Почти 100 компаний уходят из России. Кто не хочет работать с агрессором: полный список

image07:3202 марта 2022 23572просмотров 07:3202 марта 2022

Западный бизнес, работающий в России, задался непростым, но резонным вопросом: уйти из страны или переждать бурю?

Во вторник, 1 марта, на совещании в правительстве премьер–министр Михаил Мишустин сообщил, что подготовлен проект указа президента о введении временных ограничений на выход иностранных компаний из российских активов. По словам главы правительства, это необходимо, “чтобы дать возможность бизнесу принимать взвешенное решение”. “В текущей санкционной ситуации иностранные предприниматели вынуждены руководствоваться не экономическими факторами, а принимать решения под политическим давлением”, — пояснил премьер. Накануне, в понедельник, был подписан ещё один указ президента — “О применении специальных экономических мер…”, который, в частности, ограничивает возможности российских физических и юридических лиц осуществлять за пределы страны валютные переводы. Эксперты не исключают, что, если Запад и Россия не снизят накал взаимных санкций, дело может дойти и до запрета на репатриацию из нашей страны дивидендов. В этом случае массовый исход западного бизнеса из России почти неизбежен. “Рассчитываем, что те, кто вложился в нашу страну, смогут в ней работать и дальше, — попытался вчера разрядить обстановку Михаил Мишустин. — Уверен, что санкционное давление в конце концов спадёт. И выиграют те, кто не станет сворачивать свои проекты в нашей стране, поддавшись лозунгам зарубежных политиков. Как показывает практика, выйти с рынка легко, но вернуться на место, которое уже плотно занято конкурентами, гораздо сложнее”. Пока ни одно западное правительство не потребовало от своих компаний покинуть Россию. Тем не менее BP уже заявила о намерении продать свою долю (19,75%) в “Роснефти”. В Петербурге и Ленинградской области работают “дочки” таких мировых брендов, как Coca–Cola, Carlsberg, Valio, Fazer, Philip Morris, Bosch, Siemens, IKEA, Knauf, Nokian Tyres. Никто из них пока не говорит о намерении свернуть производство в России. Общее настроение руководителей иностранных предприятий в Петербурге можно описать так: очень тревожно, но работаем в штатном режиме и надеемся на лучшее. Гендиректор одной из западных “дочек” на условиях анонимности заметил в разговоре с “ДП”, что акционеры не для того инвестировали в российское подразделение, чтобы сейчас лишить себя прибыли. “Но, если на уровне правительства у нас на родине будет принято решение о закрытии всех бизнесов в России, мы как законопослушная компания подчинимся. То же самое нас, скорее всего, ждёт, если Россия введёт запрет на репатриацию прибыли”, — добавляет он. “Говорить об отражении сложившейся ситуации на производстве и торговле ещё рано — обстановка быстро меняется”, — отметили во вторник в пресс–службе ООО “Валио”. “Прошло слишком мало времени, чтобы в полной мере оценить последствия санкций для бизнеса. Очевидно, что он может столкнуться и с проблемами поставок из–за границы, и с ростом цен на материалы и ингредиенты, зависящие от курса валют”, — подчёркивают в пресс–службе Fazer Russia. Руководитель сегмента “Жилищное строительство, Россия” концерна YIT Теему Хелпполайнен утверждает, что санкции пока не влияют на стратегию компании. “Но на уровне операционной деятельности, разумеется, мы сейчас более внимательно изучаем цены на стройматериалы, готовность покупателей брать ипотеку и т. п. В ноябре мы опубликовали релиз о том, что YIT анализирует различные стратегические альтернативы для бизнеса в России. Его продажа является одним из возможных вариантов. Решение пока не принято”, — уточнил он. В Jensen Group, Bonava и SRV неофициально рассказали, что пока головные офисы никаких особых указаний не присылали. Подозрение на паралич: подорожавшие кредиты ударят по бизнесу и населению Самое читаемое 1.Военная операция на Украине: онлайн главных новостей 2.Звёзды российского шоу-бизнеса выступили за мир на Украине 3.Военная спецоперация на Украине: хроника 6 марта 07:3202 марта 2022 Тэги: LIVE Вещание ОСН ТВ Новости дня 15:27 Производитель сигарет Kent приостановил инвестиции в Россию 15:23 Глава ФРЦЭ Клименко заявил, что блокировка iOS и Android возможна в РФ 15:23 Bloomberg рассказал о панике среди британцев из-за роста цен на сэндвичи 15:19 Путин обсудит с правительством минимизацию последствий от санкций 15:18 «С нетерпением ждали»: Кадыров высказался об уходе McDonald’s и Coca-Cola из России 15:16 В Польше тяжелая техника уничтожила памятник советским воинам-освободителям 15:15 Директор Валерия Леонтьева опроверг слухи об эмиграции артиста 15:12 Психолог Николаева объяснила россиянам, как подготовить себя к возможным переменам из-за ситуации на Украине 15:10 В Москве мужчина ранил себя ножом, подаренным на 23 февраля 15:08 Политолог Асафов: Скоро европейцев попросят меньше ездить на машинах и не тратиться на бензин 15:05 Финляндия заморозит сотрудничество с Россией в сферах высшего образования и науки 15:05 Новорожденного младенца нашли в сумке на юго-востоке Москвы 15:05 Боррель рассказал, кто попадет в новый пакет санкций ЕС 15:04 На Ямале начнется обучение будущих волонтеров Арктики 15:01 В Крыму объявили «оранжевый» уровень опасности 15:00 Мария Кожевникова призвала McDonald’s «проваливать» из России 14:59 Вирусолог Волчков рассказал о плюсах санкций против РФ для отечественной науки 14:56 Американскому фастфуду и Coca-cola после ухода из России напомнили о пророческих словах Путина 14:54 Правительство разработало план действий для стабилизации экономики в непростых условиях 14:52 Платформа «Яндекс.Дзен» теперь доступна только в РФ

Фото с официального сайта правительства РФ / government.ru

Новости о планах или даже принятом решении некоторых иностранных инвесторов приостановить либо прекратить свою деятельность в России не могли не вызвать опасений по поводу того, что будет с теми россиянами, которые работали на локализованных производствах, в точках продаж, в сервисах этих компаний и т.д. Если иностранный инвестор выберет самый жесткий вариант полного ухода из РФ, то это, по заявлению первого вице-премьера Андрея Белоусова, будет рассматриваться как умышленное банкротство, и правительство вмешается в ситуацию.

В правительстве РФ проанализировали заявления властей иностранных государств и конкретных компаний, «которые, осуществив огромные инвестиции в локализацию производств, не хотят покидать российский рынок, но сталкиваются сегодня с беспрецедентным политически мотивированным давлением собственных регуляторов», сообщил первый вице-премьер Андрей Белоусов.

При этом сегодня могут появиться предприятия, акционеры которых принимают решение уйти с российского рынка, уточнил он. Так что сейчас есть три варианта развития взаимоотношений с иностранными партнерами, сообщается на официальном сайте правительства.

Первый вариант – компания продолжает полноценную работу в России: «При этом обеспечивается в полном объеме поставка сырья, материалов, комплектующих, необходимых для производственного процесса, выполняются трудовые обязательства перед сотрудниками».

Второй вариант – иностранные акционеры передают свою долю под управление российских партнеров и впоследствии смогут вернуться на наш рынок. «Такой вариант обсуждался с российским предпринимательским сообществом, оно к этому готово, отдельные инвесторы уже воспользовались такой опцией», – пояснил Белоусов.

Третий вариант – когда компания окончательно прекращает работу в России, закрывает производство и увольняет сотрудников. «Мы к этому относимся как фактически к умышленному банкротству, – сказал первый вице-премьер. – В этом варианте мы будем вмешиваться через процедуру ускоренного банкротства, так как абсолютным приоритетом для нас является сохранение занятости и социальное благополучие наших граждан, чтобы добросовестные предприниматели могли обеспечить эффективное функционирование бизнеса».

Белоусов напомнил, что правительство РФ всегда исходило из необходимости конструктивного диалога с иностранным бизнесом и взаимного исполнения взятых сторонами обязательств: «На протяжении многих лет иностранным и совместным предприятиям предоставлялись меры государственной поддержки в расчете на выполнение обязательств по углублению локализации и созданию новых рабочих мест на территории нашей страны».

В кабмине отметили, что все подготовленные меры направлены на поддержку производственной и деловой активности в РФ, сохранение занятости, а также скорейшее восстановление деятельности всех предприятий.

Как уточнила доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец, еще один важный момент, какие меры, направленные на создание новых рабочих мест, переобучение и поддержку бизнеса, будут принимать региональные власти. Кроме того, по словам эксперта, важными в данной ситуации могут быть и государственные программы поддержки стартапов и приоритетных направлений бизнеса.

В пятницу Госдума приняла в первом и сразу в третьем, заключительном, чтениях правительственный законопроект по поддержке граждан и бизнеса в условиях санкций. Правительство в 2022 году наделяется полномочиями, обеспечивающими сохранение уровня социальной защиты граждан РФ (см. подробнее “Экономике предстоит очередное импортозамещение”).

Одна из мер поддержки – мораторий на проверки малого и среднего бизнеса на период до конца 2022 года. «Это очень актуальная мера. В условиях, когда бизнес несет убытки, снижается прибыль, идет активная борьба за покупателя, многочисленные проверки различных органов отвлекают материальные и временные ресурсы, – пояснил управляющий партнер коммунникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко. – Перенос плановых проверок IT-организаций – стимулирующая мера в рамках развития цифровизации экономики и IT-сектора».

Между тем, бизнес-омбудсмен Борис Титов расширил перечень предложений правительству по мерам спасения малого и среднего предпринимательства и направил соответствующее письмо главе правительства Михаилу Мишустину.

В нем «констатируется, что нарастающий объем внешних ограничений ведет к возникновению дисбалансов в экономике (разрывы цепочек поставок, усложнение расчетов с иностранным контрагентами, изменение характеристик спроса, рост ставок по кредитам, снижение курса рубля)», сообщает пресс-служба омбудсмена.

В этих условиях Титов предлагает ряд мер – перечислим некоторые: предоставить отсрочку по уплате оставшейся части налогов за 2021 год и налогов за первый квартал 2022 года по аналогии с практикой 2020 года; ввести мораторий на повышение кадастровой стоимости недвижимого имущества; понизить до 12% ставку страховых взносов для всех субъектов предпринимательской деятельности независимо от вида деятельности, размера и специальных режимов льготирования (взамен оплату страховых взносов предлагается распространить на все доходы физических лиц, включая дивиденды от предпринимательской деятельности); ввести полный мораторий на уплату всех штрафов и пеней на 3 месяца с возможностью последующего продления; ввести мораторий на выплату основного долга по уже выданным кредитам, сохранив обязательность выплаты процентов, и т.д.

Также есть предложения по исполнению госконтрактов, тарифам ресурсных монополий, аренде госимущества, продаже валютной выручки, амнистии капиталов. Включены и меры, которые должны помочь поддержать занятость: например, предлагается предоставить бизнесу поддержку в виде «выплат для сохранения рабочих мест» сроком на один год на условиях освобождения от обязанности возврата полученных средств в случае сохранения 100% рабочих мест.

И вернется, судя по всему, не скоро

BMW Group в связи с текущей геополитической ситуацией приостанавливает поставки на российский рынок и локальное производство автомобилей, сказал «Ведомостям» представитель компании. Дальнейшие решения будут приниматься исходя из развития ситуации, говорит он.

«В настоящее время мы работаем над решениями, которые в условиях ограниченных поставок запчастей позволят нам в полной мере выполнять гарантийные обязательства перед клиентами. Мы также продолжим сервисное обслуживание автомобилей наших клиентов с соблюдением всех стандартов BMW», – сказал собеседник газеты.

Сборка автомобилей BMW была запущена на «Автоторе» в 1999 г. С 2012 г. стороны вели переговоры о строительстве отдельного завода BMW на площадке калининградского холдинга. Но экономический кризис в конце 2014 г. и последовавшее за ним падение продаж автомобилей в России поставили переговоры на паузу. В активную стадию они вернулись лишь на рубеже 2016–2017 гг.

Автоконцерны начали повышать цены или останавливать отгрузки машин

Главной причиной паузы дилеры считают резко выросшие курсы евро и доллара

Чуть менее трех недель назад – 10 февраля – представитель «Автотора» говорил «Ведомостям», что производство автомобилей BMW на заводе в Калининграде будет продолжено «в соответствии с приоритетами развития российского автопрома». Иными словами, немецкий концерн решился перейти от отверточной сборки премиальных иномарок на производство по полному циклу, включающему в себя сварку, окраску и сборку машин.

В рамках подписанного соглашения предполагалось локализовать производство внедорожников BMW X5, BMW X6, BMW X7 и легковых машин BMW 5 серии на «Автоторе». В этот раз представитель калининградской компании от комментариев отказался.

К 2019 г. правительство сформировало три возможных варианта присутствия немецкого автоконцерна в России. BMW должен был либо построить собственный завод в России, по аналогии с тем, как сделал Mercedes в Подмосковье, либо интегрироваться в специальный инвестконтракт (СПИК) «Автотора» и увеличивать локализацию, либо сворачивать отверточную сборку в Калининградской области и переходить на прямой импорт. На принятие решения немецкой компании давалось два года. В 2020 г. тогдашний президент BMW Group в России Штефан Тойхерт говорил, что создание собственного производства на территории России в рамках отдельного СПИКа не имеет экономического смысла для компании.

«Автотор» заключил СПИК с Минпромторгом и правительством Калининградской области в середине 2019 г. на волне подписания с автоконцернами таких контрактов первой версии. Тогда компания обязалась вложить не менее 12 млрд руб. в локализацию производства, создание инжинирингового, учебного и IT–центра. СПИК – это рамочный инструмент, который гарантирует компании неухудшение условий ведения бизнеса на срок контракта и налоговые льготы в обмен на обязательства по локализации. Он же является основным критерием подтверждения того, что продукция сделана в России. Срок действия СПИКов первой версии – 10 лет, во второй версии их продлили до 15–20 лет в зависимости от объема вложений.

Какие активы могут бросить в России западные компании

«Ведомости» проанализировали крупнейшие инвестиции ЕС и США в России

Сколько BMW планировал вложить в развитие локализации в России, неизвестно. Но еще до того, как немецкий концерн принял окончательное решение остаться в России, «Автотор» начал строить новый универсальный завод мощностью 50 000 машин в год. Его проектировала немецкая фирма Durr. Сотрудник одного из российских автоконцернов оценивал для «Ведомостей» стоимость такого строительства в 250 млн евро, из них не менее 60 млн евро – оборудование для окраски, более 30 млн евро – сварочная линия.

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, машины BMW – самые популярные в российском премиум–сегменте. Их продажи за 2021 г. выросли на 10%, составив 46 802 автомобиля. Примерно две трети из них в прошлом году было импортировано, несмотря на наличие сборки на «Автоторе».

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев считает, что BMW возобновит поставки машин в Россию еще не скоро – «через полгода–год, минимум». Компания не будет рисковать европейским рынком ради российского, который хоть важен для группы, но сравнительно мал, констатирует эксперт.

Новости СМИ2

Какие компании остановили импорт и производство автомобилей в России? Правда ли автомобилисты вновь почувствуют себя в СССР? Мнения экспертов.

02 марта 2022 image image Depositphotos

Автомобильная отрасль является одной из самых уязвимых для экономических санкций, введённых иностранными государствами в связи с военной операцией России на Украине. Anews рассказывает, какие последствия несёт и ещё может понести отечественный рынок.

Какие марки приостановили работу с Россией

Пока что производители объявили не об уходе с российского рынка, а о временной приостановке своей деятельности. Они сообщают либо о приостановке поставок, либо о паузе в работе собственных российских заводов.

По сути,  в этом процессе участвуют практически все крупные бренды:

  • Audi. На неопределённый срок прекратил экспорт машин в Россию.
  • Bentley. На неопределённый срок прекратил экспорт машин в Россию.
  • BMW. На неопределённый срок прекратил сборку автомобилей в Калининграде и экспорт машин в Россию.
  • Cadillac. На неопределённый срок прекратил экспорт машин в Россию.
  • Chevrolet. На неопределённый срок прекратил экспорт машин в Россию.
  • Citroen. На неопределённый срок прекратил экспорт машин в Россию.
  • Ducati. На неопределённый срок прекратил экспорт машин в Россию.
  • Ford. На неопределённый срок остановил производство завода в Елабуге.
  • Hyundai. Остановил производство завода в Санкт-Петербурге с 1 по 5 марта.
  • Honda. На неопределённый срок прекратил экспорт машин в Россию.
  • Kia. Остановил производство завода в Санкт-Петербурге с 1 по 5 марта.
  • Lamborghini. На неопределённый срок прекратил поставки дилерам.
  • Land Rover. На неопределённый срок прекратил экспорт машин в Россию.
  • Lexus. На неопределенный срок прекратил экспорт машин в Россию.
  • Mazda. На неопределённый срок прекратил ввоз запчастей на свой российский завод.
  • Mercedes. На неопределённый срок прекратил экспорт машин в Россию.
  • Nissan. На неопределённый срок прекратил поставки дилерам, хотя завод в Санкт-Петербурге работает.
  • Porsche. На неопределённый срок прекратил экспорт машин в Россию.
  • Renault. Остановил производство завода в Москве до 5 марта включительно.
  • Skoda. На неопределённый срок прекратил поставки дилерам.
  • Toyota. На неопределенный срок прекратил экспорт машин в Россию.
  • Volkswagen. На неопределенный срок остановил производство в России, прекратил экспорт.
  • Volvo. Остановил производство и продажу в РФ на неопределённый срок.

Остановили или находятся под угрозой остановки производства и российские марки — ведь они в большой степени собираются из иностранных комплектующих, поставки которых также приостановлены. Так, 5 марта производство поставил на паузу «АвтоВАЗ».

Каковы последствия

Ситуация уже неизбежно провоцирует рост цен. 1 марта о рекордном в истории повышении стоимости автомобилей сообщила Lada. Некоторые дилеры Hyundai говорят о более чем двукратном повышении цен, а ряд продавцов и вовсе не может назвать стоимость, сообщает Autonews.

На волне ажиотажа значительно подняли стоимость и те марки, которые свою работу ещё не ограничили, — ко 2 марта Lexus LX стал дороже на 2 млн рублей, а Toyota Camry — почти на 0,5 млн рублей, передаёт «Коммерсант».

И это ещё не конец. «Маловероятно, что машины будут каким-то образом дешеветь, отыгрывая подорожание. Очевидно, что будет дефицит ещё больше. Поэтому в целом, если есть возможность купить, прямо сейчас нужно покупать», — сказал в интервью «Вечерней Москве» заместитель главного редактора издательского дома «За рулём» Никита Гудков.

Впрочем, есть и оптимисты, отмечающие, что известных производителей может заставить вернуться конкуренция с машинами из Поднебесной. «Бренды вовсе не заинтересованы в долгом отсутствии на российском рынке. Они понимают: потом выдавить китайские машины с российского рынка будет нереально», — заявил V1.RU аналитик автобизнеса Александр Рулевский.

К сожалению, с китайскими машинами тоже не всё так однозначно. Хотя КНР не демонстрирует никакой поддержки антироссийским санкциям, всё же сложная экономическая ситуация может сказать веское слово.

Так, 2 марта поставки новых машин дилерам приостановила Geely. «Поставки приостановлены для оценки экономической ситуации, а также в связи с возникшими трудностями в сфере логистики. Информация об изменении цен и возобновлении поставок дилерам ожидается в течение недели», — приводит слова производителей Autonews.ru.

Мы вполне можем частично вернуться в советское прошлое, предупреждает Никита Гудков: «Появятся китайские заменители запчастей (отчасти они уже есть). Произойдёт возврат к технологиям советских времен, когда запчасти отечественного производства приспосабливали на иномарки и так далее. Технологии ремонтного восстановления снова станут важны».

Подписывайтесь на наши статьи в Google News–>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий