Почти 100 компаний уходят из России. Кто не хочет работать с агрессором: полный список

Россия может столкнуться с проблемой авиаперевозок внутри страны во время и после “военной спецоперации” на Украине. Об этом говорит большинство экспертов отрасли, которые знакомы с авиарынком. 

Некоторые страны уже отзывают свои воздушные судна, которые сдали в лизинг (услуга пользования имуществом с правом выкупа). Первой авиакомпанией пострадала “Победа”: компания из Ирландии, которой принадлежат суда, в день начала военной операции в Украине потребовала от «Победы» вернуть 10 пассажирских самолетов Боинг-737. 

Уже 27 февраля ирландский лизингодатель 27 февраля арестовал самолет Boeing 737 авиакомпании «Победа» в Стамбуле и не дал ему вылететь в Россию, – пишет РБК со ссылкой на источник в одной из российских авиакомпаний.

Пока хуже всего ситуация с Airbus: ЕС запретил поставку в Россию самолетов и запчастей компании. 

Цифры таковы: всего в России около 1300 самолетов всех размеров. Из них иностранного производства — 824 штуки, то есть, 64%. Все отечественные авиакомпании оперируют 980 самолетами (остальные — маленькие частные и ведомственные).

Что касается Airbus, то больше всего самолетов компании у авиакомпаний: «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии». Совокупно в допандемийном 2019 году они перевезли 52,4 млн человек. 

Объявленные в ночь на субботу санкции Евросоюза предусматривают запрет на продажу самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям. 

Пока сама компания о схеме применения санкция не объявляла. 

Российские компании, конечно,  используют самолеты отечественного производства. Но их количество невелико. Так “РБК” подсчитал, что, например, у “Аэрофлота” всего 9 таких самолетов, у S7 – ни одного, у “России” – 67. Лидер списка – “Ираэро” – 27 самолетов отечественного производства.  

image

По словам председателя союза пассажиров России, члена общественного совета при минтрансе РФ Кирилла Янкова около 60% самолетов России находится в лизинге и запчасти поступают из-за рубежа. 

«У нас авиапарк иностранный, в лизинге находится около 60 процентов современных машин, это если не брать Ан-24, Ан-26, которые тоже поступают из-за рубежа. Но с этим разобраться можно, если выкупить воздушные суда в собственность, но, вот как быть с техобслуживанием и запчастями, пока непонятно. Это может ударить по перевозкам в стране», — пояснил он в комментарии URA.ru.

Что означают запрет и санкции для авиакомпаний?

В соответствии с санкционным регламентом ЕС, поставки самолетов из Евросоюза могут продолжаться только до 28 марта 2022 года по контрактам, заключенным до 26 февраля. 

Запрет подразумевает отказ “от оказания любых страховых или перестраховочных услуг в отношении европейских самолетов в России, а также услуг по ремонту, модификации, устранению дефектов в отношении европейских самолетов”, – пишет “РБК”. 

Таким образом, как полагают в ЕС, состояние одного из ключевых секторов экономики России и передвижение внутри страны ухудшится. 

“Запрет на поставки самолетов в Россию, запчастей и прекращение до 28 марта действующих лизинговых контрактов вызовет кризис в авиаотрасли”, отмечает партнер — учредитель юридической фирмы NYZ Partners (сопровождает сделки авиализинга) Алексей Янбухтин. 

«Последствия для авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты иностранного производства, будут аналогичны тем, с которыми столкнулась авиакомпания «Белавиа», — невозможность технического обслуживания», — добавляет он.

Использование зарубежных самолетов для российских авиакомпаний и их ремонт могут стать невозможными. А лизинговые компании потребуют вернуть флот, но в данном случае государство вправе выкупить воздушные суда и предоставить в тот же лизинг авиакомпаниям. 

Сколько самолетов производят в России? 

Россия сама производит самолеты, но, конечно, нарастить объемы будет сложно. Особенно с учетом высокотехнологической блокады, о чем уже заявил запад. 

На данный момент лишь госкомпания “Ростех” может предложить российским перевозчикам региональные Superjet 100 (до 108 пассажиров). Объемы производства составляли 12 самолетов (без учета малой авиации) в 2020 году. В 2021 Минтранс заявлял о планах произвести 22 гражданских самолета, но пока нет данных ведомства, удалось ли это сделать, нет. 

В 2022 году к эксплуатации новых магистральных МС-21 (конкурент A320 и B737) должна приступить авиакомпания «Россия». Но в нужной для авиакомпании модификации этот самолет еще не сертифицирован.

Что в итоге будет? 

Итак: 2/3 самолетов в России – западного производства. И есть 165 – SSJ-100 отечественного + есть заказы на дополнительные 110 судов. 

В ближайшее время авиакомпании окажутся перед необходимостью технического обслуживания и замены запчастей для самолетов иностранного производства, которые взять, возможно, будет негде, если их заранее на закупили и они не хранятся на складах. 

Но в условиях “закрытого неба” в Европе и США, возможно, такой большой авиапарк в ближайшее время и не понадобится. Обслуживать внутренние перевозки, в теории, можно и отечественным парком. Не все, но по основным направлениям самолеты будут летать. 

Правда остается проблема комплектующих: несмотря на то, что производитель заявляет о подавляющем большинстве деталей местного производства, тонкую электронику и комплектующие привозят из-за границы. Причем китайскими запчастями и деталями здесь обойтись будет нельзя. 

Так что на данный момент понятно, что авиаперевозки в России не остановятся, но дальше ситуация ухудшится до момента, пока производство SSJ-new и SSJ-100 не выйдет на более высокие объемы. 

Другой вариант – пример Ирана, который тоже находится под жесточайшими санкциями США. Там поставки комплектующих все-таки идут через теневые схемы. Но в данном случае с ним сотрудничает Евросоюз. 

Напомним, 

После начала “военной операции” России в Украине Европа и США вводят жесточайшие санкции, которые затрагивают целые отрасли экономики России. Уже заблокированы активы Центрального банка России, начинается блокада поставок энергоресурсов. Как отмечают в этих странах, применяемые санкции – еще не конец.  

Экономика

«Рейсы будут, но дороже»: ЕС не смог лишить Россию авиаперелетов

1 марта 202210:54 Анастасия Белихова

Санкции ЕС практически не отразятся на российской авиаотрасли, многие компании, в том числе «Аэрофлот», обслуживают свои самолеты в Китае, также там есть завод Airbus, который производит комплектующие, заявил бывший специалист Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Павел Герасимов в разговоре с Telegram-каналом «Радиоточка НСН».

Франция: Запад готов принять дальнейшие санкции в отношении России

ЕС принял санкции против российской авиаотрасли, которые лишают российские авиакомпании возможности использовать европейские самолеты. Новые поставки, а также техобслуживание и страхование всех бортов запрещены. Тем временем американская компания Boeing прекратила работу учебного центра в Сколково и офиса на Украине на фоне российской спецоперации на Украине.

«Такие санкции грозят, прежде всего, повышенными тратами, а значит ростом цен на авиаперевозки. У нас есть авиационно-учебный центр в Подмосковье, где купленные стоят тренажеры. Есть также авиационно-учебные центры S7 и “Аэрофлот”, поэтому это не проблема. Также есть завод Airbus, который находится в Китае и производит комплектующие. В плане обслуживания, конечно, больше всего потеряет S7 Technics, потому что они одни из немногих, кто обслуживает свои самолеты самостоятельно на территории России. Остальные авиакомпании, например, “Аэрофлот”, обслуживают свои самолеты в Китае. Принципиально ничего не изменится. Также не так много тех бортов, которые находятся у европейских лизингодателей», – сказал Герасимов.

Кадыров дал Европе срок «до 31 февраля» для извинений за санкции

По его словам, экономическая целесообразность перегоночных рейсов Boeing и Airbus будет крайне низкая.

«Все приведет к росту цен на билеты не меньше, чем на треть. Полноценной замены Boeing в России нет. Есть самолет МС-21, который еще не летает, и ТУ-204, который можно рассматривать как замену Boeing. Однако производство ни первого, ни второго нельзя нарастить нормальными темпами ни при каких обстоятельствах. Бразильские самолеты ниже классом, это тоже не выход из ситуации. Приходится ждать МС-21, но опять же, учитывая опыт Superjet – это 20 самолетов в год», – резюмировал Герасимов.

Ранее директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» отмечал, что население России уже в ближайшем времени ощутит на себе последствия санкций из-за военной операции на Украине.

Подписывайтесь на НСН: Я.Новости | Я.Дзен | Google News | Flipboard | Telegram

ФОТО: РИА Новости ТЕГИ:

Получайте свежие материалы на почту

Мы будем регулярно отправлять вам актуальные эксклюзивы и новости! Отписка доступна в письме

Горячие новости

    • Заразились

      17,1 млн

      +66 576 / сут.

    • Умерли

      358 тыс.

      +652 / сут.

    • Выздоровели

      14,8 млн

      +112 тыс. / сут.

    Источники данных: 8 марта 2022 Правительство изменило критерии уплаты налога на роскошь 14:54 Рестораны KFC приостановят работу в России 14:50 В АТОР рассказали, в каких странах будут отдыхать россияне в ближайшее время 14:26 Патриарх Кирилл назвал виновных в украинском конфликте 14:23 Стало известно, что ждет IT-сферу в РФ из-за санкций 14:18 Зеленский пригрозил политикам, «ищущим ниточки в Россию» 14:15 Офицеру-танкисту из Красноярского края присвоено звание Героя России 14:13 Песков заявил, что ему ничего не известно о слухах об отставке Набиуллиной 13:50 Visa до 11 марта продлила срок работы с российскими картами 13:43 Захарова: Свержение власти на Украине не входит в задачи России 13:35 Все новости

    партнеры

    image

    Все новости

    Все новости

    Общество Экономический кризис 10:00 03.03.2022 Фото: pixabay.com

    Санкции Евросоюза и США коснулись самой понятной простым людям сферы – гражданской авиации. Похоже, “скоро все мы сядем и, может быть, туда, куда летим”.

    Это цитата от Владимира Высоцкого, а о последствиях санкций 47news расспросил одного из лучших авиационных журналистов Андрея Меньшенина.

    Фото из личного архива Андрея Меньшенина

    – Это означает, что у российских компаний, выполняющих техническое обслуживание самолетов, не будет запчастей – их перестанут поставлять производители. А ещё нашим авиакомпаниям будет трудно найти тех, кто что-то починит в их самолетах за рубежом, – разводит руками Андрей Меньшенин.

    – И сколь долго наши самолеты пролетают без техобслуживания?

    – В авиации есть такой термин “техобслуживание по состоянию”, когда самолет летает при отказах каких-то дублирующих систем. Самые важные системы в самолете дублируются, и существует Minimum Equipment List (MEL), перечень минимального исправного оборудования. Он для каждого типа воздушного судна свой, даже для разных типов полетов – дневных и ночных – тоже свой. Это список неисправностей, с которыми можно летать. Логика: если у второго кресла в третьем ряду сломалась спинка, на безопасность полетов это не повлияет, можно поднимать судно в воздух. То же касается разных приборов, которые многократно дублируются. Пока этот список соблюдается, на самолете можно летать. Кроме того, каждое воздушное судно должно с определенной периодичностью проходить техобслуживание. Различают A, B, C, D-check – формы обслуживания самолётов, которые проводятся регулярно с разными временными интервалами.

    – И, все-таки, сколько наши самолеты пролетают без импортных запчастей?

    – На такой вопрос нет ответа, я же не знаю, когда возникнет отказ, влияющий на безопасность полетов, это случайное событие. Нельзя сказать, что условно через полгода все самолеты приземлятся. Может, они год еще спокойно пролетают, может и больше. А, может, через полгода случится какая-то аномалия, и они не смогут летать.

    28 февраля стало известно, что ведущие мировые производители моторов и запчастей для самолетов прекратили сотрудничество с авиакомпаниями из России. Это может привести к невозможности техобслуживания самолетов Airbus и Boeing. Среди авторов заявления концерн CFM International (совместное предприятие GE Aviation (подразделение General Electric в США) и Safran Aircraft Engines (Франция). Его основная продукция — авиадвигатели. По данным РБК, российские авиакомпании используют около 800 двигателей CFM56. Ими оснащаются самые популярные у перевозчиков самолеты Airbus A320 и Boeing 737.

    – Что может стать такой аномалией?

    – Не НЛО, если вы об этом подумали. Например, в какой-то аэропорт поставят загрязненное топливо, и все заправившиеся им самолеты получат повреждения двигателей. Да, это из области фантастики, но всякое бывает. Лично мне интересно, откуда тогда наши авиакомпании возьмут запчасти для Airbus и Boeing.

    – То есть, основное отличие новой ситуации в том, что…

    – Значительно вырастут расходы авиакомпаний на поддержание летной годности самолётов. Нужны будут меры поддержки перевозчиков, но здесь трудно что-то придумать. Конечно, регулятор может смягчить требования к обслуживанию воздушных судов, но тогда резко вырастут риски выполнения полетов и эксплуатации самолетов.

    – Неужели это делают только с помощью фирменных запчастей? Неужели не наше теперь все – не Китай?

    – Наличие серого рынка запчастей зависит от модели самолета. Есть прямая связь возможности приобрести нефирменную запчасть и возраста воздушного судна. Если самолет старый, то, скорее всего, производитель уже перестал выпускать запчасти для него, и кто-то занял эту нишу. Еще есть рынок бэушных запчастей, которые можно использовать. Если же мы говорим про новые самолеты, которые изготовлены 2-3-5 лет назад и которых, замечу, в российской авиации большинство, то запчасти к ним можно найти только у лицензионных производителей.

    – И чем такое закончится?

    – Окончанием полетов при пессимистичном сценарии. Но до этого еще далеко. Это годы.

    – Можно ли сказать, что в ближайшие лет пять мы вообще ничего не почувствуем?

    – Не знаю. У большинства российских авиакомпаний самолеты в лизинге, и большинство лизингодателей потребовали их назад. Некоторые авиакомпании, в частности, “Аэрофлот”, предложил выкупить лизинговые самолеты. Естественно, когда самолет в лизинге, требования к его техобслуживанию более жёсткие, потому что ответственность за самолет несет лизингодатель – это его собственность. Когда самолет в собственности авиакомпании, и она не может получить полноценное лицензионное обслуживание, приходится искать какой-то выход. Мы сейчас не знаем, каким он будет – поможет условный Китай, открыв у себя производство Airbus, или российские авиакомпании откажутся от всех типов воздушных судов, лишившихся лицензионного обслуживания – это все Airbus и Boeing – и пересядут только на российские и китайские самолеты, или случится что-то ещё.

    2 марта американская компания Boeing заявила о приостановке поставок запчастей и технического обслуживания своих самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями. По сообщениям СМИ, Boeing также закрыл свое представительство на Украине, приостановил работу московского учебного центра подготовки пилотов.

    – Вообще, это не первый таран для российских авиакомпаний. Covid тоже немало крови попортил.

    – Ну да. Кроме топовой четверки (“Аэрофлот”, “Россия”, “Победа” и “Сибирь”) все чувствуют себя не очень. В России нет крупных авиакомпаний, у которых бы флот состоял только из судов российского производства. В основном это мелкие региональные перевозчики на советских Ан-24. Выделяется лишь “Азимут”, который связывает разные регионы на российских Superjet.

    – Насколько я помню, в Советском Союзе мы на Airbus и Boeing не летали, все довольствовались “Яками” и “Туполевыми”. Есть возможность вернуть этих производителей?

    – Теоретически да. У нас есть региональный самолет Superjet, который за первые годы эксплуатации прилично испортил себе репутацию из-за плохой поставки запчастей. У “Аэрофлота” многие Superjet стояли на земле, потому что из-за задержек запчастей их невозможно было обслуживать.

    – Но там же запчасти тоже не все российские.

    – Да, большой процент из Европы и Америки. Поэтому демарш зарубежных поставщиков ударит не только по Airbus и Boeing – достанется и Superjet, и новому российскому самолету МС-21, он тоже состоит в большом количестве из иностранных комплектующих. Вообще, все современные самолеты продукт не одной страны, а многих.

    По данным РБК, с нехваткой запчастей могут столкнуться и российские самолеты Superjet. Они оснащаются российско-французскими моторами SaM146, ряд деталей производит CFM International, заявивший о прекращении сотрудничества с российскими авиакомпаниями.

    – В общем, собственного гражданского судостроения с приличной степенью локализации в России нет.

    – Такого давно уже нигде нет, разве что в Китае, но даже там, наверняка, есть что-то иностранное. Они начали делать среднемагистральный самолет Comac (Commercial Aircraft Corporation of China). Это один из возможных конкурентов МС-21, он в том же сегменте. Но пример Superjet показывает: недостаточно сделать самолет, надо наладить систему его техподдержки.

    – Мы даже свой самолет не можем поддерживать…

    – Именно поэтому проект Superjet поначалу оказался экономически провальным. Тут суть – чтобы нужная запчасть оказалась в нужный момент в нужном месте. У нас такое пока не получается.

    – А что насчет навигационного обеспечения?

    – Поставок навигационных баз санкции пока не коснулись. Файлик с навигационной базой данных обновляется каждый месяц. Там написано, в какой точке какие навигационные средства находятся, какие у них частоты, магнитные курсы взлетно-посадочных полос. Еще чаще обновляются навигационные карты – там основные поставщики американский Jeppesen и европейский Lido.

    – Для нас закрыто небо Европы, Америки, но открыто Азии, Китая – всего востока, фактически. Что мешает пользоваться их навигационной поддержкой?

    – Они пользуются теми же навигационными продуктами. Авиация – это отрасль с наибольшей степенью общемировой коллаборации.

    – Можно же все перекупать у того же Китая. Посредник купит необходимое у европейского или американского производителя, а наши авиакомпании – у посредника.

    – Тогда вам не захочется летать на самолётах, потому что ценник вырастет так, что станет больно.

    – А как летали самолеты в Советском Союзе?

    – У них не было бортовых компьютеров. В ТУ-154 вместо бортового компьютера за спиной командира судна сидел штурман, который высчитывал курсы по картам.

    – Мы к такому не вернемся?

    – Надеюсь, что нет. Это антиэволюция. За последние десятилетия сильно увеличилось количество перевозок, сократились безопасные интервалы между самолетами, поскольку современное оборудование стало позволять им летать ближе друг к другу – компьютеры рассчитывают курсы быстрее человека и с меньшими боковыми отклонениями. Стало как бы больше места в небе.

    – Что первое почувствуем мы с вами как пассажиры в связи с событиями в авиации?

    – Рост цен на билеты. Авиакомпаниям придется как-то обеспечивать свои риски, а они выросли в несколько раз. Им все равно придется находить запчасти, это будут окольные пути, которые дороже стоят, и нам придется за них платить. А ещё речь пойдет о потенциальном ухудшении безопасности полетов.

    – Самолеты могут начать разбиваться? Извините.

    – Сплюньте, что вы такое говорите. Я имел в виду, что самолеты будут чаще оставаться на земле, а мы с вами будем сидеть в залах ожидания и ругаться. Для авиакомпаний это убытки – самолет приносит прибыль только, когда он в воздухе. Значит, цены на билеты опять вырастут, и мы опять будем ругаться.

    Лев Годованник для 47news

    Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области – подписывайтесь на канал 47news в Telegram

    –> –> –> Новости партнеров–> –> –> –> Новости СМИ2

    Выбирать подарки на 8 Марта и просто, и сложно одновременно. Выбор огромен, но подарить хочется то, что действительно порадует или как минимум принесёт пользу маме, супруге, любимой девушке, коллеге или ребёнку. NEWS.ru рассказывает, что можно подарить на 8 Марта. Составили список самых топовых подарков для ваших женщин. И будьте осторожны — с такими презентами есть шанс превзойти все ожидания!

    Выбирать подарки на 8 Марта и просто, и сложно одновременно. Выбор огромен, но подарить хочется то, что действительно порадует или как минимум принесёт пользу маме, супруге, любимой девушке, коллеге или…

    Новости 25 февраля в 14:20

    Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС решил ввести запрет на продажу России самолётов для гражданской авиации. По её словам, три четверти российских коммерческих воздушных судов построены в Европе, США и Канаде. «Секрет фирмы» обратился к специалистам по авиации с вопросом, насколько серьёзной проблемой станет для России такое решение. По общему мнению опрошенных экспертов, реальные сложности возникнут, если к ограничениям присоединятся США.

    «Мы запрещаем продажу всех самолётов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям. Это приведёт к деградации ключевого сектора российской экономики и возможностей страны в области сообщения», — заявила фон дер Ляйен.

    Как писало профильное российское издание Aviation Explorer, по состоянию на октябрь 2021 года иностранная гражданская авиатехника в российском авиапарке составляла 63%. За последние пять лет отечественные авиакомпании купили почти 600 иностранных самолётов и только 50 отечественных.

    Заслуженный военный лётчик РФ Владимир Попов считает, что ограничения Евросоюза — это палка о двух концах.

    «Если мы что-то недополучим по уже оформленным контрактам и договорам, то это не принципиально. Уже имеющейся у наших авиакомпаний техники хватает, чтобы выполнять плановую работу», — заявил эксперт.

    Он заметил, что сейчас в связи с пандемией перелёты гражданской авиации весьма ограничены. Также у России есть своя гражданская авиация, и хоть её и немного, но она может покрывать потенциальный дефицит.

    «(Евросоюз. — Прим. “Секрета”) наносит удар не столько по нашей экономике, сколько по своей. Если брать производство Airbus, то Италия делает стабилизаторы, крылья делает Франция, собирают всё в Германии. Какой урон экономике ЕС будет? Тут они наступают на собственную мозоль», — считает Попов.

    Военный лётчик добавил, что если введут ограничения на поставки комплектующих, то в таком случае могут возникнуть определённые проблемы. Тогда может случиться некий «перебой» в эксплуатации.

    Независимой аналитик авиарынка Дмитрий Адамидов считает, что запрет на поставки европейских самолётов Airbus открывает большие возможности для американских Boeing и канадских Bombаrdier.

    «Если введут санкции, то для России это будет неприятная история, значит, Airbus не будет присутствовать на рынке. Будем заказывать Boeing и Bombаrdier. Там же пока что американцы не присоединяются к санкциям», — рассказал Адамидов.

    Эксперт отметил, что на российском рынке гражданских авиаперевозок основные игроки — Boeing и Airbus. Уход последнего производителя самолётов освобождает нишу для американской компании.

    Если же поставки самолётов и комплектующих к ним ограничит и США, то к этому Россия явно не готова, утверждает Адамидов. Есть вариант с бразильской компанией Embraer, но она не производит самолёты в достаточных для российского рынка объёмах, поэтому технику будет сложно обновлять. В любом случае полный запрет на поставки авиации России «невыгоден самому Евросоюзу и США», подчеркнул собеседник «Секрета».

    «Это будет очень странное решение. Против производства SuperJet, которые производил подрядчик Airbus, не вводились санкции до последнего момента. Просто им это было выгодно. Поэтому интересно, что скажут остальные и присоединятся ли американцы», — резюмировал он.

    Фото: Unsplash, Unsplash License

    Источник: «Секрет фирмы»

    Все секреты бизнеса у нас в телеграме

    Теги:

    • США
    • Евросоюз
    • Санкции
    • Авиарынок
    • Эксклюзив

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Егор Новиков
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий