Поставки автомобилей в Россию приостановлены

  • 24 февраля 2022 г.
  • Бизнес
Фото Валерия Шарифулина / ИТАР-ТАСС

Европейские автоконцерны Stellantis и Jaguar Land Rover могут приостановить поставки автомобилей в Россию на фоне новых санкций со стороны США и Евросоюза. Если это произойдет, российский авторынок будет перераспределяться в сторону автомобилей из Китая и Кореи. После публикации материала Stellantis опровергла сообщения о приостановке поставок

О получении сообщений о приостановке отгрузок автомобилей от концерна Stellantis (альянс итало-американской Fiat Chrysler Automobiles и французской PSA Group) сообщили Forbes сотрудники нескольких крупнейших российских автодилеров.

«С сегодняшнего дня приостановлена фактурация (факторинговые операции. — Forbes) и выставление счетов на автомобили. О возобновлении продажи автомобилей дилерам сообщат дополнительно», — говорится в сообщении (Forbes ознакомился с копией), которое получил от представителя бренда сотрудник одного из дилеров. Получение такого письма подтвердили сотрудники пяти крупных российских дилеров. О нем же знает сотрудник представительства другого европейского автобренда.

Двое из пяти собеседников Forbes получили сообщения аналогичного характера от британского производителя Jaguar Land Rover. «Речь идет о личной переписке представителей российских дилеров и сотрудников автоконцерна, вот такое информирование», — говорит представитель крупного дилера. «О заморозке продаж этих брендов говорят на Zoom-совещаниях и при личном общении», — уточняет другой собеседник Forbes. Официальных писем от обоих автоконцернов автодилеры еще не получили.

Реклама на Forbes Материал по теме

Все собеседники Forbes связывают прекращение поставок с началом военной спецоперации на территории Украины и новыми санкциями со стороны США и стран Евросоюза.

Ранее глава Stellantis Карлос Таварес заявил, что автоконцерн готов перенести свой завод из России или сократить объемы производства в связи с возможными санкциями из-за ситуации на Украине. Об этом сообщала The Wall Street Journal. Производственная площадка у Stellantis в России — это завод «ПСМА Рус», расположенный в Калужской области, совместное предприятие Stellantis (70%) и Mitsubishi Motors Corporation (30%). На заводе выпускают легковые седаны, коммерческие модели и компакт-вэны под брендами Peugeot, Opel и Citroen, также там собираются кроссоверы Mitsubishi.

«Все бренды Stellantis в России (Peugeot, Citroеn, Opel, Jeep, Fiat Professional), а также завод «ПСМА Рус» в Калуге работают в штатном режиме», — заявил официальный представитель Stellantis в ответ на запрос Forbes. Представители Jaguar Land Rover на момент публикации статьи на запрос не ответили. В комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) также комментарий не предоставили.

«Ситуация для рынка новая, все просто в шоке, валютные курсы скачут, никто не знает, что будет завтра, вот и делают такие заявления», — считает глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По его словам, на российском авторынке доля Stellantis и Jaguar Land Rover незначительна — 1,1% и 0,4% соответственно, и в случае, если автоконцерны примут решение уйти, их тут же заместят другие бренды. «Авторынок будет перераспределяться в сторону китайских и корейских брендов», — предполагает Целиков.

imageРоссийский автопром пока критически зависит от импортных комплектующих. Фото агентства «Москва»

Кроме финансовых санкций против России могут быть введены и запреты на поставку технологического оборудования и комплектующих. Почти каждое предприятие в РФ зависит от импортных поставок. О рисках дефицита комплектующих для своих предприятий в России уже заявило руководство концерна Renault. Эти риски затрагивают практически весь автопром, говорят эксперты. С серьезными проблемами могут столкнуться отечественные производители электроники, бытовой техники и компьютерного оборудования. Западные аналитики предупреждают о критической зависимости иностранцев от российского сырья.

Французская автомобильная компания Renault заявила, что ее заводы в России могут столкнуться с проблемами в поставках комплектующих для двух своих заводов в РФ из-за ситуации вокруг Украины.

Как заявил в интервью газете Financial Times гендиректор Renault Люка де Мео, существует риск возникновения проблемы в поставках комплектующих из-за рубежа. Он сообщил, что Renault «проводит исследования в качестве превентивной меры», чтобы оценить, откуда она еще может получать компоненты для своих заводов. Эскалация ситуации вокруг Украины может ударить по АвтоВАЗу, который почти на 68% принадлежит Renault. АвтоВАЗ производит автомобили по полному производственному циклу и комплектующие для двух брендов – Lada и Renault.

Возможные перебои с поставками комплектующих могут сказаться на работе АвтоВАЗа и завода Renault Russia. Около 20% запчастей для АвтоВАЗа ввозится из-за рубежа, а для московского завода Renault этот показатель приближается к 40%. Таким образом тольяттинский автозавод может столкнуться с дефицитом деталей. И хотя 90% продаж АвтоВАЗа приходятся на Россию, обострение может привести к еще одному кризису в цепочке поставок.

Нехватка комплектующих – правда, по другим причинам – уже сказывалась на работе концерна. Так, в ноябре прошлого года АвтоВАЗ уже останавливал сборку автомобилей из-за нехватки микрочипов. Летом того же, как сообщалось, компания по той же причине предлагала свои модели без мультируля и магнитолы. Простои и дефицит комплектующих уже негативно сказывается на работе завода. По итогам 2021 года АвтоВАЗ выпустил на 109 тыс. автомобилей меньше запланированного, писал Motor.ru.

Российские власти проблему признают, но надеются на скорое преодоление проблем. Так, в декабре прошлого года заммиинстра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов говорил, что «существует критическая зависимость (от иностранных автокомпонентов)», но власти «надеются в ближайшие годы от нее избавиться и поставлять автокомпоненты на заводы по всему миру».

В Минпромторге долю российских электронных комплектующих в автомобилестроении, судостроении, авиации, сельхозтехнике и машиностроении ранее оценивали в 20%.

Между тем полная остановка конвейеров АвтоВАЗа и Renault может иметь серьезные последствия, считают эксперты. Доля альянса Renault–Nissan–Mitsubishi (включая АвтоВАЗ) на российском рынке легковых автомобилей достигает 35,5%. Еще 10% рынка занимает концерн Volkswagen, который тоже пострадает в случае введения санкций. На долю китайских и корейских автопроизводителей приходится около 42% рынка.

Потребуется искать новые каналы снабжения, что приведет к подорожанию готовой продукции, говорит гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков. В случае запрета на поставки комплектующих будут сделаны попытки локализации производства, а также возможно закрытие производства автомобилей иностранными компаниями на территории РФ, прогнозирует исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов. Он считает, что в случае санкций мы увидим либо переход к 100-процентному производству комплектующих на территории РФ, либо смену собственников предприятий.

Сейчас для автомобилей российских брендов до 30% запчастей поставляются из-за рубежа, а для авто иностранных марок, собираемых на территории России, доля иностранных комплектующих приближается к 50–80%, напоминает гендиректор компании Автоdom Андрей Ольховский. «В случае введения эмбарго на поставки комплектующих, особенно микросхем, многие российские предприятия будут вынуждены приостановить выпуск авто. Это приведет к еще большему дефициту на рынке и как следствие к росту цен», – прогнозирует он. Импортозамещение потребует значительных финансовых вложений, положительный эффект от которых проявится не ранее чем через 5–7 лет, считает эксперт.

«Поставки комплектующих уже постепенно начинают останавливаться – Bentley и Rolls-Royce, располагающиеся в Великобритании, приостанавливают поставки запчастей для России. И компенсировать это не получится никак, кроме расширения затрат, которые лягут на автовладельцев: придется закупать компоненты через третьи руки. Де-факто если говорить в целом об автопроме, то могут остановиться заводы чуть ли не всех европейских брендов, которые производят автомобили в России и для российского потребителя», – говорит сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков считает, что под ударом окажется не только АвтоВАЗ, но также производители бытовой техники, телевизоров.

Напомним, в конце января агентство Reuters со ссылкой на источники сообщало, что США предупреждали американских производителей, что в случае эскалации отношений РФ и Украины Вашингтон может запретить РФ экспорт микросхем, а также расширить на Россию правило прямого иностранного производства, которое ранее было применено к китайской Huawei. Это бы фактически означало прекращение поставок чипов, компьютеров, бытовой техники, телекоммуникационного оборудования и прочего.

Washington Post не исключала, что Штаты смогут запретить крупнейшему производителю полупроводников Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC) поставлять свою продукцию в РФ. Это негативно скажется на таких российских производителях процессоров, как «Эльбрус», Baikal и «Скиф», которые используют продукцию TSMC.

Впрочем, не все так однозначно. В исследовании компании Techcet сообщалось, что многие американские производители микрочипов также критически зависят от материалов из России. В частности, 35% палладия в США поступают из РФ, а больше 90% неона – из Украины, куда его привозят из России для очистки.

Эксперты агентства Reuters также прогнозируют серьезные перебои и даже хаос на мировых рынках некоторых товарных позиций в случае, если будут введены новые санкции против России. Они полагают, что мир может столкнуться с перебоями в поставках алюминия, кобальта, меди, никеля, палладия, платины, золота, стали, алмазов, удобрений и пшеницы. На Россию приходится 4% мирового объема производимой стали, 4% кобальта, 3,5% мирового объема меди, 6% алюминия, 7% никеля, 10% платины, 10% добываемого золота, 30% алмазов, 40% палладия, перечисляет Reuters. «Россия на сегодняшний день является крупнейшим экспортером пшеницы в мире. В прошлом году было произведено 76 млн т пшеницы. Ожидается, что 35 млн т будет экспортировано, что составляет 17% мирового экспорта», – замечает агентство. 

Российские дилеры Chery и Exeed временно приостановили закупки автомобилей у дистрибьютора. Об этом сообщили в представительстве китайской компании.

Причиной стала так называемая волатильность курса валют. В связи со значительными изменениями стоимости рубля под вопросом оказались закупочные цены, пояснили в Chery.

— Логистические партнеры работают в штатном режиме, но закупки дилерами временно остановлены — до уточнения закупочных цен. При этом автомобили есть в наличии у дилеров, – говорится в сообщении марки, поступившем в редакцию «Китайских автомобилей»

  • К чему приведут санкции и как будет развиваться авторынок в РФ. Колонка Алексея Швайкова

В компании отметили, что и дилеры, и сам дистрибьютор Chery и Exeed продолжают работать в штатном режиме.

— Пересмотра цен на данный момент не было, мы вместе со всем миром наблюдаем за развитием ситуации, — констатировали в представительстве

Напомним, ранее о приостановке отгрузок автомобилей дилерам заявили многие западные автокомпании. А некоторые из них и вовсе приостанавливают поставки машин в Россию. Причиной стали вводимые в ряде стран санкции в отношении РФ и логистические проблемы. Кроме того, «Китайским автомобилям» стало известно о приостановке программ автокредитования рядом финансовых учреждений.

— Приостановка поставок автомобилей на российский рынок приведет к пересмотру цен с учетом роста курса доллара по отношению к рублю. Эксперты прогнозировали рост цен на автомобили до 20% по итогам года. Однако в текущей ситуации мы понимаем, что эти показатели могут быть заметно выше. Перебои в логистике, нестабильность курсов валют, рост ставок по автокредитам – все это негативно отразится на объеме продаж в 2022 году, — сообщили «Китайским автомобилям» в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр»

  • Что купить вместо Toyota Land Cruiser 300. Топ-5 альтернатив из Китая

UPD (01.03.2022)

Geely временно приостановила отгрузку машин в дилерские центры «для оценки экономической ситуации, а также в связи возникшими трудностями в сфере логистики», сообщает «Мотор». Актуальная информация об изменении цен и возобновлении поставок ожидается в течение недели, подчеркнули в компании.

«Китайские автомобили» внесли изменения в заголовок.

Михаил НАДЕЖДИН (@chinamashina)

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Новости 25 февраля в 15:08 , редактор новостей

Продавцы подержанных авто из Японии сообщили, что отменяют поставки машин во Владивосток. Об этом сообщил интернет-портал PrimaMedia. Издание отметило, что Япония 25 февраля отменила сразу все рейсы контейнеровозов в Приморье. Корреспонденты добавили, что даже купленные на аукционах машины и оплаченные покупателями иномарки из страны не выпускают.

«Действительно, собственник компании отменил судозаход в Россию по каким-то своим соображениям, явно политическим. Это один из тревожных сигналов, но таких компаний достаточно много, и найти замену не составит проблем», — рассказал руководитель компании CarWin Дмитрий Забора.

Как узнали журналисты портала «ФедералПресс», пока в Японии сняли только один рейс компании SL.

«Опять же, до конца не понятно из-за чего. Но, так как взаиморасчёты проходят в валюте, скорее всего, они, чтобы не потерять деньги, сняли или перенесли этот рейс. Также в связи с плавающим курсом многие снимают свои машины с рейсов — потому что размер пошлины зависит от цены авто, а из-за курса они сильно подорожали», — объяснил генеральный директор компании Priority Auto Константин Тарасов.

Ранее «Секрет» сообщил, что правительство Японии начало согласовывать новые экономические санкции против России. Власти планируют ограничить экспорт в РФ передовых технологий.

Фото: Pixabay, Pixabay License

Источник: PrimaMedia

Все секреты бизнеса у нас в телеграме

Теги:

  • Япония
  • Россия
  • Автомобили и авторынок

Новости партнеров

Экономика

«Стрелять себе в ногу?»: Автоэксперты не поверили в отказ Запада от поставок машин в РФ

25 февраля 202214:37 Любовь Дурынина

Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков в комментарии Telegram-каналу «Радиоточка НСН» опроверг перебои в поставках автомобилей в Россию, призвав не торопиться с плохими известиями.

Ранее в пятницу портал Autonews со ссылкой на источники в автосалонах передал, что автодилеры узнали о планах ряда производителей приостановить отгрузку новых автомобилей в Россию из-за геополитических рисков.

«Не знаем, пока мы многого не знаем, мало информации известно. Пока что все остается, как прежде, и будем надеяться, что так оно и будет. Я думаю, санкции против России не затронут поставки автомобилей, зачем себе в ногу стрелять? Да, я думаю, что вариант остаться [без новых иномарок] невозможен. Проблем с обслуживанием уже находящихся в России машин тоже никаких нет. Не торопитесь с плохими новостями, всё хорошо пока», – обрадовал автоэксперт.

«Моральных принципов нет»: IT-эксперт призвал ФАС следить за ростом цен на гаджеты

Схожим мнением поделился с «Радиоточкой НСН» основатель проекта «Автомаркетолог», экс-президент ассоциации дилеров РОАД Олег Мосеев.

«Я, честно говоря, такого не слышал пока еще, я думаю, там вообще непонимание и со стороны руководства штаб-компаний, и со стороны производителей. Но по тем брендам, с которыми я активно работаю, такой ситуации нет. Если введут санкции по крымскому сценарию, то тогда получается, что со стороны европейских и американских производителей автомобилей просто нет. В Крым спокойно корейцы поставляют, китайцы, а часть европейских производителей не работает с Крымом, потому что он давно попал под санкции. Если по жесткому сценарию, тогда получается, что у нас часть европейцев выпадают. Я бы не стал гадать сейчас. Вчерашнее выступление [президента США Джо] Байдена меня сильно повеселило, потому что он напрямую пообещал санкции, которые как можно больше касаются российских компаний и как можно меньше касаются американских. Для ряда брендов Россия является значимым рынком, и потеря этого рынка будет для них существенна. Поэтому я не знаю, пока не хочу говорить об этом», – объяснил автодилер.

Ранее эксперт по информационной и компьютерной безопасности Сергей Вакулин в разговоре с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» предупредил, что кибератаки хакеров Anonymous могут быть опасны не только для российских телеканалов, но и для отечественных банков.

Подписывайтесь на НСН: Я.Новости | Я.Дзен | Google News | Flipboard | Telegram

ФОТО: РИА Новости ТЕГИ:

Получайте свежие материалы на почту

Мы будем регулярно отправлять вам актуальные эксклюзивы и новости! Отписка доступна в письме

Горячие новости

    • Заразились

      17,1 млн

      +66 576 / сут.

    • Умерли

      358 тыс.

      +652 / сут.

    • Выздоровели

      14,8 млн

      +112 тыс. / сут.

    Источники данных: 8 марта 2022 Посол США Салливан рассказал о планах остаться в Москве 15:31 «Позитивные новости»: Кадыров поддержал уход из России западных компаний 15:14 СМИ: Discovery приостановит вещание своих каналов в России 15:13 Урсула фон дер Ляйен рассказала, против кого ЕС введёт новые санкции 15:13 Комиссия правительства РФ одобрила национализацию имущества иностранных компаний 15:08 Правительство изменило критерии уплаты налога на роскошь 14:54 Рестораны KFC приостановят работу в России 14:50 В АТОР рассказали, в каких странах будут отдыхать россияне в ближайшее время 14:26 Патриарх Кирилл назвал виновных в украинском конфликте 14:23 Стало известно, что ждет IT-сферу в РФ из-за санкций 14:18 Все новости

    партнеры

    image

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Егор Новиков
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий