Несколько автопроизводителей прекратили поставки новых автомобилей в Россию

  • 24 февраля 2022 г.
  • Бизнес
Фото Валерия Шарифулина / ИТАР-ТАСС

Европейские автоконцерны Stellantis и Jaguar Land Rover могут приостановить поставки автомобилей в Россию на фоне новых санкций со стороны США и Евросоюза. Если это произойдет, российский авторынок будет перераспределяться в сторону автомобилей из Китая и Кореи. После публикации материала Stellantis опровергла сообщения о приостановке поставок

О получении сообщений о приостановке отгрузок автомобилей от концерна Stellantis (альянс итало-американской Fiat Chrysler Automobiles и французской PSA Group) сообщили Forbes сотрудники нескольких крупнейших российских автодилеров.

«С сегодняшнего дня приостановлена фактурация (факторинговые операции. — Forbes) и выставление счетов на автомобили. О возобновлении продажи автомобилей дилерам сообщат дополнительно», — говорится в сообщении (Forbes ознакомился с копией), которое получил от представителя бренда сотрудник одного из дилеров. Получение такого письма подтвердили сотрудники пяти крупных российских дилеров. О нем же знает сотрудник представительства другого европейского автобренда.

Двое из пяти собеседников Forbes получили сообщения аналогичного характера от британского производителя Jaguar Land Rover. «Речь идет о личной переписке представителей российских дилеров и сотрудников автоконцерна, вот такое информирование», — говорит представитель крупного дилера. «О заморозке продаж этих брендов говорят на Zoom-совещаниях и при личном общении», — уточняет другой собеседник Forbes. Официальных писем от обоих автоконцернов автодилеры еще не получили.

Реклама на Forbes Материал по теме

Все собеседники Forbes связывают прекращение поставок с началом военной спецоперации на территории Украины и новыми санкциями со стороны США и стран Евросоюза.

Ранее глава Stellantis Карлос Таварес заявил, что автоконцерн готов перенести свой завод из России или сократить объемы производства в связи с возможными санкциями из-за ситуации на Украине. Об этом сообщала The Wall Street Journal. Производственная площадка у Stellantis в России — это завод «ПСМА Рус», расположенный в Калужской области, совместное предприятие Stellantis (70%) и Mitsubishi Motors Corporation (30%). На заводе выпускают легковые седаны, коммерческие модели и компакт-вэны под брендами Peugeot, Opel и Citroen, также там собираются кроссоверы Mitsubishi.

«Все бренды Stellantis в России (Peugeot, Citroеn, Opel, Jeep, Fiat Professional), а также завод «ПСМА Рус» в Калуге работают в штатном режиме», — заявил официальный представитель Stellantis в ответ на запрос Forbes. Представители Jaguar Land Rover на момент публикации статьи на запрос не ответили. В комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) также комментарий не предоставили.

«Ситуация для рынка новая, все просто в шоке, валютные курсы скачут, никто не знает, что будет завтра, вот и делают такие заявления», — считает глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По его словам, на российском авторынке доля Stellantis и Jaguar Land Rover незначительна — 1,1% и 0,4% соответственно, и в случае, если автоконцерны примут решение уйти, их тут же заместят другие бренды. «Авторынок будет перераспределяться в сторону китайских и корейских брендов», — предполагает Целиков.

imageРоссийский автопром пока критически зависит от импортных комплектующих. Фото агентства «Москва»

Кроме финансовых санкций против России могут быть введены и запреты на поставку технологического оборудования и комплектующих. Почти каждое предприятие в РФ зависит от импортных поставок. О рисках дефицита комплектующих для своих предприятий в России уже заявило руководство концерна Renault. Эти риски затрагивают практически весь автопром, говорят эксперты. С серьезными проблемами могут столкнуться отечественные производители электроники, бытовой техники и компьютерного оборудования. Западные аналитики предупреждают о критической зависимости иностранцев от российского сырья.

Французская автомобильная компания Renault заявила, что ее заводы в России могут столкнуться с проблемами в поставках комплектующих для двух своих заводов в РФ из-за ситуации вокруг Украины.

Как заявил в интервью газете Financial Times гендиректор Renault Люка де Мео, существует риск возникновения проблемы в поставках комплектующих из-за рубежа. Он сообщил, что Renault «проводит исследования в качестве превентивной меры», чтобы оценить, откуда она еще может получать компоненты для своих заводов. Эскалация ситуации вокруг Украины может ударить по АвтоВАЗу, который почти на 68% принадлежит Renault. АвтоВАЗ производит автомобили по полному производственному циклу и комплектующие для двух брендов – Lada и Renault.

Возможные перебои с поставками комплектующих могут сказаться на работе АвтоВАЗа и завода Renault Russia. Около 20% запчастей для АвтоВАЗа ввозится из-за рубежа, а для московского завода Renault этот показатель приближается к 40%. Таким образом тольяттинский автозавод может столкнуться с дефицитом деталей. И хотя 90% продаж АвтоВАЗа приходятся на Россию, обострение может привести к еще одному кризису в цепочке поставок.

Нехватка комплектующих – правда, по другим причинам – уже сказывалась на работе концерна. Так, в ноябре прошлого года АвтоВАЗ уже останавливал сборку автомобилей из-за нехватки микрочипов. Летом того же, как сообщалось, компания по той же причине предлагала свои модели без мультируля и магнитолы. Простои и дефицит комплектующих уже негативно сказывается на работе завода. По итогам 2021 года АвтоВАЗ выпустил на 109 тыс. автомобилей меньше запланированного, писал Motor.ru.

Российские власти проблему признают, но надеются на скорое преодоление проблем. Так, в декабре прошлого года заммиинстра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов говорил, что «существует критическая зависимость (от иностранных автокомпонентов)», но власти «надеются в ближайшие годы от нее избавиться и поставлять автокомпоненты на заводы по всему миру».

В Минпромторге долю российских электронных комплектующих в автомобилестроении, судостроении, авиации, сельхозтехнике и машиностроении ранее оценивали в 20%.

Между тем полная остановка конвейеров АвтоВАЗа и Renault может иметь серьезные последствия, считают эксперты. Доля альянса Renault–Nissan–Mitsubishi (включая АвтоВАЗ) на российском рынке легковых автомобилей достигает 35,5%. Еще 10% рынка занимает концерн Volkswagen, который тоже пострадает в случае введения санкций. На долю китайских и корейских автопроизводителей приходится около 42% рынка.

Потребуется искать новые каналы снабжения, что приведет к подорожанию готовой продукции, говорит гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков. В случае запрета на поставки комплектующих будут сделаны попытки локализации производства, а также возможно закрытие производства автомобилей иностранными компаниями на территории РФ, прогнозирует исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов. Он считает, что в случае санкций мы увидим либо переход к 100-процентному производству комплектующих на территории РФ, либо смену собственников предприятий.

Сейчас для автомобилей российских брендов до 30% запчастей поставляются из-за рубежа, а для авто иностранных марок, собираемых на территории России, доля иностранных комплектующих приближается к 50–80%, напоминает гендиректор компании Автоdom Андрей Ольховский. «В случае введения эмбарго на поставки комплектующих, особенно микросхем, многие российские предприятия будут вынуждены приостановить выпуск авто. Это приведет к еще большему дефициту на рынке и как следствие к росту цен», – прогнозирует он. Импортозамещение потребует значительных финансовых вложений, положительный эффект от которых проявится не ранее чем через 5–7 лет, считает эксперт.

«Поставки комплектующих уже постепенно начинают останавливаться – Bentley и Rolls-Royce, располагающиеся в Великобритании, приостанавливают поставки запчастей для России. И компенсировать это не получится никак, кроме расширения затрат, которые лягут на автовладельцев: придется закупать компоненты через третьи руки. Де-факто если говорить в целом об автопроме, то могут остановиться заводы чуть ли не всех европейских брендов, которые производят автомобили в России и для российского потребителя», – говорит сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков считает, что под ударом окажется не только АвтоВАЗ, но также производители бытовой техники, телевизоров.

Напомним, в конце января агентство Reuters со ссылкой на источники сообщало, что США предупреждали американских производителей, что в случае эскалации отношений РФ и Украины Вашингтон может запретить РФ экспорт микросхем, а также расширить на Россию правило прямого иностранного производства, которое ранее было применено к китайской Huawei. Это бы фактически означало прекращение поставок чипов, компьютеров, бытовой техники, телекоммуникационного оборудования и прочего.

Washington Post не исключала, что Штаты смогут запретить крупнейшему производителю полупроводников Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC) поставлять свою продукцию в РФ. Это негативно скажется на таких российских производителях процессоров, как «Эльбрус», Baikal и «Скиф», которые используют продукцию TSMC.

Впрочем, не все так однозначно. В исследовании компании Techcet сообщалось, что многие американские производители микрочипов также критически зависят от материалов из России. В частности, 35% палладия в США поступают из РФ, а больше 90% неона – из Украины, куда его привозят из России для очистки.

Эксперты агентства Reuters также прогнозируют серьезные перебои и даже хаос на мировых рынках некоторых товарных позиций в случае, если будут введены новые санкции против России. Они полагают, что мир может столкнуться с перебоями в поставках алюминия, кобальта, меди, никеля, палладия, платины, золота, стали, алмазов, удобрений и пшеницы. На Россию приходится 4% мирового объема производимой стали, 4% кобальта, 3,5% мирового объема меди, 6% алюминия, 7% никеля, 10% платины, 10% добываемого золота, 30% алмазов, 40% палладия, перечисляет Reuters. «Россия на сегодняшний день является крупнейшим экспортером пшеницы в мире. В прошлом году было произведено 76 млн т пшеницы. Ожидается, что 35 млн т будет экспортировано, что составляет 17% мирового экспорта», – замечает агентство. 

Новости 25 февраля в 15:08 , редактор новостей

Продавцы подержанных авто из Японии сообщили, что отменяют поставки машин во Владивосток. Об этом сообщил интернет-портал PrimaMedia. Издание отметило, что Япония 25 февраля отменила сразу все рейсы контейнеровозов в Приморье. Корреспонденты добавили, что даже купленные на аукционах машины и оплаченные покупателями иномарки из страны не выпускают.

«Действительно, собственник компании отменил судозаход в Россию по каким-то своим соображениям, явно политическим. Это один из тревожных сигналов, но таких компаний достаточно много, и найти замену не составит проблем», — рассказал руководитель компании CarWin Дмитрий Забора.

Как узнали журналисты портала «ФедералПресс», пока в Японии сняли только один рейс компании SL.

«Опять же, до конца не понятно из-за чего. Но, так как взаиморасчёты проходят в валюте, скорее всего, они, чтобы не потерять деньги, сняли или перенесли этот рейс. Также в связи с плавающим курсом многие снимают свои машины с рейсов — потому что размер пошлины зависит от цены авто, а из-за курса они сильно подорожали», — объяснил генеральный директор компании Priority Auto Константин Тарасов.

Ранее «Секрет» сообщил, что правительство Японии начало согласовывать новые экономические санкции против России. Власти планируют ограничить экспорт в РФ передовых технологий.

Фото: Pixabay, Pixabay License

Источник: PrimaMedia

Все секреты бизнеса у нас в телеграме

Теги:

  • Япония
  • Россия
  • Автомобили и авторынок

Новости партнеров

Нет сети 05-03-2022 05-03-2022 03:05

С момента старта специальной военной операции России на территории Украины ряд мировых держав, в том числе и США, ввели против страны ряд новых санкций. Кроме этого, территорию стали покидать известные компании. В нашем материале расскажем о том, какие компании отказались работать в России, приостановили свою работу либо ограничили функционал своих сервисов из-за ситуации в Украине. В списке — в основном крупные фирмы, то есть это лишь часть.

Какие компании ушли или ограничили работу в России из-за санкций

Техника (гражданская)

  • Apple. Производитель техники прекратил продажу всей продукции (в том числе iPhone), остановил экспорт, ограничил использование Apple Pay и «других сервисов».
  • Nokia. Производитель телекоммуникационного оборудования для мобильных, фиксированных, широкополосных и IP-сетей также прекратил поставлять свою продукцию в Россию.
  • Canon. Интернет-магазин временно приостановил свою работу в России из-за сильных колебаний рубля.
  • Panasonic. Японская корпорация остановила торговые операции с Россией.
  • Microsoft. Компания объявила о приостановке продаж товаров и предоставления услуг в России.

Одежда и товары

  • Nike. Компания, специализирующаяся на спортивной одежде и обуви, приостановила продажи в российском интернет-магазине.
  • IKEA. Одна из крупнейших в мире сетей по продаже мебели и товаров для дома приостановила работу своих магазинов в России.
  • Mango. Компания, которая создает одежду для мужчин и женщин, прекратила свою работу на территории России.
  • Н&M. Ретейлер приостановил продажи в России из-за резких колебаний рубля.
  • Farfetch. Интернет-магазин модной одежды также временно приостановил продажи и доставку товаров в Россию.
  • Swarovski. Австрийский производитель украшений временно приостановил работу интернет-магазина в России.
  • Marks & Spencer. Британский бренд одежды и аксессуаров останавливает поставки в Россию.

Алкоголь

  • Simple. Один из крупнейших поставщиков алкоголя в России остановил отгрузку алкоголя из-за курса евро.
  • Luding Group. Еще один из крупных импортеров алкоголя в России также временно остановил поставки.
  • Diageo. Крупнейший производитель алкогольных напитков премиум-класса приостановил поставки в Россию и Украину.

Теле- и кинопродакшен

  • Warner Bros и Sony. Компании отменили показы своих фильмов в России. В частности, «Бэтмена» и «Морбиуса».
  • Universal. Компания прекратила показы своих фильмов в России, в том числе «Белфаста», «Плохих парней» и «Скорой».
  • BBC Studios. Британская телекомпания и дочерняя компания BBC останавливает лицензирование контента для российских партнеров.
  • All3Media. Телевизионная, кино- и цифровая компания останавливает все бизнес-переговоры с телевещательными клиентами из России.
  • ITV Studios. Транснациональная телевизионная компания прекратила продажу новых лицензий клиентам из России.
  • Megogo. Онлайн-кинотеатр полностью прекратил работу в России.

Автомобили и мотоциклы

  • «Автоваз». Российский производитель автомобилей приостановит сборку в Тольятти и Ижевске из-за нехватки компонентов.
  • Ford. Автомобилестроительная компания приостановила все операции в России.
  • BMW. Производитель автомобилей, мотоциклов, двигателей, а также велосипедов приостановил производство на заводе в Калининграде и экспорт.
  • Harley-Davidson. Производитель мотоциклов и сертифицированный поставщик продукции военного назначения для США приостановил поставки в Россию.
  • Hyundai. Автомобилестроительная компания приостановила производство на заводе в Петербурге. Официально — из-за проблем с поставками.
  • Jaguar Land Rover. Многонациональный производитель автомобилей приостановил поставки новых автомобилей в Россию.

Ряд автоконцернов прекратили отгрузку российским дилерам автомобилей марок Mercedes-Benz, Audi, Volkswagen, Skoda, Citroen, Land Rover, Porsche, сообщал «Коммерсантъ». Порядка 20 компаний переписали прайс-листы в феврале, подсчитало издание Autonews.

  • Škoda. Автоконцерн приостановил деятельность в России.
  • Volkswagen Group. Концерн приостанавливает производство автомобилей в России.
  • Porsche. Немецкий производитель остановил поставки машин в Россию.

И это еще не все — кто из компаний покинул российский рынок в марте 2022

Авиация

  • Boeing. Производитель авиационной, космической и военной техники приостановил обслуживание и техническую поддержку российских самолетов, а также поставку запчастей и «основные операции в Москве».
  • Airbus. Производитель самолетов приостановил поддержку российских авиакомпаний и поставку запасных частей в Россию, а инженерный центр компании в стране приостановил все свои операции для Airbus в соответствии с санкциями.
  • AerCap. Компания — лизингодатель мировой коммерческой авиации прекратила сотрудничество с российскими авиакомпаниями.
  • Dassault. Самолетостроительная компания приостанавливает поставки джетов Falcon в Россию.

Технологии

  • Oracle. Производитель программного обеспечения приостановил все операции в стране.
  • Cisco. Американская транснациональная компания, разрабатывающая и продающая сетевое оборудование, приостанавливает бизнес-операции в России.
  • EPAM. Производитель заказного программного обеспечения заявил, что прекращает работу с российскими клиентами.

Другое

  • DHL. Компания экспресс-доставки грузов и документов приостановила доставку в Россию и Беларусь.
  • American Express. Финансовая компания приостановила сотрудничество с партнерами в РФ.
  • OneWeb. Корпорация, которая создает взаимосвязанную систему спутников, прекратит все запуски с Байконура.
  • Spotify. Музыкальный стриминговый сервис закрыл офис в России на неопределенный срок.
  • KONE. Финский производитель лифтов и эскалаторов приостановит поставки в Россию.
  • YIT. Финский застройщик приостановил инвестиции в покупку земельных участков и строительство на территории России. Кроме того, компания прекратила закупку российских лесоматериалов.
  • Airbnb. Сервис краткосрочной аренды жилья приостановил работу на территории России и Беларуси.

Статьи по теме

image

Как известно, утром 24 февраля 2022 года российский президент Владимир Путин объявил о проведении «специальной операции» на территории Украины, в результате которой в стране начались боевые действия. На фоне подобного положения дел страны Запада ввести «сокрушительные санкции», и такие гарантированно затронут всех и каждого, так как их последствия уже начали наступать. Из-за нестабильной ситуации на валютном рынке, когда рубль ощутимо подешевел по отношению к доллару и евро за последние дни, а также из-за введенного Европой и США эмбарго на поставку ряда товаров на российскую территорию, многие автопроизводители оказались вынуждены принять решение о прекращении поставок транспортных средств в Россию.

Практически все европейские и американские марки автомобилей объявили о том, что отныне не будут доставлять свои автомобили на территорию России, поэтому купить такие станет невозможно. Подобные ограничения будут действовать до тех самых пор, пока ситуация не стабилизируется и не наступит четкое понимание того, что вообще происходит и как конкретно санкции повлияют на страну. О прекращении поставок в Россию сообщили такие бренды, как Volkswagen, Porsche, BMW, Audi, Skoda, BMW, Jaguar, Land Rover, Mercedes-Benz, General Motors и Citroen. В скором будущем, скорее всего, этот список пополнится новыми наименованиями, поэтому россиянам следует готовиться к тому, что купить новые транспортные средства станет невозможно, совсем.

image

Отгрузка автомобилей уже остановлена, но касается она лишь таких транспортных средств, которые не покинули заводы. Все автомобили, которые сейчас находятся на пути к дилерам, к таким все же поступят, поэтому их владельцы смогут стать их обладателями. А вот заключение новых контактов на поставку транспортных средств теперь невозможно. Как долго будет действовать запрет – неизвестно, но это напрямую зависит скорее не от автопроизводителей, а от властей США и Европы, которые вводят санкции против России. Касается ли подобное решение оригинальных запчастей для ремонта автомобилей – неизвестно. Очевидно сейчас лишь то, что уже в ближайшие дни ценники на все автомобили в стране рекордно сильно взлетят, так как автодилеры, пользуясь спросом, захотят продать машины по как можно более высокой цене.

image

Остается верить и надеяться на то, что возобновление поставок состоится как можно скорее. Одними из наиболее популярных марок автомобилей среди покупателей из России в последние годы являются Skoda, Volkswagen, Reno, BMW, Mercedes-Benz, KIA, Toyota и Hyundai. Учитывая, что некоторые из этих автомобилей родом из Южной Кореи и Японии, их поставки на российскую территорию по-прежнему будут осуществляться. Но нужно учитывать, что измениться это может в любой момент, так как, например Япония, уже приняла решение о введении санкции в отношении России. Таким образом, возможно уже в ближайшие несколько недель все граждане РФ, проживающие в стране, смогут купить себе только отечественные машины под брендом Lada, а также наследие советского автопрома под брендом «УАЗ».

Ранее сообщалось о том, что компании Hyundai, Kia, Geely, Subaru, Mazda и другие производители автомобилей резко подняли цены.

Присоединяйтесь к нам в Google News, Twitter, Facebook, Instagram, ВКонтакте, YouTube и RSS чтобы следить за новостями и оперативно получать интересные материалы.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий