрочная перспектива остается умеренно позитивной, но пока рано говорить о новых точках входа, так как есть риски продолжения коррекции.

Читайте также: Rivian. Публичный квартальный отчет — первый и провальный БКС Мир инвестиций

Избранное Поделиться Блог пользователя Александр Шабанов

smart-lab.ru/blog/775763.php#comment13860833 Обычно я такое игнорирую, но сегодня изо всех щелей это лезло.  Apple Pay — полный блок

Блок только карт санкционных банков. Apple — полный выход с рынка

Задержка поставок из-за нарушения работы контейнерных перевозок и перепада курсов валют. Adidas — отказ от работы со сборной по футболу

Адидас заморозил контракт. Audi — выходят с рынка

Бренд-директор Аudi объяснил приостановку продаж ряда брендов в России. Алексей Кирдяшов отметил, что на ситуацию влияют не санкции, а неопределенность с курсом валют, приостановки носят временный характер.

AMD — запрет поставки микрочипов и вскоре запрет на поставку видеокарт.

Тут особой инфы нет.

Amazon — полный блок всего ритейла

Про это инфы вообще нет. Adobe — это Фотошоп, лайтрум и много других программ

Прикольно, а по санкциям что? British Petroleum — вышли из Роснефти 20% акций.

Еще не вышли, но тут правда. BBC — отзыв лицензий на вещание

Неприятно, но правда. BMW — закрывает заводы, блокирует поставки.

Заводы не закрывает, поставки не блокирует. Будем считать, что уходит с рынка, хотя ситуация скорее всего как у Ауди. Boeing — внутри страны скоро тоже только на лоукостах победа.

Оценочное суждение, но допустим правда. Chevrolet — выходят с рынка

официальный дистрибьютор Chevrolet массового сегмента в РФ – компания «Келес Рус» – заявляет о готовности по-прежнему насыщать российский рынок востребованными моделями. Cannes Festival — блок рф делегации

Тут правда. Cadillac — выходят с рынка.

При этом уходить с российского рынка GM не собирается, и речь идет лишь о временной приостановке поставок. А вот когда последние будут возобновлены — неизвестно, но представители концерна обещают держать россиян в курсе.Будем считать что уходят.

Carlsberg — ограничение экспорта.

Инфы особо нет, будем считать правдой. Cex Io — крипто площадка банит ру юзеров.

Правда. Cinema 4D — не работает приложение.

Считаем правдой. Не было возможности проверить. Coca Cola — выход с рынка.

Ложная информация. Danone — выход с рынка вместе с дочерней компанией простоквашино.

Останавливать нашу деятельность в России и уходить с рынка мы не планируем. На данный момент ключевые системы, инфраструктура и логистика компании в России работают в штатном режиме”, — подчеркивается в документе. Disney — отмена всех фильмов.

Приостановила прокат фильмов. Dell — выход с рынка.

Приостановила продажи техники в ответ на санкции. Dropbox — перестанет работать в стране через несколько дней.

Не нашел такой инфы, требуется подтверждение. DHL — видимо остаётся только почта россии.

Будем считать правдой. Eurovision — дисквалификация.

Давно пора. Тут даже возмущаться не буду. Ericsson — выход с рынка.

Приостановка бизнеса для изучения санкций. Будем считать что вышли. Exxon Mobil — отзывают всех специалистов из нефтяных компаний рф.

Тут правда. Etsy — блок всех балансов на ру счетах.

Новость изначально появилась на украинских сайтах. Будем считать правдой. Шучу, не было блока. Facebook — бан аккаунтов рф сми

Правда. FedEx — полный запрет посылок.

Правда. «Мы временно приостановили наши транспортные перевозки в Украину и из Украины. Соответственно, в настоящее время мы не принимаем отправления DHL, предназначенные для Украины или прибывающие из нее. Мы также приостановили импорт в Россию до дальнейшего уведомления, поэтому в настоящее время мы не принимаем никаких поставок, предназначенных для России», — сообщили в компании. Formula 1 — отмена турнира в Сочи.

Правда. Ford — закрывает все салоны.

Допустим правда. FIFA — дисквалификация сборной на ЧМ и запрет на проведение любых международных матчей в рф.

Даже проверять не стал, допустим правда. Google Pay — частичный блок.

Все как у эйпл пея. Google Maps — блок инфо для русских.

Все работает. Блока нет. General Motors — останавливает экспорт.

Есть такое. HP — ноутов больше не завезут.

Допустим правда. Harley Davidson — прекращение поставок.

«Поставки продукции действительно временно приостановлены, пока ситуация с курсом валют более или менее не стабилизируется и не прояснится ситуация с логистикой техники», — пояснил источник. Intel — запрет поставки микрочипов.

Правда.

Открытие Брокер Финам

Cообщение о нарушении правил

👍 Спасибо за сообщение

Мы стараемся сделать смартлаб добрее!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий