Новости на “России 24”. Роскосмос уходит от Европы к Китаю

6 июля 2018 Flickr / Council of… Flickr / Council of Europe Тема: Глобальное управление, Общество и культура Регион: Россия, Европа Тип: Аналитические статьи imageМарк Энтин

Д.ю.н., заведующий кафедрой европейского права МГИМО МИД России, почетный доктор наук БФУ им. И.Канта, эксперт РСМД

imageЕкатерина Энтина

Д.полит.наук, профессор НИУ ВШЭ, руководитель Отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН, эксперт РСМД

СЛЕДИТЬ ЗА СОБЫТИЯМИ Теги Совет Европы, Россия, ПАСЕ Выбор читателей СкрытьРазвернуть

ИсторииВ курсе

Мы собрали последние новости о последствиях санкций, а также прогнозы о том, что нас ждет в ближайшей перспективе.

2 марта 2022

В этой статье мы постараемся проанализировать, что происходит сейчас, что ждет обычных россиян в ближайшее время в финансовой и бытовой сфере и можно ли с этим что-то сделать. Именно такой совет дают экономисты: успокоиться и подумать.

Здание МИД России в Москве, Россия, 1 марта 2022 года

Итак, 21 февраля, то есть 10 дней назад, вступили в силу первые экономические санкции Запада против России, который таким образом отреагировал на признание независимости ДНР и ЛНР. После этого конфликт с Украиной начал развиваться по совершенно непредсказуемому сценарию, а санкции — ужесточаться с каждым днем. Полный их список на сегодняшний день смотри в нашей статье: «Новые санкции против России, введенные за выходные, и их последствия для обычных россиян (материал обновляется)».

Для обычного гражданина России все это пока имеет мало смысла. Единственное, что мы почувствовали на себе, — стремительное падение курса рубля и панику у банкоматов. Также перестали работать Apple и Google Pay, произошел скачок цен на импортные автомобили и электронику.

Однако на самом деле в экономике России в данный момент происходит серьезный шторм, и последствия его будут видны не сразу, а через несколько недель и месяцев. Мы собрали свидетельства инсайдеров и мнения аналитиков о том, что уже происходит прямо сейчас.

1. Закрыта торговля акциями, на Московской бирже торгуется только валюта, рубль неуклонно падает.

Первым на санкции, естественно, отреагировал российский рынок ценных бумаг. Обвал случился сразу после объявления «спецоперации». С понедельника Московская биржа остановила торговлю акциями и не возвращалась к ней до сих пор. Однако торги по валюте (доллар и евро) продолжаются, и курс рубля каждый день ставит новые антирекорды. В настоящий момент, по информации «РБК», курс доллара — 110, курс евро — 120 рублей.

Обычных людей, которые не играют на бирже, все эти новости все равно коснулись. В крупных городах России началась валютная паника: люди пытаются купить доллары, а также снять наличные из банков на фоне угроз отключения банковской системы от SWIFT. Кстати, читай все еще актуальную статью «Нужно ли снимать валюту и рубли? Что говорят эксперты».

Мы уже писали, что с банковскими накоплениями обычных россиян ничего не случится из-за санкций, а вот паника может им серьезно навредить. Пока что ЦБ держит удар и обеспечивает все частные банки достаточным количеством наличных. Ни одного банкротства, замораживания счетов или насильственного перевода долларовых вкладов в российские рубли пока не произошло и в ближайшем будущем не ожидается.

Возможно, по рублевым вкладам даже будут повышены проценты, так как в два раза повысилась процентная ставка ЦБ, пишет РБК.

Однако экономисты все-таки намекают, что купить сейчас какие-то импортные товары по старым ценам (если есть возможность) — это неглупый шаг. Например, сменить стиральную машину или телефон для девушки.

Стиральная машина Indesit BWSB 51051

Стиральная машина Indesit BWSB 51051

Смартфон Samsung Galaxy A52

Смартфон Samsung Galaxy A52

2. Запрет на вывод валюты из России

На фоне блокировки валютных активов ЦБ был подписан указ о том, что частным гражданам и российским компаниям запрещено выводить доллары из страны по банковским каналам, даже наличные доллары в сумме больше 10 тысяч вывозить запрещено, сообщают «Ведомости». В правительстве это называют «контрсанкциями». Таким образом, доллары теоретически должны оставаться внутри страны и стабилизировать рынок валюты.

Ну, для обычных нас с тобой 10 000 USD (по нынешнему курсу — больше миллиона рублей) — это уже накопления. Так что теоретически можно вытрясти из матраса 9999 долларов и рвануть куда-нибудь… На первые полгода где-то в Азии хватит.

На самом деле эта мера ударит не только по бегущим из России олигархам.

Во-первых, запрет на валютные закупки означает фактическое прекращение импорта. С нами и так уже отказываются торговать на Западе, однако через доллары до этого момента также шла торговля с Востоком.

Последствия станут очевидны через месяц-другой, когда закончатся запасы импортной одежды, алкоголя, еды, бытовой химии и других привычных нам вещей на складах. Еще до этого разорятся и закроются компании-импортеры, многие люди останутся без работы.

Тем временем Apple уже объявила о прекращении продажи айфонов и айпадов в рамках санкций (пишет BBC), то же сделала Nike.

Honda Motor прекращает поставки автомобилей и мотоциклов в Россию из-за проблем с расчетами, пишет «РБК».

Правда, Индия, например, 2 марта объявила о налаживании торговли с Россией в обход долларов и установке прямого обмена рупий на рубли. Это значит, что без специй и чая мы не останемся. А если серьезно, следует учитывать, что в Индии находится фармакологическое производство крупнейших западных медицинских компаний и существуют доступные дженерики многих западных лекарств. Это внушает какую-то надежду.

Во-вторых, что еще более тревожно, из-за проблем с оплатой забастовали контейнерные перевозки. Швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC), датская Maersk и французская CMA-CGM заявили об остановке приема заявок на перевозку контейнеров в Россию и из нее, сообщает Интерфакс. Это означает прекращение торговли не только с Западом, но еще с Латинской Америкой и даже Китаем: в основном все грузы идут по морю. У той же Индии с Пакистаном и Китаем очень напряженные отношения, так что наземная доставка вряд ли получится. А морские перевозчики бастуют. М-да.

3. Встают заводы, собирающие автомобили иностранного производства

Предыдущий пункт (невозможность оплаты счетов в валюте) создал проблемы с закупками запчастей иностранного производства даже в тех областях, которые не попали под санкции. В итоге встают российские заводы, которые производят иностранные автомобили и технику, пишет Motor.ru. Об остановке объявили BMW, Kia, Hyundai, а также «ПСМА Рус», на котором собирают Fiat, Jeep, Peugeot, Opel, Citroen. Bosch также жалуется на проблемы.

Держится пока только British American Tobacco, который завез достаточно сырья на ближайшее время.

Что ж, для рядовых граждан это означает все то же полное исчезновение импортных товаров, а также потерю довольно большого количества рабочих мест.

Рабочие собирают хетчбэк Renault Sandero на заводе в Москве 1 марта 2010 года, в день запуска производства модели в России

4. Массовый отъезд IT-специалистов и гастарбайтеров из России

Все, кто еще раздумывал о том, стоит ли уезжать, в данный момент собирают чемоданы.

Это касается как тех, на кого рассчитан закон о запрете вывоза валюты, так и гастарбайтеров из бывших республик, которые делали всю тяжелую работу.

Впрочем, если мы говорим об IT-специалистах, эти товарищи давно все вывели в биткоин, а не в доллары. Его невозможно запретить увозить с собой. Кстати, на рынке криптовалюты наблюдается очередной скачок, пишет «РБК».

Будет очень интересно посмотреть, как без IT-специалистов в банковской сфере будут налаживать переход на российский аналог SWIFT, например. Или как будут решаться насущные проблемы кибербезопасности. В общем, не удивляйся, если привычные приложения или сайты в данный момент перестают работать. Те, кто за этим следил, заняты другим.

Также будет, вероятно, очень непростая ситуация в строительстве и ресторанном бизнесе. Ну а бывшие дизайнеры и йога-инструкторы пойдут в дворники.

28 февраля 2022 года, Москва, Россия

5. Премьеры голливудских фильмов, а также съемки русских сериалов Netflix отменили

На общем фоне это, конечно, не самая ужасная новость. Вероятно, американское кино в ближайшее время нам придется смотреть исключительно на пиратских сайтах с субтитрами.

6. Boeing приостановит техническое обслуживание российских компаний

А вот это уже серьезно. Мало того, что огромная часть авиапарка российских перевозчиков находится в лизинге и сейчас самолеты требуют вернуть, но даже те, что принадлежат нам, в настоящий момент отказываются обслуживать, сообщает «Коммерсант».

Небо над Европой, а также США для нас тоже закрыли. Это значит, что российские перевозчики еще немного будут летать в Азию, однако в скором времени вылететь из России можно будет только иностранными авиалиниями (купив билеты за доллары сам знаешь по какому курсу).

7. Участники рынка опасаются сделок с российской нефтью

Экономисты считают, что самый серьезный экономический удар для России — это отказ от закупок нашей нефти и газа. Пока Запад просто физически не может пойти на этот шаг.

Однако некоторое сокращение закупок уже наблюдается (что тоже существенно ударяет по бюджету), пишет Finmarket.ru. Причем не в рамках санкций, а все из-за тех же проблем с валютными расчетами. «Нефтетрейдеры, морские перевозчики, страховые компании и банки, осуществляющие торговое финансирование, отказываются от сделок с российской нефтью, опасаясь вторичных санкций. Несмотря на то что существенных ограничений в отношении российской энергетической отрасли пока нет и даже для банков были введены исключения по финансированию таких сделок, многие участники рынка предпочитают не брать на себя повышенные риски в условиях неопределенности», — отмечает эксперт BCS Express.

А проект «Северный поток — 2», который должен был поставлять российский газ в Европу, постепенно переходит из категории «заморожен» в категорию «похоронен». Компания-оператор газопровода  Nord Stream 2 AG объявила о банкротстве. Более ста ее сотрудников уволены.

На этом фоне цена на нефть и газ в мире ставят рекорды. Вот только нам от этого не легче, ведь энергоносители покупают не у нас.

В статье использованы материалы: ,,, , , , .

Фото: Getty Images

Санкции всё спишут

(Фото: Влад Некрасов/Коммерсантъ)

Час нужды

Первый замглавы «Сбербанка» Лев Хасис рассказал журналистам о том, что банк планирует постепенно избавляться от иностранных активов, из Турции он уже ушёл. Причиной этого названы европейские санкции. Однако другие крупные российские банки – ВТБ и «Альфа-банк» – не собираются уходить с территории ЕС. Быть может реальная причина отступления «Сбера» в другом? В Европе надо конкурировать с другими сильными игроками, да и новую монополию на рынке цифровых услуг там построить не так просто.

Сюжет: Банки и финансовый кризис

Внешнеполитическая повестка, характеризуемая противостоянием России с коллективным Западом, мешающая господину Грефу работать в Европе, выглядит убедительной лишь на первый взгляд. Здесь есть ряд немаловажных нюансов. Во-первых, известно, что «Сбербанк» не имеет отделений в Крыму, мотивируя нежеланием попасть под санкции. Но получается, что если банк концентрируется на деятельности в пределах постсоветского пространства, тогда и в Тавриде ему не помешает присутствовать, прекратив злить патриотов, указывающих на то, что экосистема Германа Грефа по сути не признает территориальной целостности России.

Второй нюанс выглядит куда более серьезным. Формально «Сбер» принадлежит российскому государству, которое владеет контрольным пакетом акций. Однако 43,5% акций «Сбера» держат юридические и физические лица за пределами РФ – иностранцы получают баснословные дивиденды от деятельности «Сбера» в России. Выходит, что в своей деятельности банк становится «евразийским», концентрируясь за пределами России лишь на Белоруссии и Казахстане, а вот барыши от этой деятельности имеют господа из Вашингтона и Лондона. Американские и британские хэдж-фонды, владеющие солидной долей акций российского банка-гиганта, можно было бы использовать как щит, способный прикрыть «Сбер» от американских и европейских санкций, поскольку Запад имеет привычку не накладывать санкции, которые напрямую бьют по интересам собственным состоятельных граждан. Однако этот вариант внешнеэкономической деятельности «Сбера», похоже, даже не рассматривается.

Банк же переводит вектор деятельности на внутренний рынок. И здесь происходит разлад: он получает огромные деньги от россиян, почти половину дивидендов отдает за рубеж, но в то же время сворачивает деятельность на внешних рынках.

Удар по сотням тысяч туристов

Характерно, что «Сбер» уходит даже из Турции, на выстраивание дружественных отношений с которой тратит много сил политическое руководство России. «Сбербанк» продал свою дочернюю структуру в Турции – DenizBank A.S. – дубайскому Еmirates NBD, который теперь владеет почти всем пакетом акций турецкого банка.

Denizbank был удобен для российских туристов, поскольку предлагал возможность для снятия наличности в Турции во время отдыха – через простой банкомат и без комиссии. Вряд ли новые владельцы из ОАЭ будут работать по такому принципу.

Подразделения Sberbank Europe AG действуют в 9 странах Центральной и Восточной Европы. Штаб-квартира этой финансовой организации расположилась в Австрии, а офисы – в Словакии, Чехии, Венгрии, Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии, Украине и Германии.

Санкции мешают не всем

«Сбербанк» был в числе пяти крупных российских банков с долей собственности государства более 50%, которые в июле 2014 года попали под секторальные санкции ЕС. Гражданам и компаниям Евросоюза тогда запретили покупать или продавать новые акции, облигации и другие «подобные финансовые инструменты» этих российских банков со сроком обращения более 90 дней. Однако санкции ЕС не распространяются на дочерние компании российских банков в странах Евросоюза. Это относится и к австрийской «дочке» банка Sberbank Europe. В этих условиях не понятно, почему российских банк должен добровольно уходить даже из исторически дружественных Сербии или Венгрии, где у власти находятся евроскептики, налаживающие мосты для сотрудничества с Россией.

По теме 1266 Visa и Mastercard приостановили все операции в России: карты российских банков продолжат работать на территории страны

Международные платежные системы Visa и Mastercard приостановили все операции с российскими картами. Они не будут работать за пределами страны, но внутри России продолжат функционировать так же, как и раньше, до истечения срока их действия.

Наконец, поведение Германа Грефа не логично даже в сравнении с другими крупными российскими банками, которые не стремятся сворачивать деятельность в Европе. Так, группа ВТБ в 2017 году, когда антироссийские санкции были в самом разгаре, завершила реструктуризацию своих европейских подразделений: VTB Bank (Austria) AG, VTB Bank (Deutschland) AG и VTB Bank (France) SA были объединены 29 декабря 2017 года в новое юридическое лицо – VTB Bank (Europe) SE, работающее на основе единой банковской лицензии.

«Мы стали первой российской банковской группой и одним из первых банков в Европе, осуществивших реорганизацию в форме SocietasEuropaea (SE). Это подчеркивает важность Европы в целом и Франкфурта, как ее финансового центра, для группы ВТБ. VTB Bank (Europe) SE является универсальным банком с упором на обслуживание международных клиентов. Проведенное слияние создает хорошую основу для роста бизнеса в стратегически важном для нас регионе», – не без гордости заявил тогда первый заместитель президента – председателя правления ВТБ Юрий Соловьев. Впрочем, банку пришлось в те годы не просто – французский рынок пришлось оставить, однако о полном уходе из Европы речи не шло и не идет.

Выйти из топа

Отнюдь не спешит сворачивать свою деятельность за границей и еще один из крупнейших банков России – «Альфа-банк», активно присутствующий в Европе и даже в США. В Амстердаме находится Торговый Банк НВ, принадлежащий «Альфа-банку». Он работает с европейскими компаниями, желающими развивать бизнес в России и СНГ, а также предоставляет торговое финансирование частным клиентам. Например, любой житель Евросоюза может открыть вклад в Торговом Банке НВ.

Инвестиционный бизнес финансовая компания осуществляет также через свое представительство в Лондоне. Учреждение организует сделки с ценными бумагами, реализует проекты в области финансирования корпоративных клиентов из Англии и других стран Евросоюза.

В Нью-Йорке находится филиал «Альфа-Банка» – Alforma Capital Markets. Он зарегистрирован в 2001 году и является дочерним предприятием финансовой компании. Осуществляет инвестиционное и брокерское обслуживание клиентов из Канады, США и Южной Америки. Главное направление деятельности – портфельные инвестиции в РФ.

Можно было бы сказать, что филиалы «Альфа-банка» в Европе и США появились в начале «нулевых», в далекие досанкционные времена, поэтому их ждет та же участь. Но это не так. В 2020 году, несмотря на все геополитические противостояния между Россией и Западом, «Альфа-Банк» вошел в топ-6 финансовых компаний мира по качеству транзакций с помощью пластиковых карт. АО было отмечено в номинациях, связанных с авторизацией физических лиц по картам в торговой сети за пределами России и внедрением новых способов оплаты. «Альфа-банк» провел наибольшее количество токенизированных платежей среди финансовых компаний Юго-Восточной Европы и СНГ.

По всей видимости, крупнейшему розничному банку России, которым управляет бывший министр экономики Герман Греф, этот рынок попросту перестал быть интересным. Хотя ещё в прошлом году сообщалось о планах «Сбербанка» расширить своё присутствие в Европе.

У китайцев получается, у нас – нет

Уход «Сбербанка» из стран дальнего зарубежья объясняют геополитическими причинами. Хотя с точки зрения построения многополярного мира экспансия российского капитала в других страны является логичным шагом. Например, китайский финансовый капитал проникает повсюду, несмотря на все международные противоречия. Среди иностранных банков Китая можно назвать DBS Bank и United Overseas Bank в Сингапуре, «Публичный банк» в Малайзии, «Бангкок Банк» в Тайланде (лидирующий банк в этой стране). В США также действуют китайские банки, причем исчисляемые десятками – например, American Plus Bank, Ever Trust Bank, Pacific Global Bank. «Банк коммуникаций» Китая имеет почти 1500 отделений в 146 странах мира, «Торгово-промышленный банк» – также около 1500 иностранных филиалов и более 200 иностранных структур подчиненного характера.

Китай на фоне подготовки «Сбера» к бегству из Европы ведёт себя как настоящая сверхдержава, способная зарабатывать на экономиках различных стран во многих уголках мира. Может ли позволить себе такое поведение Россия? С нынешней политикой Германа Грефа – точно нет.

КОНКРЕТНО

По данным на весну 2020 года, у группы Sberbank Europe было примерно 715 тыс. клиентов. Значительная часть из них – наши соотечественники, проживающие в Чехии, Австрии и Германии. Именно поэтому сайты Sberbank Europe работают не только на английском и национальных языках этих стран, но также русском. Уход «Сбера» из Европы наверняка ослабит связь России с русскоязычными сообществами за границей, которые играют не последнюю роль в формировании западного общественного мнения относительно нашей страны.

К слову, ещё в 2017 году Герман Греф посетовал, что банк испытывает сильное давление европейского регулятора. «Хоть мы и небольшой банк в Европе, нас отнесли к системно значимым банкам, под прямой контроль и надзор Европейского центрального банка – это, конечно, очень серьезно осложнило жизнь для маленького банка», – сказал он в интервью телеканалу «Россия 24». Кто бы сомневался, что в России «Сберу» работать куда проще, ведь во главе отечественного регулятора стоит Эльвира Набиуллина, бывший первый заместитель Германа Грефа в Минэкономразвития. Действительно ли дело в санкциях?

Андрей Песоцкий Опубликовано: 23.06.2021 21:54 Отредактировано: 23.06.2021 21:54

Авторынок в 2022 году может недосчитаться около 40 000 автомобилей

В связи со сложной ситуацией «по всем индикаторам» немецкая марка Audi останавливает отгрузки автомобилей в адрес российских дилерских предприятий с 24 февраля, следует из письма автоконцерна в адрес российских партнеров. «Ведомости» ознакомились с документом.

Автомобили, прошедшие российскую таможню и запланированные к отгрузке со склада импортера, будут отправлены в адрес дилерских центров по ранее сформированным документам, пишет компания. О возобновлении отгрузок и ценовых условиях Audi собирается проинформировать клиентов дополнительно. 

Подобное письмо также пришло от американского концерна General Motors (GM, продает автомобили Chevrolet в России), рассказали «Ведомостям» источники в лизинговых компаниях. Сообщения схожего содержания ожидаются также от Volkswagen (VW), его подразделения «Volkswagen коммерческие автомобили», чешской Skoda (принадлежит Volkswagen), знает один из собеседников «Ведомостей». Другой источник говорит, что завершил отгрузки и британский Land Rover (принадлежит индийской Tata Motors), и попадут на российский рынок только те автомобили, которые на 24 февраля были уже в пути. Аналогичная ситуация и с немецким брендом Porsche. 

Представитель Volkswagen Group в России (туда, кроме самого VW, входят Audi, Skoda, Porsche) не ответил на вопросы «Ведомостей». Связаться с представителями GM и Jaguar Land Rover к моменту сдачи материала не удалось. 

Утром 24 февраля Россия начала специальную военную операцию на Украине. По словам президента России Владимира Путина, о помощи страну попросили самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики (ДНР и ЛНР), суверенитет которых Россия признала 21 февраля. Как объяснил глава государства, Россия не собирается оккупировать Украину, однако будет стремиться «к демилитаризации и денацификации» этой страны.

Кроме этого, 24 февраля официальный дистрибутор ряда зарубежных марок дорожно-строительной и спецтехники «Русбизнесавто» уведомил своих партнеров в России, что вся импортная техника по подписанным договорам должна быть полностью оплачена 24 февраля. Речь идет о продукции SDLG, Higer, New Holland и Dieci, следует из письма дистрибутора, которое есть у «Ведомостей». Новые сделки по SDLG и Higer пока не заключаются, новые сделки по New Holland и Dieci – только в валюте и из имеющегося на складе ассортимента, следует из документа.

По итогам 2021 г. в России продано 1,667 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это на 4,3% больше по сравнению с 2020 г. Большая часть из них – местного производства. По прогнозу АЕБ, рынок в 2022 г. должен вырасти на 3,3% до 1,722 млн единиц. 

По итогам 2021 г. импорт новых легковых машин указанных брендов составил 37 979 штук, подсчитал на основе данных о регистрациях независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, это немного и если к тем, кто уже заявил о приостановке отгрузок, больше никто не присоединится, то российский рынок может недосчитаться в 2022 г. порядка 40 000 машин.

Кроме этого, несколько крупнейших российских автодилеров сообщили «Ведомостям», что с сегодняшнего дня «Сетелем банк» (входит в «Сбер») оставил лишь одну программу автокредитования в портфеле и по максимально высокой ставке, а также обнулил комиссионное вознаграждение для дилеров. Это фактически остановило продажи по программе данного банка. Представитель «Сбера» на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Вместе с тем продажи и выдача автомобилей в дилерских центрах «Рольфа» и «Автомира» проходят штатно, сказали «Ведомостям» представители компаний.

Новости СМИ2 02 марта 2022, 19:29 Бизнес

Эксперты объяснили, почему отказ Польши от угля не опасен для России

Прослушать новость Остановить прослушивание close 100%

Евгений Епанчинцев/РИА «Новости» Польша намерена немедленно отказаться от закупок российского угля. И рассчитывает получить одобрение на этот шаг от Еврокомиссии. Замену углю из России польское правительство будет искать в Австралии. Такой вариант, скорее всего, возможен, признают эксперты. Но выйдет дороже. Российские угольные компании почти ничего не потеряют, поскольку с сокращающегося европейского рынка все равно пришлось бы уходить.

Польша отказывается от импорта российского угля. Об этом в среду, 2 марта, сообщил премьер-министр страны Матеуш Моравецкий. «Мы готовы сделать это в любой момент, в любой день», — цитирует ТАСС заявление премьера.

Для введения эмбарго на ввоз российского угля полякам нужна «только одна вещь от ». «Мне нужно одно слово обещания, что Польша не будет наказана за этот шаг, так как введение эмбарго — часть международной торговли, что лежит в компетенции Европейской комиссии», — уточнил Моравецкий.

Он сообщил также, что уже разговаривал о замещающих поставках угля с премьером Австралии. Какой была реакция австралийских властей польский премьер не уточнил, но повторил, что «Польша немедленно перестанет импортировать российский уголь», если найдет ему замену.

Более того, польский премьер предложил всему Евросоюзу отказаться от угля из России. Об этом шла речь во время его встречи в Брюсселе с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.

«Сегодня я разговаривал с Урсулой фон дер Ляйен о том, как стать независимыми, сделать независимой Европу от угля», — добавил Моравецкий, выступая на брифинге в Брюсселе. По его словам, он попросил фон дер Ляйен не ввозить российские углеводороды, чтобы Россия не могла получать твердую валюту и использовать доход для спецоперации в Украине. «Я призывал не импортировать российский уголь, ввести эмбарго на российский уголь. И в ближайшие месяцы тоже не покупать нефть и газ», — добавил польский премьер.

По его словам, у Польши и есть совместный план действий, как добиться независимости от углеводородов из России. Заявление Варшавы связано с санкциями, которые инициировали ЕС и США в отношении России. Европа объявила в среду о четвертом санкционном пакете в ответ на проведение спецоперации РФ на Украине.

Меняй, но с доплатой

Польша и Европа в значительной степени зависят от поставок российского угля. Но в целом объемы этого топлива, ввозимого странами ЕС, в последние годы сокращаются. По данным Eurostat, в 2020 году импорт угля в ЕС уменьшился на 34,5 млн тонн – до 53,6 млн тонн. Это был минимум с 1998 года. Резкое сокращение состоялось на фоне пандемии и снижении активности бизнеса. Импорт из России также сократился — на 10,2 млн т, до 37,8 млн т. В прошлом году Европа закупила у РФ 50,4 млн т. угля.

Сама Польша покупает в последние годы 10-20 млн т российского угля, что составляет около 70-80% суммарного импорта, уточняет заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр . Он отметил, что замена российского сырья в принципе возможна, дефицита на рынке нет. Но обойдется это Польше дороже примерно на 20%, если поставки будут действительно из Австралии.

«Стоимость угля будет сильно зависеть от стоимости фрахта. А фрахт сейчас лихорадит. Не угадать, что будут с ценами и сроками поставок. Но даже при равной номинальной цене уголь обойдётся полякам дороже примерно на 20%», — поясняет Фролов.

Выбор Польши пал на Австралию не случайно. Варшава, видимо, хочет поддержать Австралию, которая оказалась в состоянии конфликта с Китаем, куда шла основная доля австралийского угля. Также Польша может докупить необходимые ей объемы угля в США, считает эксперт. «Но это приведет к росту транспортной составляющей в цене», — отмечает Фролов.

Все равно пора было уходить

Польша сама является крупным производителем угля, который используется для выработки тепловой и электроэнергии, уточняет кандидат экономических наук, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр . Эксперт не исключает, что Варшава заинтересована в отказе от российского угля в том числе и по этой причине. «Сейчас и цены на уголь и котировки акций угольных компаний взлетели на 30-50%. Думаю, в Польше сделали выводы и решили, что и сами заработают на этом, без России», — говорит Тимофеев.

Отказ Польши от закупок, если он случится, не сильно затронет интересы российских угольных компаний, считают эксперты. Россия в последнее время постепенно переориентируется с угольного рынка Европы на рынок Азиатско-тихоокеанского региона. В первую очередь на Китай — крупнейшего потребителя угля в мире.

«Кроме того, Польша, как и прочие страны Евросюза, отказывается от угля в электрогенерации. Уйти с европейского рынка все равно пришлось бы, ввиду того, что этот рынок скоро прекратит существование», — говорит Фролов. Он напоминает, что в России реализуется проект «Восточный полигон», который позволит увеличить провоз угля в Китай в два раза.

В октябре 2021 года Россия и Индия подписали меморандум о поставках 40 млн т угля в Индию. Индия и Китай составляют примерно две трети мирового потребления угля. По данным , доля российского угля на рынке АТР в 2021 году — 12% (рост на 8 п.п. с 2010 года).

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий