Почти 100 компаний уходят из России. Кто не хочет работать с агрессором: полный список

Нет сети 05-03-2022 05-03-2022 03:05

С момента старта специальной военной операции России на территории Украины ряд мировых держав, в том числе и США, ввели против страны ряд новых санкций. Кроме этого, территорию стали покидать известные компании. В нашем материале расскажем о том, какие компании отказались работать в России, приостановили свою работу либо ограничили функционал своих сервисов из-за ситуации в Украине. В списке — в основном крупные фирмы, то есть это лишь часть.

Какие компании ушли или ограничили работу в России из-за санкций

Техника (гражданская)

  • Apple. Производитель техники прекратил продажу всей продукции (в том числе iPhone), остановил экспорт, ограничил использование Apple Pay и «других сервисов».
  • Nokia. Производитель телекоммуникационного оборудования для мобильных, фиксированных, широкополосных и IP-сетей также прекратил поставлять свою продукцию в Россию.
  • Canon. Интернет-магазин временно приостановил свою работу в России из-за сильных колебаний рубля.
  • Panasonic. Японская корпорация остановила торговые операции с Россией.
  • Microsoft. Компания объявила о приостановке продаж товаров и предоставления услуг в России.

Одежда и товары

  • Nike. Компания, специализирующаяся на спортивной одежде и обуви, приостановила продажи в российском интернет-магазине.
  • IKEA. Одна из крупнейших в мире сетей по продаже мебели и товаров для дома приостановила работу своих магазинов в России.
  • Mango. Компания, которая создает одежду для мужчин и женщин, прекратила свою работу на территории России.
  • Н&M. Ретейлер приостановил продажи в России из-за резких колебаний рубля.
  • Farfetch. Интернет-магазин модной одежды также временно приостановил продажи и доставку товаров в Россию.
  • Swarovski. Австрийский производитель украшений временно приостановил работу интернет-магазина в России.
  • Marks & Spencer. Британский бренд одежды и аксессуаров останавливает поставки в Россию.

Алкоголь

  • Simple. Один из крупнейших поставщиков алкоголя в России остановил отгрузку алкоголя из-за курса евро.
  • Luding Group. Еще один из крупных импортеров алкоголя в России также временно остановил поставки.
  • Diageo. Крупнейший производитель алкогольных напитков премиум-класса приостановил поставки в Россию и Украину.

Теле- и кинопродакшен

  • Warner Bros и Sony. Компании отменили показы своих фильмов в России. В частности, «Бэтмена» и «Морбиуса».
  • Universal. Компания прекратила показы своих фильмов в России, в том числе «Белфаста», «Плохих парней» и «Скорой».
  • BBC Studios. Британская телекомпания и дочерняя компания BBC останавливает лицензирование контента для российских партнеров.
  • All3Media. Телевизионная, кино- и цифровая компания останавливает все бизнес-переговоры с телевещательными клиентами из России.
  • ITV Studios. Транснациональная телевизионная компания прекратила продажу новых лицензий клиентам из России.
  • Megogo. Онлайн-кинотеатр полностью прекратил работу в России.

Автомобили и мотоциклы

  • «Автоваз». Российский производитель автомобилей приостановит сборку в Тольятти и Ижевске из-за нехватки компонентов.
  • Ford. Автомобилестроительная компания приостановила все операции в России.
  • BMW. Производитель автомобилей, мотоциклов, двигателей, а также велосипедов приостановил производство на заводе в Калининграде и экспорт.
  • Harley-Davidson. Производитель мотоциклов и сертифицированный поставщик продукции военного назначения для США приостановил поставки в Россию.
  • Hyundai. Автомобилестроительная компания приостановила производство на заводе в Петербурге. Официально — из-за проблем с поставками.
  • Jaguar Land Rover. Многонациональный производитель автомобилей приостановил поставки новых автомобилей в Россию.

Ряд автоконцернов прекратили отгрузку российским дилерам автомобилей марок Mercedes-Benz, Audi, Volkswagen, Skoda, Citroen, Land Rover, Porsche, сообщал «Коммерсантъ». Порядка 20 компаний переписали прайс-листы в феврале, подсчитало издание Autonews.

  • Škoda. Автоконцерн приостановил деятельность в России.
  • Volkswagen Group. Концерн приостанавливает производство автомобилей в России.
  • Porsche. Немецкий производитель остановил поставки машин в Россию.

И это еще не все — кто из компаний покинул российский рынок в марте 2022

Авиация

  • Boeing. Производитель авиационной, космической и военной техники приостановил обслуживание и техническую поддержку российских самолетов, а также поставку запчастей и «основные операции в Москве».
  • Airbus. Производитель самолетов приостановил поддержку российских авиакомпаний и поставку запасных частей в Россию, а инженерный центр компании в стране приостановил все свои операции для Airbus в соответствии с санкциями.
  • AerCap. Компания — лизингодатель мировой коммерческой авиации прекратила сотрудничество с российскими авиакомпаниями.
  • Dassault. Самолетостроительная компания приостанавливает поставки джетов Falcon в Россию.

Технологии

  • Oracle. Производитель программного обеспечения приостановил все операции в стране.
  • Cisco. Американская транснациональная компания, разрабатывающая и продающая сетевое оборудование, приостанавливает бизнес-операции в России.
  • EPAM. Производитель заказного программного обеспечения заявил, что прекращает работу с российскими клиентами.

Другое

  • DHL. Компания экспресс-доставки грузов и документов приостановила доставку в Россию и Беларусь.
  • American Express. Финансовая компания приостановила сотрудничество с партнерами в РФ.
  • OneWeb. Корпорация, которая создает взаимосвязанную систему спутников, прекратит все запуски с Байконура.
  • Spotify. Музыкальный стриминговый сервис закрыл офис в России на неопределенный срок.
  • KONE. Финский производитель лифтов и эскалаторов приостановит поставки в Россию.
  • YIT. Финский застройщик приостановил инвестиции в покупку земельных участков и строительство на территории России. Кроме того, компания прекратила закупку российских лесоматериалов.
  • Airbnb. Сервис краткосрочной аренды жилья приостановил работу на территории России и Беларуси.

Статьи по теме

Французский альянс PSA Group рассказал о своих планах на российском рынке, и планы эти весьма оптимистичны. В 2017 году модельный ряд Peugeot для России пополнится новыми моделями, часть из которых будет импортироваться.

По сообщениям пресс-службы компании, в 2017 году в Россию приедут два новых кроссовера, Peugeot 2008 и 3008, седан 408. Последний будет выпускаться в Калуге, а кроссоверы будут ввозить из-за рубежа.  Кроме того, в коммерческом сегменте появятся фургоны Peugeot Expert и Citroen Jumpy. 

Планы оптимистичные, но по итогам 11 месяцев 2016 года под марками Peugeot и Citroen в России было продано 6 779 автомобилей — на 34% меньше, чем за аналогичный период в прошлом году. Из них 3264 Peugeot (-37%) и 3515 Citroen (-31%). Однако эта статистика представителей PSA, похоже, не пугает.

Каковы же реальные перспективы Peugeot и Citroen в России? Почему наши потребители купят или, наоборот, не купят автомобили этих марок в 2017 году?

Мнения экспертов

image

Андрей Осипов

Очень многое будет зависеть от ценовой политики.

На мой взгляд, последние модели Peugeot и Citroen, за исключением С4 и 408, в цену не попадали. Они пытались конкурировать с премиум-автомобилями, пытались попасть в промежуток между премиум и обычными, но в итоге их мало кто покупал. А не покупали их по причине номер два — не любят русские люди французские машины. И это очень странно для меня.

Вокруг французских автомобилей очень уж много каких-то домыслов и мифов ходит. Главные из них — французские автомобили ненадежны и плохо адаптированы для эксплуатации в России. Лично я считаю, что это абсолютно не так. Машины PSA ломаются не чаще других представителей соответствующего ценового сегмента. Эти автомобили не столь дороги в обслуживании, как многим кажется, хотя кузовные запчасти на французские машины зачастую действительно дороже, чем у «немцев» и «японцев».

Думаю, что проблема PSA еще и в том, что они пока не могут полностью развенчать все эти мифы и донести до российского потребителя реальное положение дел.

Если мы посмотрим на европейский рынок, то увидим, что тот же Peugeot 308, который пару лет назад стал обладателем титула «автомобиль года в Европе», продается очень неплохо. Может, 308 и уступает в объемах продаж тому же VW Golf, но конкурирует с ним почти на равных.

Так что применительно к нашему рынку можно, наверное, говорить о просчетах в маркетинге, так как компания не может донести до потребителя верную информацию. И это старая проблема.

Что касается шансов вышеназванных моделей в следующем году, то мне кажется, таких шансов больше у Peugeot 408, который у нас в Калуге и будут производить. Эта машина пользуется у нас определенным спросом. Да, эта модель пришла к нам из Китая, но потом она была существенно адаптирована для российского рынка и сумела занять там свое место. Я сам на ней проехал немало километров и могу с полной ответственностью заявить, что это абсолютно нормальный, адаптированный к российским дорогам автомобиль. Если говорить о коммерческих автомобилях PSA, то они у нас тоже более-менее востребованы. Тот же Citroen Berlingo продается очень неплохо.

Короче, планы PSA можно будет считать реалистичными, если удастся поработать над самим брендом и донести до потребителя правдивую информацию о качестве автомобилей, а также если получится проводить мягкую ценовую политику.

Вячеслав Субботин

Мне нравятся автомобили марок Peugeot и Citroen, а также их политика на внешних рынках Европы и Америки.

PSA делает хорошие автомобили и я, можно сказать, переживаю за них. Но сказать, что их ждут радужные перспективы в России, я не могу. Таких перспектив я не вижу. Почему?

Прежде всего, потому что они заявляют о себе как об автомобилях высокого качества и заряжают под это очень высокую цену, не оправданно высокую. Посмотрели бы лучше на американский рынок — даже там Peugeot и Citroen не продаются, потому что устанавливают слишком высокую цену. В этом-то и беда. Причем беда у нас точно такая же. Похоже, в головном офисе PSA плохо понимают состояние российского рынка. Оттого они и теряют в продажах.

Я считаю, что со временем в России вообще останется мало брендов и, по-моему, в этом нет ничего плохого. Останется АвтоВАЗ, останутся Renault-Nissan и корейские бренды, а остальные уйдут. Если PSA поймут, что они должны действовать так же, как Renault-Nissan, как корейские производители, тогда их ждет успех.

При этом Peugeot и Citroen выпускают хорошие яркие автомобили, взять хотя бы серию DC. Но цена на них слишком высокая. Цена, ребята, цена! Возьмите совсем маленькую маржу и работайте, что называется, «в ноль», то есть так, чтобы только на зарплату хватало!

А кроссоверов сюда завозить можно сколько угодно — здесь каждый второй кроссоверы продает. Чем они собрались удивлять? А седанов и у «корейцев» полно. Надо воспринимать именно «корейцев» как конкурентов, тогда будет успех!

Павел Милосердов

По моим личным ощущениям, эти автомобили у нас исторически воспринимаются, как элегантные, дизайнерские, французские и… ненадежные!

Например, известны проблемы с двигателями у Citroen С4 объемом 1,6 литра, которые после 100 тысяч км просто разваливаются и ремонту не подлежат. У С3 проблемы с коробками — они очень плохо работают, перегреваются, и машина просто останавливается. И таких проблем много. Их можно долго перечислять.

В наших условиях эти машины не выдерживают. Да, они красивые, классные, но только до 100 тысяч километров.

Естественно, во Франции или в Германии эти машины ездят дольше. В Германии «мерседесы» ходят по миллиону километров. Но это в Европе.

Если посмотреть на легендарные автомобили Peugeot, такие, как старая 200-я, 300-я и 400-я серии, то они почему-то гораздо надежнее, они дольше живут, чем нынешние автомобили этой марки. По-моему, у нас в стране оптимистичные планы PSA могут не оправдаться. Евро сейчас, прямо скажем, не очень дешевый, а по сравнению с бэушными «японцами» покупка такой машины выглядит не очень выгодной. Ко всему прочему, они достаточно сильно теряют в цене со временем.

Михаил Мулюкин

Наш потребитель голосует рублем.

Peugeot и Citroen принадлежат, скорее, к среднему ценовому диапазону, где конкуренция достаточно серьезная. Если они установят гуманный ценник и начнут конкурировать с «солярисами» и «киа», в чем я сильно сомневаюсь, то шансы на рост продаж достаточно велики. Скорее всего, цена будет выше корейской, а значит, рассчитывать на увеличение доли рынка не приходится.

Относительно стереотипа, который сложился вокруг французских машин, что они ненадежные и т. д., то это все ерунда полная. Но что поделать, многие люди живут стереотипами. Хорошо, что Renault смог сломать стереотипы с помощью того же Logan, но такое удается не всем. Peugeot и Citroen пока в этом вопросе проигрывают. Да, пытались у нас 308-й массово продавать, но не вышло.

Если говорить о коммерческих автомобилях, то Citroen Jumper наверное самый доступный после «ГАЗели». Он хорош настолько, сколько он стоит. Это переднеприводный фургон, ценник на который начинается с отметки 1,6 млн рублей, что немного дороговато. Если брать «каблучки», то можно найти что-нибудь подешевле, чем машины Peugeot или Citroen. Взять хотя бы тот же Lada Largus.

Думаю, что на рынке коммерческих авто ситуация в корне не изменится, и продукция PSA останется на тех же позициях, что и раньше.

Иван Зенкевич

Возможно, PSA знает что-то такое, чего мы не знаем, раз уж они такие оптимистичные.

Лично я этого оптимизма не разделяю. Если не брать коммерческий транспорт, а с ним у PSA в России все более-менее нормально, то с легковыми автомобилями этих марок особая история. Эти марки очень своеобразные. Есть фанаты Citroen или Peugeot, они любят эти автомобили и будут их покупать в любых условиях. Другое дело — обычные поклонники этих марок, которые принадлежат к людям со средними доходами. Увы, этих доходов сегодня на покупку такой машины уже не хватает. Надо понимать, что Peugeot и Citroen — автомобили на любителя, на любителя, у которого денег стало меньше. Жаль, потому что сами машины очень интересные, причем не только с точки зрения дизайна. К тому же, опционально они очень хороши, у них своеобразная система клавиш, из-за чего человеку, который ездит на «ситроене», не хочется потом пересаживаться на другой автомобиль.

Ну а утверждение, что французские машины любят одни лишь женщины — это просто миф. Я, например, тоже очень люблю Citroen DС4. Но я его не куплю, потому что мне теперь проще пойти и приобрести что-нибудь более дешевое на вторичном рынке.

Другими словами, люди, которые раньше выбирали Peugeot и Citroen, просто обеднели, поэтому они купят не новый С4, а двух- или трехлетний. Доход не позволит купить новый автомобиль любимой марки, поэтому планы PSA, на мой взгляд, не слишком реалистичные.

Дмитрий Смирнов

Peugeot и Citroen всегда будут занимать свою долю рынка автомобилей в России, и эта доля будет оставаться стабильной, а может, даже и подрастет немного.

Желающих купить красивую машину всегда много, в первую очередь, это женщины, которые выбирают автомобили по внешности. А с внешностью у французских автомобилей все в порядке.

Если брать Citroen, то линейка DС считается более качественной и более продуманной, это почти премиум-сегмент. Тот же С4 имеет все то же, что стоит на немецких автомобилях. По сути, вы получаете тот же BMW. Тем более, что у С4 поменялась коробка, и она очень достойного качества теперь. А ведь раньше надежность коробки очень сильно портила имидж этой машины. Одним словом, в линейке DС сегодня можно быть уверенным.

Peugeot свою долю рынка тоже держит, более того, есть зомбированные поклонники «льва» в России. С продукцией Citroen эти автомобили имеют много общего. Да, Peugeot дороже, чем машины Renault, но, как правило, речь идет о совсем другом уровне. Последние модели Peugeot, тот же 308-й, сильно доработаны, при этом автомобиль стоит вменяемых денег. Конечно, есть какие-то свои инженерные заморочки, проблемки, которые возникают при унификации всех деталей (те же радиаторы, одинаковые на весь ряд автомобилей), но с этим сталкиваются все производители, включая немецких.

Думаю, что PSA свою долю рынка, как минимум, не отдадут и будут за нее бороться.

И вернется, судя по всему, не скоро

BMW Group в связи с текущей геополитической ситуацией приостанавливает поставки на российский рынок и локальное производство автомобилей, сказал «Ведомостям» представитель компании. Дальнейшие решения будут приниматься исходя из развития ситуации, говорит он.

«В настоящее время мы работаем над решениями, которые в условиях ограниченных поставок запчастей позволят нам в полной мере выполнять гарантийные обязательства перед клиентами. Мы также продолжим сервисное обслуживание автомобилей наших клиентов с соблюдением всех стандартов BMW», – сказал собеседник газеты.

Сборка автомобилей BMW была запущена на «Автоторе» в 1999 г. С 2012 г. стороны вели переговоры о строительстве отдельного завода BMW на площадке калининградского холдинга. Но экономический кризис в конце 2014 г. и последовавшее за ним падение продаж автомобилей в России поставили переговоры на паузу. В активную стадию они вернулись лишь на рубеже 2016–2017 гг.

Автоконцерны начали повышать цены или останавливать отгрузки машин

Главной причиной паузы дилеры считают резко выросшие курсы евро и доллара

Чуть менее трех недель назад – 10 февраля – представитель «Автотора» говорил «Ведомостям», что производство автомобилей BMW на заводе в Калининграде будет продолжено «в соответствии с приоритетами развития российского автопрома». Иными словами, немецкий концерн решился перейти от отверточной сборки премиальных иномарок на производство по полному циклу, включающему в себя сварку, окраску и сборку машин.

В рамках подписанного соглашения предполагалось локализовать производство внедорожников BMW X5, BMW X6, BMW X7 и легковых машин BMW 5 серии на «Автоторе». В этот раз представитель калининградской компании от комментариев отказался.

К 2019 г. правительство сформировало три возможных варианта присутствия немецкого автоконцерна в России. BMW должен был либо построить собственный завод в России, по аналогии с тем, как сделал Mercedes в Подмосковье, либо интегрироваться в специальный инвестконтракт (СПИК) «Автотора» и увеличивать локализацию, либо сворачивать отверточную сборку в Калининградской области и переходить на прямой импорт. На принятие решения немецкой компании давалось два года. В 2020 г. тогдашний президент BMW Group в России Штефан Тойхерт говорил, что создание собственного производства на территории России в рамках отдельного СПИКа не имеет экономического смысла для компании.

«Автотор» заключил СПИК с Минпромторгом и правительством Калининградской области в середине 2019 г. на волне подписания с автоконцернами таких контрактов первой версии. Тогда компания обязалась вложить не менее 12 млрд руб. в локализацию производства, создание инжинирингового, учебного и IT–центра. СПИК – это рамочный инструмент, который гарантирует компании неухудшение условий ведения бизнеса на срок контракта и налоговые льготы в обмен на обязательства по локализации. Он же является основным критерием подтверждения того, что продукция сделана в России. Срок действия СПИКов первой версии – 10 лет, во второй версии их продлили до 15–20 лет в зависимости от объема вложений.

Какие активы могут бросить в России западные компании

«Ведомости» проанализировали крупнейшие инвестиции ЕС и США в России

Сколько BMW планировал вложить в развитие локализации в России, неизвестно. Но еще до того, как немецкий концерн принял окончательное решение остаться в России, «Автотор» начал строить новый универсальный завод мощностью 50 000 машин в год. Его проектировала немецкая фирма Durr. Сотрудник одного из российских автоконцернов оценивал для «Ведомостей» стоимость такого строительства в 250 млн евро, из них не менее 60 млн евро – оборудование для окраски, более 30 млн евро – сварочная линия.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, машины BMW – самые популярные в российском премиум–сегменте. Их продажи за 2021 г. выросли на 10%, составив 46 802 автомобиля. Примерно две трети из них в прошлом году было импортировано, несмотря на наличие сборки на «Автоторе».

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев считает, что BMW возобновит поставки машин в Россию еще не скоро – «через полгода–год, минимум». Компания не будет рисковать европейским рынком ради российского, который хоть важен для группы, но сравнительно мал, констатирует эксперт.

Новости СМИ2 07:3202 марта 2022 23572просмотров 07:3202 марта 2022

Западный бизнес, работающий в России, задался непростым, но резонным вопросом: уйти из страны или переждать бурю?

Во вторник, 1 марта, на совещании в правительстве премьер–министр Михаил Мишустин сообщил, что подготовлен проект указа президента о введении временных ограничений на выход иностранных компаний из российских активов. По словам главы правительства, это необходимо, “чтобы дать возможность бизнесу принимать взвешенное решение”. “В текущей санкционной ситуации иностранные предприниматели вынуждены руководствоваться не экономическими факторами, а принимать решения под политическим давлением”, — пояснил премьер. Накануне, в понедельник, был подписан ещё один указ президента — “О применении специальных экономических мер…”, который, в частности, ограничивает возможности российских физических и юридических лиц осуществлять за пределы страны валютные переводы. Эксперты не исключают, что, если Запад и Россия не снизят накал взаимных санкций, дело может дойти и до запрета на репатриацию из нашей страны дивидендов. В этом случае массовый исход западного бизнеса из России почти неизбежен. “Рассчитываем, что те, кто вложился в нашу страну, смогут в ней работать и дальше, — попытался вчера разрядить обстановку Михаил Мишустин. — Уверен, что санкционное давление в конце концов спадёт. И выиграют те, кто не станет сворачивать свои проекты в нашей стране, поддавшись лозунгам зарубежных политиков. Как показывает практика, выйти с рынка легко, но вернуться на место, которое уже плотно занято конкурентами, гораздо сложнее”. Пока ни одно западное правительство не потребовало от своих компаний покинуть Россию. Тем не менее BP уже заявила о намерении продать свою долю (19,75%) в “Роснефти”. В Петербурге и Ленинградской области работают “дочки” таких мировых брендов, как Coca–Cola, Carlsberg, Valio, Fazer, Philip Morris, Bosch, Siemens, IKEA, Knauf, Nokian Tyres. Никто из них пока не говорит о намерении свернуть производство в России. Общее настроение руководителей иностранных предприятий в Петербурге можно описать так: очень тревожно, но работаем в штатном режиме и надеемся на лучшее. Гендиректор одной из западных “дочек” на условиях анонимности заметил в разговоре с “ДП”, что акционеры не для того инвестировали в российское подразделение, чтобы сейчас лишить себя прибыли. “Но, если на уровне правительства у нас на родине будет принято решение о закрытии всех бизнесов в России, мы как законопослушная компания подчинимся. То же самое нас, скорее всего, ждёт, если Россия введёт запрет на репатриацию прибыли”, — добавляет он. “Говорить об отражении сложившейся ситуации на производстве и торговле ещё рано — обстановка быстро меняется”, — отметили во вторник в пресс–службе ООО “Валио”. “Прошло слишком мало времени, чтобы в полной мере оценить последствия санкций для бизнеса. Очевидно, что он может столкнуться и с проблемами поставок из–за границы, и с ростом цен на материалы и ингредиенты, зависящие от курса валют”, — подчёркивают в пресс–службе Fazer Russia. Руководитель сегмента “Жилищное строительство, Россия” концерна YIT Теему Хелпполайнен утверждает, что санкции пока не влияют на стратегию компании. “Но на уровне операционной деятельности, разумеется, мы сейчас более внимательно изучаем цены на стройматериалы, готовность покупателей брать ипотеку и т. п. В ноябре мы опубликовали релиз о том, что YIT анализирует различные стратегические альтернативы для бизнеса в России. Его продажа является одним из возможных вариантов. Решение пока не принято”, — уточнил он. В Jensen Group, Bonava и SRV неофициально рассказали, что пока головные офисы никаких особых указаний не присылали. Подозрение на паралич: подорожавшие кредиты ударят по бизнесу и населению Самое читаемое 1.Военная операция на Украине: онлайн главных новостей 2.Звёзды российского шоу-бизнеса выступили за мир на Украине 3.Военная спецоперация на Украине: хроника 6 марта 07:3202 марта 2022 Тэги: Французские компании передумали уходить с рынка России. Почему президент Франции рекомендовал французским предприятиям не уходить с российского рынка. Почему руководство Франции хочет сохранить экономическое сотрудничество с Россией. Почему Франция не хочет покидать российский потребительский рынок Постоянный адрес публикации на нашем сайте: QR-код адреса страницы: (Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне) Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта23 комментария. Оставьте свой

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий