Поставки в Россию подержанных автомобилей из Японии приостановлены

По пути в Россию застряли грузы на сотни миллионов евро, рассказали “Российской газета” представители транспортных компаний. В Минпромторге считают, что логистический кризис спровоцирован саботажем самих глобальных логистических компаний. Такую точку зрения отчасти разделяют даже в некоторых из зарубежных компаний. Российские поставщики и перевозчики ищут альтернативные маршруты и стараются занять освобождающиеся ниши.imageimage Фото: Игорь Зарембо/ РИА Новости

Список крупнейших логистических компаний, отказывающихся принимать грузы в России и доставлять отправления, растет с каждым днем. Решение ограничить или свернуть деятельность в России приняли более десятка крупнейших перевозчиков. Среди них, американские FedEx и UPS приостановившие все поставки и немецкая DHL, приостановившая некоторые рейсы, Maersk, остановившая прием заказов на перевозку контейнеров, а также немецкая Hapag-Lloyd, японская Ocean Network Express, тайваньская Yang Ming, датско-американская Shipco, швейцарско-итальянская MSC, приостановившие прием заказов и другие компании.

читайте также–> –> Почему санкции ЕС и США вредят самому Западу

Приостановлено от 50 до 70% общего объема экспорта из России, пока найдется возможность его перевозки, рассказывает “РГ” директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов. Простаивает также более 50% импортных поставок, отмечает заместитель генерального директора BMJ-logistics Константин Бондаренко. В качестве причины он называет отказ ряда ключевых контейнерных линий от букинга судов в направлении российских портов. По отзывам представителей логистического сектора, самые большие сложности возникают при доставке товаров для нефтегазовой, химической и авиационной отраслей, а также некоторых позиций из сегмента электроники. Затронут также продовольственный сектор. Есть с поставками самых различных категорий продукции, утверждает заместитель председателя правления ассоциации “Руспродсоюз” (объединяет около 400 компаний) Дмитрий Леонов.

Ряд иностранных грузоперевозчиков и таможенных органов ЕС попросту саботируют поставки, в частности, экспорт российского метанола, заявили накануне в Минпромторге. При этом пентаэритрит и уротропин российского производства, получаемые из метанола, беспрепятственно доставляется в Евросоюз. От этих компонентов критически зависит европейская промышленность.

Остановились также поставки на мировой рынок уже законтрактованных российских удобрений, отмечают в министерстве. Ссылаясь на риски, связанные с работой иностранных логистических операторов, Минпромторг рекомендовал временно приостановить отгрузку российских удобрений на экспорт, а также пентаэритрита и уротропина “до возобновления перевозчиками ритмичной работы”. Нехватка продовольствия и рост цен охватят страны Западной и Восточной Европы, Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, поскольку заместить российские удобрения сегодня либо крайне сложно, либо вообще невозможно, отмечают в Минпромторге.

В зарубежных логистических компаниях логистический кризис осторожно объясняют остановившимися авиаперевозками и общим неблагоприятным фоном в условиях действующих санкций. Как пояснили “РГ” в российском представительстве Maersk – одного из крупнейших в мире контейнерных перевозчиков, из-за “закрытия неба” существенно удлинились маршруты авиперевозок и возросла их себестоимость.

По мнению заместителя генерального директора Maersk (Восточная Европа) по развитию и взаимодействию с госорганами Андрея Нараевского, прекращение поставок связано с затруднениями при прохождении грузов через европейские порты в Голландии и Германии. Таможенники вместо существовавшей ранее выборочной проверки ввели тотальный досмотр. Из-за этого с контейнерами стоят в порту по неделе. Проверяют каждый контейнер, чтобы убедиться в отсутствии грузов двойного назначения, санкционных товаров или грузов для получателей, попавших под санкции. Возникающие заторы вынуждают отказаться от приема заказов. К тому же европейские страховые компании отказываются страховать грузы, следующие в Россию из Азии, а поставщики требуют теперь полную предоплату.

С такой оценкой согласен исполнительный директор ассоциации “Русбренд” Алексей Поповичев. Кроме того, по его словам, накладывается невозможность проведения платежей через отдельные российские банки и усиление валютного контроля в России.

Нарастает напряженность в бассейне Балтийского моря, таможни Голландии и Бельгии прекратили выпуск грузов на Россию, говорит Леонов. Все это увеличит задержки в доставке товаров и повлечет дополнительные расходы за досмотр. На Черном море также возникли затруднения со страхованием. “Страховщики либо отказываются страховать суда и грузы, связанные с Россией, либо существенно повысили стоимость страховок”, – замечает Нараевский. Помимо отказа от отправки грузов на территорию России на ситуацию повлияли санкции в банковском секторе и запрет на проведение взаиморасчетов с участием российских компаний. Потому деньги также часто “зависают” в пути при переводе из России в Европу, отмечают эксперты.

Далее сработал эффект домино. Уже произошедший разрыв логистических цепочек и негативные прогнозы стали поводом приостановить свою деятельность для большого числа иностранных компаний, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Компания Apple доставляла в Россию свой товар по воздуху. После закрытия взаимного закрытия неба Россией, США и Европой доставить новые смартфоны, ноутбуки или запчасти для гарантийного обслуживания оказалось попросту невозможно. В результате Apple приостановила работу и гарантийное обслуживание своих устройств в России, приводит пример Муртазин.

Но есть другие оценки. По словам Мисаилова, перебои в доставках товаров не связаны с введенными 23 февраля Евросоюзом ограничениями. “Это решение топ-менеджмента крупных западных экспедиторов и перевозчиков”, – говорит он и замечает, что FM Logistic, будучи частной французской компанией, продолжает свои операции в России по всем направлениям бизнеса. Границы открыты и грузопоток не остановлен, напоминает он. Конечно, таможенные органы обращают более пристальное внимание на грузы, которые принимаются к обработке, излишне “перестраховываются”. Но ЕС уже направил разъяснения по новым документам в европейские таможенные органы. Это позволит увеличить вывоз товаров в Россию.

читайте также–> –> Банк России ввел временный порядок операций с наличной валютой

Не является критичным и взаимное закрытие воздушного пространства России и ЕС для доставки грузов, отмечает руководитель службы международной логистики и внешнеэкономической деятельности российского оператора доставки СДЭК Андрей Побежимов. На тех направлениях, где были введены ограничения на авиаперевозки, в том числе в США, Европе, Сингапуре, компания перестроила транспортные схемы таким образом, чтобы исключить прямой вылет в Россию. “Из США и Великобритании грузы теперь летят в Финляндию, откуда мы доставляем их в Россию наземным транспортом. Первые партии из США таким образом уже вылетели в Хельсинки”, – рассказывает он. Также рассматривается путь через Турцию, ОАЭ и другие страны, которые не присоединились к ограничениям. Для доставки посылок и грузов из Европы транспортную схему перестроили с авиа на наземный транспорт.

Сроки доставки вырастут, но зато тарифы останутся прежними. Так как новые транспортные схемы на наземном транспорте значительно экономичнее в себестоимости, поясняет Побежимов. В итоге в компании рассчитывают занять освободившиеся ниши. Проблему прекращения прямых доставок в Россию интернет-магазинов в компании решили с помощью сервиса CDEK Forward, который использует доставку из зарубежных интернет-магазинов. В личном кабинете клиент получает адрес склада в той стране, где располагается магазин. После оплаты заказа товар поступает на склад, и затем отправляется в Россию. По такой схеме, например, могут работать магазины Nike, Michael Kors, Levis, Gap, New Balance, MAC, Apple, а также площадки eBay, Amazon, Jet, Walmart и многие другие.

Ранее эта услуга уже была востребована клиентами. В сложившихся условиях в СДЭК прогнозируют увеличение спроса на новый сервис. В “Руспродсоюзе” говорят о необходимости господдержки бизнеса. Среди таких мер могут быть приоритетный пропуск продовольствия, субсидирование роста логистических затрат, налоговые каникулы, перенос программ маркировки “Честный знак” и РОП, моратории на выставление штрафов и аудиты поставщиков со стороны сетей, сокращение сроков согласования изменения цен и оплаты заказа и другие.

Экономика Макроэкономика Экономика Товары и цены Правительство Минпромторг Санкции и антисанкцииНашли опечатку?

Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции – она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

3 марта 2022, 15:48

Японский производитель автомобилей Nissan Motor может остановить завод в России из-за вероятных сбоев в поставках комплектующих, сообщают СМИ.

Компания рассматривает такую возможность из-за предполагаемых перебоев в поставках на фоне введенных антироссийских санкций, передает РИА «Новости» со ссылкой на агентство Киодо.

Возможные сроки приостановки не указываются.

Напомним, Audi, Land Rover, Porsche, General Motors и некоторые другие компании приостановили поставки новых автомобилей в Россию из-за ситуации на Украине и падения курса рубля. Ранее в Минпромторге России заявили, что в России могут возникнуть временные сложности с поставками иностранных автомобилей на фоне ситуации в мире.

СМИ сообщают, что островное государство присоединяется к бойкоту российского автомобильного рынка, причем ограничения импорта затрагивают и ранее оплаченные бэушные машины. В то же время дальневосточные компании, занимающиеся поставками подержанных автомобилей, эту информацию опровергают.

Информационным поводом, похоже, стала отмена рейса ролкера Viking Coral с партией «японок», который должен был отправиться во Владивосток сегодня утром. На данный момент проблема решена, судно заменили другим. Компания Sferacar заявляет, что физические лица могут купить автомобиль на аукционе в Японии и отправить его в РФ. Ранее заказанные автомобили, утверждает компания, будут доставлены клиентам, но возможны задержки.

Тем не менее, напряженность на вторичном рынке действительно есть, так как переводы в Страну восходящего солнца принимаются исключительно в долларах, а предсказать курс пока невозможно.

Интересна дальнейшая реакция дальневосточных автомобилистов, оказавшихся в интересной ситуации. На фоне принципиального неприятия отечественного и, частично, европейско-американского автопрома с перекрытием японского канала они могут остаться вообще без машин. Но даже вечные японские 20-летние машины не вечны – пересаживаться придётся. И если наметившаяся тенденция сохранится на месяцы (если не годы), то государственный план «поддержки отечественного производителя» вполне может сработать. Ведь денег для покупки новых европейцев или даже китайцев в тех краях немного, а передвигаться на автобусах мечтают далеко не все.

Наш партнёр Газпромбанк предлагает автокредит со ставкой от 3,9% годовых. Подать заявку на одобрение можно по ссылке.

“Контейнерная блокада”: почему санкции останавливают для нас и китайские товары

Впрочем, Россия получила стимул для развития альтернативных транспортных маршрутов Ещё один санкционный удар по нашей стране пришёлся со стороны рынка логистики. Контейнерные линии Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM объявили о прекращении работы с Россией. Maersk является крупнейшей контейнерной линией в мире, а на три эти компании приходится около половины глобального рынка. Оформление заказов на доставку грузов морским, воздушным и железнодорожным транспортом в РФ и из неё прекращается, исключение составляют лишь продукты, медицинские изделия и гуманитарные грузы. Ещё несколько контейнерных линий прекращают работу с Новороссийском. Китайская компания COSCO, напротив, от российского направления не отказывается, но остановила сообщение с Украиной. Происходящее уже успели назвать контейнерной блокадой, но в то же время новые санкции ударят и по их авторам. Подробности — в материале Накануне.RU. Читайте также:

  • Интеграционные проекты в Евразии приходят на смену американской модели 1990-х

Тотальная экономическая война, объявленная Евросоюзом, закономерно добралась и до контейнерных линий. Эти меры остановят доставку товаров по регулярным маршрутам, осуществлявшимся между портами КНР и России. При всех хороших отношениях между Пекином и Москвой, морской, традиционно самый дешёвый путь, доставки товаров оказывается под ударом без единого выстрела, ведь значительной частью контейнеровозов владеют не российские или китайские компании. Кроме того, при участии западных компаний в КНР производится контейнерное оборудование, европейские контейнерные линии имеют активы в России и доли в российских портах.

Maersk — датская компания, которая ещё с первой половины прошлого века занималась доставкой грузов между азиатскими и американскими портами, а со времён Второй мировой войны начала выполнять перевозку грузов для вооружённых сил США. Mediterranean Shipping Company основана в Италии. Затем перенесла штаб-квартиру в Швейцарию, не имеющую выходов к морю и с тех пор считается швейцарской компанией. Однако изначально она специализировалась на доставке грузов из Африки в средиземноморские порты. CMA CGM Group зарегистрирована в Марселе, она объединила нескольких перевозчиков из Франции и других стран, например, в 2018 году.

Проблемы в работе с такими отраслевыми гигантами, несомненно, скажутся на российском бизнесе, однако рынок морских контейнерных перевозок лихорадит уже давно. Карантинные мероприятия ограничили пропускную способность портов, прежде всего китайских, через которые на мировой рынок поступает значительная часть товаров. А цена за доставку контейнера непрерывно растёт уже практически два года.

Сейчас непонятно, насколько долгими окажутся ограничения на работу с Россией. “Maersk не потому занял такую позицию, что он против России, — рассказал Накануне.RU эксперт по логистике Николай Лобанов. — У него материальная ответственность, его понять можно. Они как компания занимают нейтральную позицию, не вмешиваются. Но логистика по местам, где идёт война, такое дело, что ни одна страховая компания не возьмёт на себя эти риски. Поэтому, пока не успокоится военная фаза, Maersk будет придерживаться, а военная фаза, видимо, через две недели закончится. Думаю, может, к концу марта или даже раньше компания поймёт, куда дело идёт, и что его контейнерам ничего не угрожает”.

В том случае же, если это действительно проявление “тотальной экономической войны”, а запрет будет долгосрочным, то негативные последствия скажутся, скорее, на самих авторах санкций.

Заметным стрессом для грузовых морских перевозок стала авария, произошедшая почти год назад в Суэцком канале. Тогда севший на мель контейнеровоз на несколько дней парализовал важную транспортную артерию. После этого очень много говорилось о необходимости развития Северного морского пути. Теперь же компании, отказавшиеся от работы с Россией, закрывают себе и этот перспективный маршрут.

“Maersk уже этот путь испытал, были опытные проводки. Европа разнородная — обратите внимание, кто вообще это объявил? Центральная Европы и Южная. А норвежцы молчат. И Севморпуть как раз к северным европейским странам и пойдёт. Они оттуда будут кормиться, Северная Европа займёт нейтральный статус, если финны отзовут своё глупое заявление, если сообразят вовремя (или уже сообразили), то и Финляндия станет нейтральной страной”, — предполагает эксперт.

Во Владивосток товары из китайских портов доставляются, в основном, не крупными контейнеровозами, а каботажными судами. Кроме того, на российско-китайской границе есть и варианты для перевозки контейнеров сухопутным путём, а также варианты транзита через Казахстан. Сквозные поезда в Европу отлажены и работают фактически на полной мощности. Весь кризис контейнерный фактически понуждает к тому, чтобы возить грузы по суше.

Что касается Чёрного моря, то здесь можно организовать работу через турецкие порты. Турция стала газовым хабом, а может стать и товарным. И после отказа европейских транспортных гигантов от работы с портами РФ, товары просто пойдут альтернативными маршрутами — южным и северным.

“Всё, что в Европе сейчас делают, они делают себе во вред. Они не в ногу себе стреляют, как принято говорить, они стреляют себе в голову. Кризисная ситуация с карантинами в китайских портах не закончилась. Сейчас накладываются два кризиса: пандемийный и военный. Будет два кризиса — и кому это будет лучше? Китаю, наверное. У Китая два больших рынка сбыта, от которых он не может отказаться — это Европа и Америка. А контейнеровозов же определённое количество. Америка заберёт на себя большую часть морских транспортных ресурсов. А Европе что останется? То, что США не смогли съесть”, — подчеркнул Николай Лобанов.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий