Rolls-Royce прекратил поставки автомобилей в Россию

  • 24 февраля 2022 г.
  • Бизнес
Фото Валерия Шарифулина / ИТАР-ТАСС

Европейские автоконцерны Stellantis и Jaguar Land Rover могут приостановить поставки автомобилей в Россию на фоне новых санкций со стороны США и Евросоюза. Если это произойдет, российский авторынок будет перераспределяться в сторону автомобилей из Китая и Кореи. После публикации материала Stellantis опровергла сообщения о приостановке поставок

О получении сообщений о приостановке отгрузок автомобилей от концерна Stellantis (альянс итало-американской Fiat Chrysler Automobiles и французской PSA Group) сообщили Forbes сотрудники нескольких крупнейших российских автодилеров.

«С сегодняшнего дня приостановлена фактурация (факторинговые операции. — Forbes) и выставление счетов на автомобили. О возобновлении продажи автомобилей дилерам сообщат дополнительно», — говорится в сообщении (Forbes ознакомился с копией), которое получил от представителя бренда сотрудник одного из дилеров. Получение такого письма подтвердили сотрудники пяти крупных российских дилеров. О нем же знает сотрудник представительства другого европейского автобренда.

Двое из пяти собеседников Forbes получили сообщения аналогичного характера от британского производителя Jaguar Land Rover. «Речь идет о личной переписке представителей российских дилеров и сотрудников автоконцерна, вот такое информирование», — говорит представитель крупного дилера. «О заморозке продаж этих брендов говорят на Zoom-совещаниях и при личном общении», — уточняет другой собеседник Forbes. Официальных писем от обоих автоконцернов автодилеры еще не получили.

Реклама на Forbes Материал по теме

Все собеседники Forbes связывают прекращение поставок с началом военной спецоперации на территории Украины и новыми санкциями со стороны США и стран Евросоюза.

Ранее глава Stellantis Карлос Таварес заявил, что автоконцерн готов перенести свой завод из России или сократить объемы производства в связи с возможными санкциями из-за ситуации на Украине. Об этом сообщала The Wall Street Journal. Производственная площадка у Stellantis в России — это завод «ПСМА Рус», расположенный в Калужской области, совместное предприятие Stellantis (70%) и Mitsubishi Motors Corporation (30%). На заводе выпускают легковые седаны, коммерческие модели и компакт-вэны под брендами Peugeot, Opel и Citroen, также там собираются кроссоверы Mitsubishi.

«Все бренды Stellantis в России (Peugeot, Citroеn, Opel, Jeep, Fiat Professional), а также завод «ПСМА Рус» в Калуге работают в штатном режиме», — заявил официальный представитель Stellantis в ответ на запрос Forbes. Представители Jaguar Land Rover на момент публикации статьи на запрос не ответили. В комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) также комментарий не предоставили.

«Ситуация для рынка новая, все просто в шоке, валютные курсы скачут, никто не знает, что будет завтра, вот и делают такие заявления», — считает глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По его словам, на российском авторынке доля Stellantis и Jaguar Land Rover незначительна — 1,1% и 0,4% соответственно, и в случае, если автоконцерны примут решение уйти, их тут же заместят другие бренды. «Авторынок будет перераспределяться в сторону китайских и корейских брендов», — предполагает Целиков.

Нет сети 05-03-2022 05-03-2022 03:05

С момента старта специальной военной операции России на территории Украины ряд мировых держав, в том числе и США, ввели против страны ряд новых санкций. Кроме этого, территорию стали покидать известные компании. В нашем материале расскажем о том, какие компании отказались работать в России, приостановили свою работу либо ограничили функционал своих сервисов из-за ситуации в Украине. В списке — в основном крупные фирмы, то есть это лишь часть.

Какие компании ушли или ограничили работу в России из-за санкций

Техника (гражданская)

  • Apple. Производитель техники прекратил продажу всей продукции (в том числе iPhone), остановил экспорт, ограничил использование Apple Pay и «других сервисов».
  • Nokia. Производитель телекоммуникационного оборудования для мобильных, фиксированных, широкополосных и IP-сетей также прекратил поставлять свою продукцию в Россию.
  • Canon. Интернет-магазин временно приостановил свою работу в России из-за сильных колебаний рубля.
  • Panasonic. Японская корпорация остановила торговые операции с Россией.
  • Microsoft. Компания объявила о приостановке продаж товаров и предоставления услуг в России.

Одежда и товары

  • Nike. Компания, специализирующаяся на спортивной одежде и обуви, приостановила продажи в российском интернет-магазине.
  • IKEA. Одна из крупнейших в мире сетей по продаже мебели и товаров для дома приостановила работу своих магазинов в России.
  • Mango. Компания, которая создает одежду для мужчин и женщин, прекратила свою работу на территории России.
  • Н&M. Ретейлер приостановил продажи в России из-за резких колебаний рубля.
  • Farfetch. Интернет-магазин модной одежды также временно приостановил продажи и доставку товаров в Россию.
  • Swarovski. Австрийский производитель украшений временно приостановил работу интернет-магазина в России.
  • Marks & Spencer. Британский бренд одежды и аксессуаров останавливает поставки в Россию.

Алкоголь

  • Simple. Один из крупнейших поставщиков алкоголя в России остановил отгрузку алкоголя из-за курса евро.
  • Luding Group. Еще один из крупных импортеров алкоголя в России также временно остановил поставки.
  • Diageo. Крупнейший производитель алкогольных напитков премиум-класса приостановил поставки в Россию и Украину.

Теле- и кинопродакшен

  • Warner Bros и Sony. Компании отменили показы своих фильмов в России. В частности, «Бэтмена» и «Морбиуса».
  • Universal. Компания прекратила показы своих фильмов в России, в том числе «Белфаста», «Плохих парней» и «Скорой».
  • BBC Studios. Британская телекомпания и дочерняя компания BBC останавливает лицензирование контента для российских партнеров.
  • All3Media. Телевизионная, кино- и цифровая компания останавливает все бизнес-переговоры с телевещательными клиентами из России.
  • ITV Studios. Транснациональная телевизионная компания прекратила продажу новых лицензий клиентам из России.
  • Megogo. Онлайн-кинотеатр полностью прекратил работу в России.

Автомобили и мотоциклы

  • «Автоваз». Российский производитель автомобилей приостановит сборку в Тольятти и Ижевске из-за нехватки компонентов.
  • Ford. Автомобилестроительная компания приостановила все операции в России.
  • BMW. Производитель автомобилей, мотоциклов, двигателей, а также велосипедов приостановил производство на заводе в Калининграде и экспорт.
  • Harley-Davidson. Производитель мотоциклов и сертифицированный поставщик продукции военного назначения для США приостановил поставки в Россию.
  • Hyundai. Автомобилестроительная компания приостановила производство на заводе в Петербурге. Официально — из-за проблем с поставками.
  • Jaguar Land Rover. Многонациональный производитель автомобилей приостановил поставки новых автомобилей в Россию.

Ряд автоконцернов прекратили отгрузку российским дилерам автомобилей марок Mercedes-Benz, Audi, Volkswagen, Skoda, Citroen, Land Rover, Porsche, сообщал «Коммерсантъ». Порядка 20 компаний переписали прайс-листы в феврале, подсчитало издание Autonews.

  • Škoda. Автоконцерн приостановил деятельность в России.
  • Volkswagen Group. Концерн приостанавливает производство автомобилей в России.
  • Porsche. Немецкий производитель остановил поставки машин в Россию.

И это еще не все — кто из компаний покинул российский рынок в марте 2022

Авиация

  • Boeing. Производитель авиационной, космической и военной техники приостановил обслуживание и техническую поддержку российских самолетов, а также поставку запчастей и «основные операции в Москве».
  • Airbus. Производитель самолетов приостановил поддержку российских авиакомпаний и поставку запасных частей в Россию, а инженерный центр компании в стране приостановил все свои операции для Airbus в соответствии с санкциями.
  • AerCap. Компания — лизингодатель мировой коммерческой авиации прекратила сотрудничество с российскими авиакомпаниями.
  • Dassault. Самолетостроительная компания приостанавливает поставки джетов Falcon в Россию.

Технологии

  • Oracle. Производитель программного обеспечения приостановил все операции в стране.
  • Cisco. Американская транснациональная компания, разрабатывающая и продающая сетевое оборудование, приостанавливает бизнес-операции в России.
  • EPAM. Производитель заказного программного обеспечения заявил, что прекращает работу с российскими клиентами.

Другое

  • DHL. Компания экспресс-доставки грузов и документов приостановила доставку в Россию и Беларусь.
  • American Express. Финансовая компания приостановила сотрудничество с партнерами в РФ.
  • OneWeb. Корпорация, которая создает взаимосвязанную систему спутников, прекратит все запуски с Байконура.
  • Spotify. Музыкальный стриминговый сервис закрыл офис в России на неопределенный срок.
  • KONE. Финский производитель лифтов и эскалаторов приостановит поставки в Россию.
  • YIT. Финский застройщик приостановил инвестиции в покупку земельных участков и строительство на территории России. Кроме того, компания прекратила закупку российских лесоматериалов.
  • Airbnb. Сервис краткосрочной аренды жилья приостановил работу на территории России и Беларуси.

Статьи по теме

Бизнес ТехникаДмитрий Степанов –> 20 Августа 2021 13:10 20 Авг 2021 13:10 |Проблемы крупнейших мировых автопроизводителей и не думают заканчиваться. Из-за дефицита электронных компонентов резко сокращают выпуск автомобилей Audi и Toyota. Виноваты, в том числе дельта-штамм коронавируса и локдаун в Малайзии.

Дефицит продолжается

Продолжающийся дефицит полупроводников на фоне пандемии коронавируса вынуждает мировых автомобилестроителей радикально сокращать производство. Так, немецкая Audi приостановила две свои важнейшие фабрики на территории Германии, переведя 10 тыс. сотрудников на неполный рабочий день.

Не устоял перед обстоятельствами и японский автогигант Toyota, который еще в начале 2021 г. во всеуслышание заявлял о наличии запаса электроники на своих складах, который позволит ей пережить дефицит без уменьшения объема выпускаемой продукции. Однако теперь компания планирует сократить производство на своих японских и североамериканских площадках на 40-60% уже в сентябре 2021 г.

Помимо Toyota и Audi, как ранее сообщал CNews, глобальная нехватка микросхем затронула едва ли не всех остальных крупнейших мировых автопроизводителей. От нее, в частности, пострадали Ford, Fiat, Chrysler, Nissan, Suzuki и Volkswagen.

Audi останавливает заводы в Германии

По сообщению Spiegel, немецкая автомобилестроительная компания Audi, приняла решение остановить работу всех сборочных линий на своем главном заводе в Ингольштадте (Германия) до 30 августа 2021 г. Две из них – из-за дефицита микрочипов, еще одна – из-за необходимости переоборудования при подготовке к выпуску электрокроссовера Audi Q6 e-tron, который, как ожидается, поступит в продажу в 2022 г.

image

Audi приостановит работу завода в Ингольштадте

Еще одна фабрика Audi, расположенная в Неккарзульме (Германия), по информации издания, простаивает на протяжении нескольких дней вследствие все той же пресловутой глобальной нехватки полупроводников.

В общей сложности на этих двух предприятиях входящего в Volkswagen Group автопроизводителя занято около 10 тыс. сотрудников: примерно 6 тыс. в Ингольштадте и 4 тыс. в Неккарзульме. Все они переведены на сокращенный рабочий день.

Audi также предупредила персонал о вероятности того, что придерживаться подобного графика придется и в сентябре 2021 г., однако одновременно с этим компания запланировала введение дополнительных смен в выходные дни.

Как отмечает Spiegel, у Audi полно заказов, но нехватка комплектующих не позволила ей выпустить запланированные на первую половину 2021 г. 50 тыс. автомобилей. Когда необходимые для сборки авто компоненты поступят на заводы, компания постарается наверстать упущенное.

Финансовый директор Audi Юрген Риттерсбергер (Jurgen Rittersberger) в июле 2021 г. предупредил, что в последующие два месяца возможны остановки конвейера и перевод работников на неполный рабочий день в связи с дефицитом полупроводников. Он также сообщил, что компания отдаст приоритет моделям авто, который приносят наибольший доход и вносят наименьший вклад в увеличение выбросов углекислого газа (CO2) в атмосферу, который, как считается, является одним из факторов глобального изменения климата.

Toyota не устояла

Toyota, крупнейший японский производитель автомобилей, также серьезно страдает от дефицита полупроводниковых компонентов.

В четверг, 19 августа 2021 г., как пишет Wall Street Journal (WSJ), компания объявила о том, что в сентябре планирует сократить производство автомобилей на собственных фабриках в США и Японии. Таким образом, объем выпускаемой продукции на родине Toyota уменьшится на 40%, а Северной Америке – на 40-60% (примерно 90 тыс. авто в натуральном выражении).

В период с 1 по 17 сентября будет остановлена главная сборочная площадка компания в городе Тойота (Япония), занятая в производстве кроссовера RAV4 и седана Corolla. Расположенный неподалеку завод Tsutsumi, специализирующийся на седанах Camry и Lexus ES, также временно прекратит сборку на это время. Как заявил представитель Toyota в разговоре с WSJ, сокращение производства не отразится на работниках упомянутых площадок.

Всемирный дефицит микрочипов затронул японского автогиганта едва ли не позже всех его конкурентов. Компания продолжительное время не прибегала к сокращению выпуска продукции, поскольку имела достаточное количество электронных компонентов в запасе, о чем заявляла в феврале 2021 г.

Причины дефицита

Во время локдаунов начала 2020 г. автопроизводители были вынуждены прекратить производство, чтобы предотвратить распространение коронавирусной инфекции. Остановка производства привела к сокращению закупок полупроводников. В то же самое время производители чипов переориентировали свободные мощности на выполнение заказов для разработчиков потребительской электроники – смартфонов и ПК, чтобы компенсировать сокращение доходов от автопроизводителей.

После смягчения ограничительных мер и возобновления работы на фабриках по сборке авто весной 2020 г. автомобильный рынок восстанавливался опережающими темпами – к такому сценарию развития событий оказались не готовы ни автопроизводители, ни чипмейкеры. Скорректировать производственные планы в интересах автомобилестроителей для последних значило бы нарушить уже имеющиеся договоренности с другими важными клиентами. Быстро же нарастить производственный мощности в такой сложной сфере как производство современных полупроводников крайне затруднительно и требует гигантских инвестиций. Таким образом, возникновение дефицита микрочипов в автоиндустрии стало неизбежным.

В настоящее время негативное влияние на поставки автомобильных компонентов также оказывает распространение опасного дельта-штамма коронавируса в Юго-Восточной Азии, в частности, в Малайзии. Здесь расположено множество фабрик, осуществляющих сборку автокомпонентов из полупроводников. В июне 2021 г. власти Малайзии объявили общенациональный карантин, что привело к закрытию большей части производственных площадок в стране. На фоне недовольства граждан локдауном в августе 2021 г. премьер-министр Мухиддин Яссин (Muhyiddin Yassin) подал в отставку.

Подписаться на новости Короткая ссылка

Франкфурт-на-Майне Изменить пункт Ср, 9 марта, 13:39 +11,1 Ясно По ощущению +11 51 Ветер 2 м/c, — 7 км/ч, — Давление 758 мм рт. ст. 1010 гПа Влажность 30 % Г/м активность 1 балл Вода +3 37 1600 1900 2200 100 400 +1050 +337 32 −228 −228

Скорость ветра, м/cкм/ч

1-4 4-14 2 7 2-3 7-11 2-3 7-11 2-3 7-11 Сегодня Завтра 3 дня 10 дней 2 недели Месяц Сейчас Г/м активность Выходные Неделя Ближайшие метеостанции Франкфурт-на-Майне 2 м/c 7 км/ч +9 48 Франкфурт Егелсбач 2 м/c 7 км/ч +11 52 Гензинген 2 м/c 7 км/ч +11 52 Мангейм 2 м/c 7 км/ч +10 50 Мангейм-Сити 2 м/c 7 км/ч +10 50

Просмотренные Очистить

Погода на карте

Осадки Температура Ветер Облачность

Партнерские Новости · Новости Партнерские Новости · Новости Изменения климата повысили вероятность экстремальных пожаров на 40 % Один антарктический турист является причиной таяния 83 тонн снега – исследование 25 февраля в Украине местами пройдут дожди с мокрым снегом Потоки воды высотой до двух метров пронеслись по югу Боливии В Киеве 24 февраля ожидается пасмурная погода, временами — дождь Гололедица и туман: на западе Украины объявили «желтое» предупреждение На пляж в Чили выбросило тысячи мертвых рыб Наводнение на юге Бразилии: затоплены магазины и дома В Шотландии нашли скелет самого большого птерозавра юрского периода Внезапные наводнения в Квинсленде: спасатели выезжали 100 раз на вызовы
2 Марта

1,4 тыс. рабочих елабужского завода остались без американских технологий и комплектующих

«Газель» — главный конкурент, ее рыночная доля сильно увеличится, но то, что от нас уходит весь мир, может привести к тому, что на «Газелях» будет нечего возить», — оценили эксперты «БИЗНЕС Online» последствия от расставания с автоконцерном Ford. С завтрашнего дня отправляется в вынужденный простой размещенный на территории ОЭЗ «Алабуга» «Форд Соллерс» — производство Ford Transit в РФ локализовано только на 28%. Легкие грузовики из Елабуги занимают 20% российского рынка, теперь за них поборются китайские или российские автоконцерны. Другие резиденты «Алабуги» также столкнулись с проблемами — безудержным ростом отметились цены на металл — до 60%. О том, как сырьевики съедают бонусы машиностроителей от подешевевшего рубля, — в нашем материале.

imageС завтрашнего дня завод «Форд Соллерс» в Елабуге останавливает выпуск машин и уходит в простой. Это решение — временное, сказано в заявлении компании

Завод «Форд Соллерс» в Елабуге уходит в простой

С завтрашнего дня завод «Форд Соллерс» в Елабуге останавливает выпуск машин и уходит в простой. Об этом сегодня сообщила пресс-служба предприятия, которое занимается производством легких коммерческих автомобилей Ford Transit. «Руководство „Форд Соллерс“ предпримет все установленные законом действия, чтобы обеспечить социальные обязательства перед коллективом в период вынужденного простоя и возобновление работы предприятия в возможно короткие сроки после принятия соответствующего решения со стороны Ford Motor Company», — сказано в заявлении компании. Она делает акцент на том, что решение Ford Motor Company о приостановке деятельности СП — временное.

За несколько часов до этого американский автоконцерн Ford выступил с заявлением, которое в последние дни стало типичным для иностранных предприятий. Компания отмечает, что последние события на Украине заставили ее пересмотреть работу в РФ. «В последние годы Ford значительно свернул свои операции в России, которые теперь сосредоточены исключительно на производстве коммерческих фургонов и продажах на рынке РФ через миноритарную долю в совместном предприятии Sollers Ford. Учитывая ситуацию, сегодня мы проинформировали наших партнеров по СП о том, что приостанавливаем нашу деятельность в России с немедленным вступлением в силу до дальнейшего уведомления», — говорится в сообщении.

Ford Motor Company и ПАО «Соллерс» объявили о запуске СП в октябре 2011 года. Производство автомобилей на заводе в ОЭЗ «Алабуга» стартовало в 2012-м. Изначально там выпускали модели Kuga, Explorer и Transit, однако в 2019-м производство легковых автомобилей свернули. Вскоре «Соллерс» выкупил у Ford Motor Company завод по производству двигателей в Елабуге. Структура учредительного капитала ООО «Форд Соллерс» такова: ООО «Форд Соллерс Холдинг» принадлежит доля 99,99%, оставшиеся 0,01% — зарегистрированной в Нидерландах «Форд Соллерс Нидерланды Б.В.». При этом самим ООО «Форд Соллерс Холдинг» полностью владеет «Частная компания с ограниченной ответственностью „Форд Соллерс Нидерланды Б.В.“».

imageНа заводе в Елабуге сегодня трудятся 1,4 тыс. сотрудников. Только в феврале компания увеличила производство и наняла еще 100 рабочих. За январь 2022 года дилеры продали 1 005 Ford Transit

В прошлом году завод в Елабуге торжественно выпустил с конвейера 111 111-й автомобиль, участие в церемонии принял президент РТ Рустам Минниханов. «В следующий раз мы так же торжественно будем отмечать выпуск двухтысячного Ford Transit, и я уверен, это случится очень скоро», — говорил тогда президент «Форд Соллерс» Адиль Ширинов. В ноябрьском интервью «БИЗНЕС Online» он рассказывал, что по итогам 2021-го завод выпустит как минимум 21 тыс. автомобилей, а к 2027 году намерен удвоить данный показатель. Вероятно, теперь эти планы подлежат коррекции. Уровень локализации Ford Transit составляет 28%, уточнял в интервью нашему изданию Ширинов. «Автомобилестроение — это прежде всего собственные разработки, свой инжиниринг, своя современная компонентная база, которая у нас напрочь отсутствует в настоящее время, к сожалению», — констатировал гендиректор «Форд Соллерс». 

На заводе в Елабуге сегодня трудоустроены 1,4 тыс. сотрудников. В феврале этого года компания с оптимизмом смотрела в будущее: увеличила производство и наняла еще 100 рабочих. За январь 2022-го года российские дилеры продали 1 005 Ford Transit — это абсолютный рекорд по продажам. Фургоны активно закупаются в рамках госзакупок, в том числе для модернизации скорой помощи в регионах.

Это не первый санкционный удар по автомобильному производству в Татарстане. Ранее о замораживании сотрудничества с КАМАЗом объявил крупнейший в мире производитель грузовиков, немецкий концерн Daimler Truck. Интересно, что в феврале «Соллерс» сообщал о начале переговоров о масштабном сотрудничестве с китайской компанией Chery.

imageСергей Майоров считает, что «Форд Соллерсу» стоит переориентироваться на производство других грузовиков: «На Америке и Европе свет клином не сошелся»

«Проблем с трудоустройством не было из-за страшного дефицита персонала»

«Это, видимо, развитие тех суперсанкций, что хотят „разорвать экономику России“, по словам Байдена, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ председатель правления машиностроительного кластера РТ Сергей Майоров. — Печальные известия для машиностроения и РТ, и в целом России. Ford — высокотехнологичное предприятие, локализованное на территории РФ, где трудились в основном татарстанские и российские рабочие».

Майоров напомнил, что в этом году елабужское предприятие ждало открытия завода по производству двигателей. «Плюс поставщики автокомпонентов, которые смогли локализовать поставки на завод („Форд Соллерс“), они также зарабатывали деньги не только для себя, но и для бюджета, — добавил он. — Это потеря для всех компаний, которые локализовали продукцию для Ford. Вряд ли они смогут строить логистические международные цепочки, учитывая политическую обстановку. Выбытие из их объемов этого производства автокомпонентов для Ford, плюс потеря для бюджетов Елабужского района, РТ и РФ, потому что когда перестает работать такое крупное предприятие… Мы же все рассчитывали при формировании бюджета, что они выполнят планы и обязательно средства перечислят в бюджет».

Как будут трудоустроены 1,4 тыс. сотрудников предприятия? Прогнозов на этот счет пока нет, отвечает Майоров. «Когда „Форд“ в Набережных Челнах и завод двигателей в Елабуге закрывали, проблем с трудоустройством не возникло из-за страшного дефицита персонала — в первую очередь в Набережных Челнах 8 тысяч человек, в Тукаевском районе — 2 тысячи. Я думаю, эти люди смогут найти себе достойную работу при условии, что мы сохраним ту экономику, которая у нас была», — рассуждает председатель правления машиностроительного кластера РТ. 

Собеседник издания полагает, что «Форд Соллерс» стоит переориентировать на производство других грузовиков. «На Америке и Европе свет клином не сошелся, сегодня Китай великолепные машины выпускает, Южная Корея, — напомнил Майоров об опыте елабужского предприятия в производстве других марок — Fiat и SsangYong. — Там центры автопрома серьезного качества. Что-то свое производить — нужно иметь производство другого уровня, собственную разработку, которую за один день не создашь. Быстрее всего можно локализовать по готовым предложениям и восполнить потери — Ford не будет производить, и место на рынке освобождается, кто-то же должен его заполнить. Хотелось бы, чтобы елабужский завод занял свое место на рынке России и ближнего зарубежья». 

По мнению Майорова, другие резиденты «Алабуги» также столкнулись с проблемами из-за проведения спецоперации ВС РФ на Украине. Прежде всего сложности связаны с безудержным ростом цен на металл — до 50–60%. «Представляете, нержавейка 2 дня назад на Лондонской бирже стоила 450 тысяч рублей за тонну, сегодня — 650 тысяч рублей, все же привязано к доллару, хотя неоднократно говорили и писали председателю правительства РФ Мишустину, что нужно либо квотирование, либо специальные цены вводить для внутреннего рынка, — сетует собеседник издания. — Что будет завтра, никто не знает. Если алюминиевые сплавы выросли на 50–60% буквально за несколько дней, что тоже влияет на себестоимость продукции, значит, будет влиять на конкурентоспособность на внешних рынках. Азия, Африка, Ближний Восток — туда мы традиционно тоже поставляли продукцию машиностроения. Сейчас добавим в ценниках стоимость металла и что будет? Весь положительный эффект от подешевевшего рубля у нашего реального сектора машиностроения забирают сырьевики. Это еще не вся проблема: цены на сырье выросли, кредиты сегодня уже 30 процентов, а предприятия обязательно должны кредитоваться, потому что оборотных средств не хватает. И как кредитоваться машиностроению под 30 процентов? Это все может убить отрасль! Нужны стабилизационные кредиты под 1 процентов, хотя бы под 3–5, которое правительство дало бы для поддержки. Ну и фиксирование цены на металл на внутреннем рынке. Сейчас как раз готовим прошение на имя председателя правительства РФ Мишустина». 

imageТимур Шагивалеев: «У нас сейчас на выходе несколько крупных проектов, которые запускаются. Они временно заместят снизившиеся объемы по другим резидентам»

«Форд Соллерс» — один из ключевых резидентов ОЭЗ «Алабуга». Зона мультикластерная, и, если у одного резидента спад, у другого — подъем, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» гендиректор «Алабуги» Тимур Шагивалеев. «У нас сейчас на выходе несколько крупных проектов, которые запускаются. Они временно заместят снизившиеся объемы по другим резидентам», — отметил собеседник издания.

По мнению Шагивалеева, градус антироссийской риторики сегодня очень высок и решение Ford, вероятно, носит временный характер. И страна, и особая экономическая зона уже прошли несколько кризисов, были приостановки производств, которые позже перезапускались, указал он. «Были объявлены санкции по сельскому хозяйству, а теперь Россия — крупнейший производитель сельхозпродукции. Нам нужно развивать собственную промышленность, модернизировать ее. Да, сейчас будет сложнее, но в долгосрочной перспективе мы станем сильнее. В этом нет никаких сомнений», — уверен Шагивалеев. Он также назвал «Алабугу» локомотивом импортозамещения: если раньше автомобили выпускали из импортного металла, то теперь используется российский.

Собеседник издания также усомнился в том, что локализация производства Ford Transit составляет 28%. «Я думаю, что свыше 60 процентов. Да, нам нужно будет временно заместить часть компонентов для резидентов, которые станут испытывать сложности. Но мы в выгодной позиции, есть собственная контейнерная площадка, таможенный пост. Мы сейчас можем одними из первых перестроиться на импорт товаров, например из Китая. За первоначальным импортом пойдет локализация», — подчеркнул спикер. 

Возникли ли сложности у других резидентов ОЭЗ на фоне последних санкций? «Всем резидентам ОЭЗ, как и всем россиянам, нужно внутренне подготовиться к негативному сценарию по поставкам всех комплектующих с Запада, — предупредил Шагивалеев. — Но мы наконец начнем финансировать свою промышленность, невзирая на всякие Fitch и Moody’s, перенастроимся и станем сильнее». 

image«Ford Transit очень хороший фургон, занимал в продажах чуть ли не 20 процентов, а это много. Так вот, данное место сейчас займет китайский производитель. Они придут, поднимут цены на свои автомобили и займут нишу довольно ловко и быстро»

«От нас уйдут все, а «Газель» — это то, что с нами остается»

Эксперты «БИЗНЕС Online» убеждены, что долго на авторынке ниша Ford Transit пустовать не будет. 

Сергей Асланян — автоэксперт:

— Все покидают наш рынок, не только Ford и Volkswagen. Уже ушли Porsche, Harley-Davidson, Volvo, Scania; Мercedes уходит от КАМАЗа (28 февраля немецкая компания Daimler Truck отказалась от сотрудничества с автогигантом — прим. ред.), потому что предприятие — поставщик военной продукции, «КАМАЗы» сейчас по Украине ездят. Теперь нас покинут все.

Непосредственно Ford был чрезвычайно полезной в нашем хозяйстве машиной. Но именно коммерческую линейку Ford можно заменить «Газелью». Она ему, естественно, не чета, но у «Газели» есть определенные рыночные преимущества. И по объемам, и по функционалу, и по возможностям «Газель» — это то, что с нами остается. По крайней мере, пока Горьковский автозавод не подпал под санкции окончательно и не лишился поставок комплектующих из-за рубежа.

Сам по себе уход модели Ford говорит только о том, что Ford Transit ушел и у «Газели» не стало конкурентов. И здесь нам не очень плохо, потому что на «Газелях» тоже можно ползать. У нее, конечно, линейка более скромная, чем у Ford, у которого были версии передне-, задне- и полноприводная. Это редкий случай в истории автомобилестроения, когда есть такой богатый выбор. И если, например, это скорая помощь, то машина должна быть полноприводной. Теперь у нас подобной возможности не будет, потому что «Газель» только заднеприводная. Полный привод пытаются сделать, показывают на выставках, но серийным он так и не стал. Есть «Садко», но это другая категория. То есть в данном смысле Горьковский автозавод за прогрессом не поспевает и чисто конструктивно Ford его превосходит многократно. Но если возникает вопрос, как мы будем жить, то в принципе нам есть на чем возить. «Газель» — главный конкурент, и ее рыночная доля сильно увеличится. А вот то, что от нас уходит весь мир, может привести к тому, что на «Газелях» окажется нечего возить.

Вячеслав Субботин —  автомобильный эксперт:

— Это, конечно, печально. Уйдет один из лидеров мирового автопрома с современными технологиями, а российские потребители и автозаводы недополучат всего того, что существует сегодня. Самое главное — исчезает конкуренция. Россия не пропадет: как ездили, так и продолжим. И в Советском Союзе ездили на том, что делали сами. Но мы отставали и серьезным был технологический разрыв. А когда нет конкуренции, тогда и качество низкое. Это сказывается на всей промышленности, да и в целом на жизни. Автомобиль — это транспорт, без него вообще ничего не существует. 

Конкурентами Ford были прежде всего китайские производители и группа «ГАЗ». Пока она молчит, но на самом деле они же тоже сильно интегрированы в мировой автопром и также пострадают от этой ситуации. Конечно, ГАЗ и «Соллерс» выпускают первоклассные автомобили — что Next, что Ford Transit. Они здесь были явные лидеры. ГАЗ занимал большую долю бортовых машин в российском рынке, чуть ли не до 80 процентов, и до 60 процентов по фургонам. А «Форд Соллерс», потому что Ford Transit — это очень хороший фургон, занимал в продажах чуть ли не 20 процентов, это много. Так вот, данное место сейчас займет китайский производитель. Они смотрят на это дело со стороны, но восточный менталитет подразумевает, что, пока ничего не случилось, можно торговать до последнего. Они придут, поднимут цены на свои автомобили и займут эту нишу довольно ловко и быстро. Потому что свято место пусто не бывает. Есть потребность — будет товар. 

Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online» Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий