Во сколько денег обходится день войны для армии России и армии США? Эти цифры шокируют всех, кто их узнает (2021) смотреть онлайн в хорошем качестве

image ВС США

По словам Сергея Шойгу, Китай тратит на свои вооруженные силы в три раза больше денег, чем Россия.

Если разделить оборонные бюджеты некоторых стран на количество военнослужащих, то окажется, что содержание одного солдата обходится США в $510 тыс. в год, Великобритания тратит на одного военного $377 тыс. в год, Китай — $170 тыс, а Россия всего $54 тыс, подчеркнул глава российского военного ведомства.

При этом, отметил министр обороны России, за последний год даже при такой существенной разнице в финансировании армии и флота России удалось достичь военно-политического паритета с военным блоком НАТО.

Кроме того, как сообщало ИА REGNUM, генерал армии Сергей Шойгу сообщил о реорганизации береговых войск Северного, Балтийского и Черноморского флотов России.

Читайте ранее в этом сюжете: Шойгу: Береговые войска флота переформируют в армейские корпуса

История вопроса Министерство обороны России образовано указом президента 16 марта 1992 года на базе бывших структур Вооружённых сил СССР. В задачи ведомства, относящегося к федеральному органу исполнительной власти, входит военная политика и осуществление государственного управления в области обороны страны. image © 1999-2022 ИА REGNUM

При цитировании информации гиперссылка на ИА REGNUM обязательна.

Использование материалов ИА REGNUM в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Об агентстве Новости России Зарубежные новости Пресс-центр Медиа-кит Карта сайта  RSS sfo@regnum.ru +7 495 645-80-75 119072, г. Москва, Берсеневский пер., д. 2, стр. 1

Свидетельства о регистрации СМИ:

Эл № ФС77-55029 от 14 августа 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);

ИА № ФС77-51367 от 23 ноября 2012 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

По различным данным, Россия тратит на созданные ею на Донбассе 5 лет назад «республики» от 1 до 6 млрд долл. ежегодно. Убытки РФ в результате санкций от различных стран (за аннексию Крыма и агрессию на Донбассе) только в прошлом году достигли 6,3 млрд долл. (такие цифры приводит Министерство экономического развития РФ). При этом никаких подвижек в разрешении конфликта на Донбассе пока не видно. Возможно, потому что убытки для страны-агрессора не критичны.

Средства, которые РФ вбрасывает в «Л-ДНР», идут не только на военную составляющую, но и на гражданское население (пенсии, зарплаты бюджетникам, оплата регрессов и прочих пособий, плюс «гумпомощь» – топливо, медоборудование и препараты, стройматериалы и т.п.)

Большинство экспертов считают, что бюджету России такие траты и минусы от санкций ничего не стоят, и она готова и далее содержать «республики». Своими размышлениями аналитики поделились с «Донецких новостями».

Алексей Кущ, финансовый эксперт:

– Основная для РФ нагрузка касательно финансирования «Л-ДНР”», связана с содержанием бюджетного сектора непризнанных «республик». В частности, с выплатой пенсий и содержанием бюджетного сектора – выплаты зарплат административному аппарату местных «управленцев». По разным оценкам, в год это обходится примерно в 300 млн долл. по «ЛНР» и до 500 млн долл. – по «ДНР».

Благодаря частично восстановленной промышленности, сектору торговли в последнее время увеличивается доля средств, которую «республики» собирают самостоятельно. По косвенным признакам, примерно 30-40% содержания пенсионеров и бюджетной сферы финансируется за счет местных «налогов» и сборов, а около 60% поступает из РФ. До 2017 года Россия тратилась на «Л-ДНР» намного больше

В указанные в 300 и 500 млн долл. не входят поставки российского газа (и для промышленности, и для коммунального хозяйства), которые фактически не оплачиваются «республиками». В год речь может идти о нескольких десятках миллионов долларов. А общая сумма потерь РФ на газе с 2014-2015 годов может исчисляться сотнями миллионов долларов.

Следующая статья расходов – «армия», содержание так называемых 1-го (в «ДНР») и 2-го (в «ЛНР») армейских корпусов. Тут сумму можно оценивать лишь гипотетически, чего я, не будучи военным экспертом, делать не стану. Основная часть трат – денежное довольствие личного состава (зарплаты рядовым, офицерам, наемникам). Плюс – топливо, транспортные расходы. А техники и боеприпасов у РФ столько, что она может легко оснастить десятки подобного рода «корпусов», вооружение которых некоторые сравнивают с вооружением армий в среднестатистической европейской стране.

Общая же сумма, которую РФ тратит на «республики» в год может превышать 1 млрд долл. Речь не идет о 5 млрд, как уверяют некоторые наши политики. Но это и не копейки.

Отмечу, что такие траты Россия при нынешнем положении вещей может себе спокойно позволить хоть 100 лет – даже в условиях санкций. Соответственно, фактор цены не будет ключевым для РФ при принятии решения прекратить гибридную войну и покинуть Донбасс.

Аргументация официального Киева, что санкции приведут в определенный момент к болевому порогу, после которого плата РФ за военный конфликт станет неподъемной, и ей придется «сдаться» – это заблуждение, которое лежит в основе всей украинской дипломатической концепции противостояния российской агрессии.

Именно поэтому такая концепция не привела к завершению конфликта и реинтеграции неподконтрольных территорий (и проживающих там людей) в Украину. 5 лет мы фактически топчемся на месте, получив замороженный конфликт именно вследствие неверной концепции «болевого порога».

Та плата, которую РФ несет в финансовом эквиваленте, не является критической для ее экономики. Тем более, что в последние годы наблюдается обратная тенденция – уменьшение россиянами трат на созданные ими квазиобразования. В «Л-ДНР» запускается промышленный потенциал. Хоть и не в той форме, что была до конфликта, но все же…. И долевое участие РФ уменьшается.

Естественно, «ЛНР» и «ДНР» никогда не смогут сами себя обеспечивать. Они постоянно будут нуждаться в российских деньгах. Но эти вливания уже сокращаются, и будут сокращаться в дальнейшем. Думаю, через 2-3 года РФ будет тратить на «Л-ДНР» уже 200-300 млн долл. в год. И нам нужно поторопиться отыскать правильные ключи для решения конфликта. 

Александр Кочетков, аналитик:

– Россия сможет содержать «ДНР» и «ЛНР» сколько угодно, как это ни печально для Украины…

Донбасс обходится РФ, по разным оценкам, от 4 до 6 млрд долл. в год. Военный бюджет РФ составляет свыше 60 млрд долл., то есть, речь идет лишь о десятой части военного бюджета. При этом не забываем, что ВВП России – более 1,6 триллиона долларов.

При наполнении бюджета России в него закладывалась ориентировочная цена нефти брент 45-55 долл. за баррель. А в последнее время она постоянно держится свыше 60 долл. за баррель. Т.е. в РФ появляются свободные средства в 10-15 млрд долл.

Но и это еще не все. Выдача российских паспортов на Донбассе – это не только политическое, но и экономическое действие. Ведь наиболее активная и трудоспособная часть неподконтрольного Украине региона уедет в РФ, начнет там зарабатывать и платить налоги. То есть, перестанут быть иждивенцами.

В конце концов, бремя расходов российская власть всегда успешно перекладывает на российский народ, который готов быть голодным и раздетым, но гордиться своей недоимперией.

Что касается санкций. Они не страшны России экономически. Но они бьют по современным высокотехнологичным отраслям, прежде всего, по электронике, в том числе, военной, аэрокосмической сфере, добывающей промышленности – основе бюджета.

Россия и так здесь отстает от стран НАТО, а с санкциями отставание становится критическим. Опять же – страдает крупный российский бизнес, и это добавляет напряжения в тамошнем политикуме.

Денис Попович, военный обозреватель:

– «Л-ДНР» находится в “рублевой” зоне и, по разным оценкам, содержание квазиреспублик обходится российскому бюджету приблизительно в 2 млрд долл. в год.

Много это или мало – судить трудно, потому что нет сравнительной базы. Однако мы видим многочисленные жалобы на низкие зарплаты либо на их частые задержки на предприятиях «Л-ДНР», а это значит, что финансирование «республик» дается с трудом, тем более, что большинство предприятий разрушено и самостоятельно зарабатывать средства на свое существование «республики» не в состоянии.

Финансовые трудности, как раз и связаны с политикой санкций. Известно, что финансовые ограничения мешают российскому бизнесу. И в РФ хотели бы от этих санкций избавиться. Именно на это направлено стремление Кремля «разменять, договориться», и т.д.

Однако пятилетний цикл показал, что РФ имеет достаточный запас прочности для того, чтобы политика санкций еще долго не могла заставить Кремль изменить свою позицию по Украине.

Энрике Менендес, глава аналитического центра «Института региональной политики»:

– Стратегия по санкционному сдерживанию России (равно как теория о том, что нужно заморозить конфликт на Донбассе) и что РФ под грузом санкций развалится или пойдет на уступки (под тягостью финансовых издержек) – лишена каких-либо оснований.

Во-первых, потому что 5 лет этой стратегии не принесли результатов в лучшую сторону. Хуже – стало. Лучше – нет.

Во-вторых, есть довольно серьезная научная база (академическая, причем,– западная), которая показывает, что политика санкций и экономических блокад редко достигает тех целей, ради которых она была введена.

Например, есть прекрасное исследование Института международной экономики Петерсона касательно экономических санкций и блокад. Эксперты проанализировали 170 случаев экономического давления, начиная с 1914 года. И пришли к выводу, что ни в одном из этих случаев этот инструмент не был полностью эффективным и не оправдывал ожиданий, которые на него возлагались.

Содержания «Л-ДНР», по разным источникам, которым я склонен верить, обходится РФ примерно в 2 млрд долл. в год. Это – «капля в море» для бюджета России. Я много раз говорил с людьми с российской стороны, которые обладают определенной информацией. И все они говорили, что РФ может нести подобное «бремя» бесконечно долго, пока не добьется своих целей.

Тем не менее, я считаю, что и санкционная политика Запада в отношении России была нужна. В ограниченном объеме и на коротком промежутке, чтобы показать, что никто не будет «прогибаться». То есть, это просто переговорная позиция. Но при этом воспринимать санкции против РФ как самоцель (что имело место при прошлой власти) – неверно. Для Украины главное – закончить войну, вернуть наши территории и наших сограждан. И для этого санкции на короткий промежуток – да. Но это не должно забалтывать и заслонять главные инструменты – переговоры, поиск компромиссов и взаимных уступок.

Олег Стариков, эксперт по вопросам сектора обороны и безопасности, полковник СБУ в отставке:

– Из бюджета, который РФ выделяет на «Л-ДНР», примерно треть идет на военную составляющую. Милитаризация региона – большая. Основную часть средств «съедает» денежное содержание 1-го и 2-го армейских корпусов (30-35 тыс. военных), являющихся, по сути, частью Южного военного округа Вооруженных сил РФ. Зарплата, ГСМ, боеприпасы, вливания в местный сектор обороны и безопасности – все это дорогое удовольствие. В общем на эти территории Россия тратит около 3 млрд долл. При этом прекрасно понимая, что часть средств разворовывается. Уже поменяли бывших «руководителей» (в том числе путем отправки на тот свет) и часть их «народной команды». Красть стали меньше. Но не перестали.

За те средства, которые Кремль вбухивает в оккупированный Донбасс, можно было спокойно приобрести в России жилье для всех местных жителей – сторонников «русского мира». И переселить к себе, оставив Украине выжженную землю. Но РФ изначально не нужна была донбасская земля или проживающие там люди. Задача была (и есть) – сделать мятежную территорию, чтобы внедрить ее потом в состав Украины и влиять с ее помощью на наши экономику и политику (как внутреннюю, так и внешнюю). Фактически, получить рычаги управления важнейшими процессами в нашей стране.

В последнее время все громче звучат заявления о необходимости «нормализации отношений» между Украиной и Россией. И звучат они не только в наших странах, но и из уст ведущих политиков США и ЕС. Похоже, все идет к тому, чтобы вместо замороженного конфликта мы получили его разрешение. Вопрос лишь – за счет чего.

То, что это уже не застой – хорошо. И сейчас крайне важно прекратить боевые действия, перестать убивать друг друга, отвести войска. Выполнить тот самый первый пункт Минских договоренностей, без которого все остальное – бессмысленно. После этого уже можно обсуждать дальнейшие шаги по деэскалации. И без взаимных уступок вряд ли обойдется.

Андрей Кривцун, РПД «Донецкие новости»

Главная » Курилка. Всё и обо всём что душе угодно. » Военные расходы Советского Союза Выбор редакции Курилка. Всё и обо всём что душе угодно. в Избранноев Избранномиз Избранного 8

Уважаемые коллеги, некоторое время назад в статье об организационно-штатной структуре частей и соединений Советской Армии в очередной раз зашел разговор о том, каким непосильным бременем для советской экономики являлись расходы, связанные с обороной. В целом разговоры о непосильном бремени оборонных расходов ведутся давно – с момента PERESTOYKI, и, как это часто бывает, основным аргументом в них являются фразы типа «общеизвестно, что…».

Не могу сказать, что специально (впрочем, и не совсем случайно), но нашел я такой замечательный раздел на сайте «Исторические материалы»: Государственный бюджет СССР http://istmat.info/node/18773 . И, пользуясь карантином, скачал да попытался кое-как осмыслить приведенные там данные.

Вот, что у меня получилось в части рассмотрения доли военных расходов в экономике послевоенного СССР.

Таблица 1 – Основные параметры расходов государственного бюджета СССР

Как видно из таблицы, расходы на оборону в СССР не носили какого-то чрезмерно высокого характера. С начала 1960-х и до середины 1970-х они находились в пределах от 10 до 15% всех расходных статей государственного бюджета, а с середины 1970-х стали даже менее 10%. Более того, даже в период, когда оборонные расходы составляли около 20% (1950-е годы), советская экономика демонстрировала стремительный рост практически по всем направлениям.

Разумеется, можно утверждать, что в «открытых» (сборники периода 1950-х годов выпускались тиражом 200 экземпляров и рассылались по списку, в 1970-е  1980-е тираж значительно возрос) расходы на оборону приведены «ненастоящие». Особую «тревогу» вызывают повторяющиеся из года в год одни и те же или примерно равные суммы (в таблице выделены цветом). Предположу, что «виной» здесь тот факт, что расходы на оборону озвучивались не каждый год, а лишь по истечении нескольких лет выдавалась общая цифра за некий период. Вот в результате деления этой суммы на несколько лет для данного периода и получались равные годовые расходы. Однако, главное, что следует из проведенного «экспресс-анализа» расходных статей бюджета, – это то, что в бюджете просто нет «пространства для маневра», в котором можно было бы «спрятать» якобы «истинные», во много раз больше «официальных» суммы на оборону.

Предположу, что часть расходов, связанных с оборонной деятельностью, могла прятаться следующим образом. Например, станки и оборудование, закупаемое или изготавливаемое для производства конкретной военной продукции, проходило не по статье «Оборонные расходы», а по статье «Капиталовложения в промышленность». Также научно-исследовательские работы, проводимые в интересах МО СССР, в ряде случаев могли быть отнесены к «гражданской» науке (эх, один только космос чего стоит – поди отдели там военную составляющую от «общенаучной»). Еще одним примером «прятанья» военных расходов могли являться пенсии военнослужащим, проходящие не по «оборонным», а по «социальным» статьям.

Однако, в любом случае, подобным образом военный бюджет мог быть, максимум, доведен до значения в 1,5 – 2 раза больше «официальных» цифр. Что применительно к периоду 1980-х годов всё равно не выходило за пределы 10% расходной части государственного бюджета. То есть крах советской экономики (произошедший, как я понимаю, за счет «нововведений» сторонников «нового мЫшленья» в 1989 – 1990 годах) никоим образом с «чрезмерными» расходами на оборону связан быть не может.

В этом смысле лично мне очень интересно, каким образом в бюджете 1989 года расходы на оборону достигли 75,2 миллиардов рублей? Ведь, продолжая логику борцов за «гласность и демократию», открывших «истинные» размеры расходов на оборону, в предыдущие года данный вид расходов также должен находиться в пределах не ниже 50 – 60 млрд. руб. в год! Но если взять бюджет 1988 и 1987 годов, то «впихнуть» туда еще 40 – 50 миллиардов просто невозможно! Некуда!

Рискну предположить, что борцы за «гласность и демократию» поступили с точностью до наоборот по сравнению с описанным выше способом «спрятать» оборонные расходы со стороны их предшественников. Грубо говоря, если на каком-то заводе имелся хотя бы один цех, выпускающий военную продукцию, то ВСЕ капиталовложения в этот завод в 1989 году расценивались как «военные». Ведь, собственно, одной из странностей бюджета 1989 года является то, что государственные расходы на промышленность по сравнению с предыдущим годом сократились с 98,1 до 7,8 млрд. руб. – в 12,5 раз!

Как бы там ни было, на самом деле, но официальные показатели советской экономики в послевоенный период представлены – берите, кому надо, и пользуйте на здоровье!

Но, разумеется, интерес на сайте АИ представляет не только послевоенный период, но также и довоенный. Поделюсь своими «бюджетными» наблюдениями и из этот период. К сожалению, большую часть 1930-х годов промышленность СССР была объединена в относительно малое число наркоматов, поэтому отследить финансирование той или иной отрасли довольно непросто. Но непосредственно перед войной многие наркоматы были дополнительно разделены по специализации, что позволяет оценить роль того или иного вида промышленности в глазах руководства СССР и экономике страны в целом. В таблице 2 приведены плановые объемы средств, выделяемые промышленности из государственного бюджета СССР.

Таблица 2 – Государственное финансирование промышленности, тыс. руб.

Угольная, нефтяная промышленность, металлургия, машиностроение, самолётостроение, судостроение (с его линкорами и крейсерами, а также включенными в состав НКСП Мариупольским и Ижорским металлургическими заводами), производство вооружений и боеприпасов – всё это понятно. Но обратите внимание на объемы финансирования текстильной, рыбной, пищевой, мясной и молочной промышленностей – они не так уж много меньше объемов финансирования машиностроения и металлургии!

Но, конечно, любителям «военных АИ» будут в первую очередь интересны бюджеты НКАП, НКВ, НКБ, НКСП…

Да, необходимое замечание. Как я понял, данные цифры характеризуют государственные вложения именно в развитие той или иной отрасли промышленности. То есть строительство новых или реконструкцию существующих заводов, фабрик, цехов, закупку оборудования для них и так далее. Но никак не объем государственных заказов в той или иной отрасли. Скажем, трактора для МТС и танки для армии государство заказывало у НКСМ через финансирование МТС и НКО, но не через финансирование самого НКСМ. В этом смысле для меня осталось не совсем понятно, куда была включена зарплата рабочих (зарплата руководства наркомата – понятно, в финансирование самого наркомата) – напрямую ли вложениями в сам наркомат или же косвенным путем, через заказ наркомату продукции, закупаемой в интересах других ведомств?

Само финансирование «военизированных» ведомств в предвоенный период представлено в таблице 3 (подчеркну, особенно для 1941 года, что это – плановые показатели, заложенные в бюджет).

Таблица 3 – Финансирование военных ведомств, тыс. руб.

Да, кстати, еще один важный момент, который следует помнить при рассмотрении приведенный выше цифр. Всё это – плановые показатели, заложенные в бюджет. В реальности фактические затраты могли быть как выше плановых (когда возникала необходимость в чем-то ранее не предусмотренном), так и меньше (когда выделенные бюджеты физически не успевали освоить). При этом «не освоенные бюджеты» были довольно частым примером в довоенном СССР. Так, на 1 января 1940 года  неиспользованных средств на счетах в Госбанке было без малого 1,5 млрд. руб., а на 1 января 1941 года – 5,3 млрд. рублей! Пример соотношения плановых и фактических затрат по линии заказов НКО в 1940 году приведен в таблице 4.

Таблица 4 – Плановые и фактические расходы НКО в 1940 году, тыс. руб.

В этой таблице для меня интересными стали два момента. Во-первых, я с удивлением узнал, что изъятие из народного хозяйства автомобилей для нужд войны с Финляндией сопровождалась финансовыми выплатами хозяевам автотранспорта. Второй момент связан с недавней публикацией Космонавтом Дмитрием очередной версии авиационной АИ из цикла «Кировская весна». Не то, чтобы я сильно переживаю за финансирование всё равно недостроенных к началу войны линкоров и крейсеров, но из приведенной таблицы прекрасно видно, что никакой нужды обделять морячков ради «хотелок» авиаторов не было. В 1940 году при заказе самолетов осталась неизрасходованной треть запланированных средств – более 2,3 млрд. рублей! Другое дело, что сами по себе эти рубли в производство радиостанций напрямую, да еще и быстро не трансформировать…

Логическим продолжением таблицы 4 является табличка, «честно украденная» из ЖЖ Никиты Баринова – Стоимость заказа на основные виды вооружения и боевой техники по МП на 1941 год, тыс. руб. (таблица 5).

Таблица 5 – Стоимость заказа на вооружение и технику в 1941 году, тыс. руб.

Для наглядности таблицу 5 можно преобразовать в соответствии с объемами финансирования (таблица 5-мод).

Таблица 5-мод – Финансовый «рейтинг» заказов в 1941 году

Что имею добавить к таблице 5? Во-первых, приведенные в таблице 5 данные по стоимости заказа на боеприпасы ставит по сомнение аналогичный показатель из таблицы 4. Даже с учетом того, что в таблице 4 нет данных по закупке боеприпасов для ВМФ и НКВД. Во-вторых, в таблице 5 в графе «Стрелковое вооружение», очевидно, находится не только само стрелковое оружие, но и боеприпасы к нему (патроны калибром 7,62 и 12,7 мм). Самого стрелкового оружия в заказе на 1941 год, по моим прикидкам, даже на 2 миллиарда не наберется (а скорее всего – на полтора, включая авиационные пулеметы). Это я к тому, что вдруг кто-то скажет: «Вот смотрите, как дорого нам массовое внедрение СВТ обошлось».

В общем, кому интересна финансовая сторона дела – берите и пользуйтесь.

P.S. Поскольку в самом конце публикации речь зашла об авиационных пулеметах, а началась она с находки на сайте «Исторические материалы», то вновь обращусь к затронутой в АИ Космонавта Дмитрия теме оружия конструктора Таубина. Когда пытался оценить, что же там из стрелкового оружия в плане заказов на 1941 год аж 6 миллиардов рублей набрало, с удивлением в плане заказов увидел «12,7-мм пулеметы Таубина». Подумал: «Какого Таубина? Должны же быть Березина!». Но кто не верит – тот проверит. Открываю Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 2470-1100сс «О программе выпуска авиационного вооружения в 1941 г.» от 7 декабря 1940 года (http://istmat.info/node/58499) и вижу следующее. Программа по авиационному вооружению на 1941 год была утверждена в следующем объёме:

23-мм пушки Таубина-Бабурина – 7550 штук

20-мм пушки ШВАК – 2450 штук

12,7-мм пулеметы Таубина-Бабурина – 18 200 штук

12,7-мм пулеметы Березина – 3300 штук

7,62-мм пулеметы ШКАС – 66 500 штук.

То есть на системы конструкции Таубина должно было приходиться 75% авиационных пушек и 85% крупнокалиберных пулеметов! По сути все ВВС были переведены на пушки и пулеметы конструкции Таубина! Причём со второго полугодия 12,7-мм пулеметы Таубина должны были полностью вытеснить пулеметы Березина из производства. Стоит ли удивляться тому, что спустя полгода после «перевооружения» ВВС на оружие системы Таубина у него всё-таки спросили: «А где, собственно, обещанное вами оружие?»… Спасибо еще НКАП «не подвёл» и с треском сорвал план выпуска самолетов в 1-м квартале, а то бы стояли они безоружными «голубями мира» на аэродромах утром 22 июня…

Да, еще один интересный момент в этом же постановлении СНК от 7 декабря 1940 года, на который меня натолкнул keks88 ссылкой на обсуждение станкового пулемета ДС-39 на «ганзе». В чём суть? Рассматриваемое постановление СНК предписывало заводу №66 (пулеметный завод в Туле, где делали «Максимы», ДС и ШКАС) с 15 февраля 1941 г. начать выпуск 23-мм авиационных пушек Таубина. В связи с чем: «Разрешить наркому вооружения т. Ванникову организовать производство 23‑мм пушек на заводе № 66, используя для этого производства цех пулеметов ДС на один год и станкостроения — до июля 1941 г.». Согласитесь, что подобная формулировка позволяет посмотреть несколько иначе на традиционные рассказы о причинах прекращения выпуска станковых пулеметов Дегтярёва.

В общем, читайте документы, уважаемые коллеги, там много интересного.

image
image
image

Приветствую, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Сегодняшний разговор пойдет о военных бюджетах в странах мира. В статье вы узнаете — что такое военный и что он показывает, какие страны являются лидерами по военным расходам за 2020 год и в каких странах наибольшая доля военного бюджета от общего ВВП. Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!

Что такое военный бюджет

Военный бюджет или другими словами военные расходы — это количество расходов и затрат государства, для обеспечения обороноспособности страны, а именно для поддержки и модернизации существующих вооруженных сил страны и разработки перспективных вооружений. Величина военного бюджета страны показывает насколько она оценивает угрозы в ее адрес, а также показывает степень своей агрессии по отношению к другим государствам. Размер военного бюджет также отражает способность государства вести и финансировать военные действия. Кроме этого военный бюджет страны учитывается при оценке военный силы и мощи армии государства.

Военные расходы напрямую зависят от общего состояния экономики и величины ее ВВП. Как правило, в военный бюджет не включаются расходы на деятельность правоохранительных органов внутри государства и расходы на реабилитацию и поддержку ветеранов.

image
image
image
image
image

От «Коалиции» до «Циркона»

Пройдемся по силам общего назначения.

Читайте также:  Основной соперник автомата Калашникова – Американская М16

МО РФ планирует в 2020 году поставить в Сухопутные войска, береговые войска Военно-Морского Флота и Воздушно-десантные войска 565 единиц современной бронетехники, 436 основных образцов ракетно-артиллерийского вооружения, два дивизионных комплекта ЗРК «Бук-М3», а также сформировать 11 соединений и воинских частей.

Отдельно выделим ожидаемое поступление в гвардейскую танковую армию Западного военного округа первой партии новейших 152-мм САУ 2С35 «Коалиция-СВ».

Воздушно-космические силы получат 106 новых и модернизированных летательных аппаратов, четыре полковых комплекта ЗРК С-400 «Триумф» и шесть дивизионных комплектов ЗРК «Панцирь», осуществят запуск четвертого космического аппарата Единой космической системы. ВКС обеспечат повышение уровня исправности авиационной техники до 80% за счет заключения госконтрактов по стоимости летного часа и перехода к перспективной системе инженерно-авиационного обеспечения войскового ремонта.

В боевой состав Военно-Морского Флота в 2020 году запланировано ввести 14 кораблей и боевых катеров, три подводные лодки, 18 катеров и судов обеспечения, поставить один береговой ракетный комплекс «Бал». Также на следующий год анонсировано завершение строительства объектов инфраструктуры базирования ракетных подводных лодок стратегического назначения на Северном и Тихоокеанском флотах и внедрение проектного метода управления созданием, строительством и модернизации кораблей ВМФ.

Активно будет продолжаться «доводка» новейшей гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракеты «Циркон». 24 декабря Путин объявил, что в России ведутся работы над «Цирконом» не только морского, но и наземного базирования.

Топ 10 стран мира по военному бюджету на 2020 год

На текущий год военные расходы всех стран мира превысили 1.8 трлн долларов США (более 2% от мирового ВВП). Причем на долю 10 стран лидеров приходится около 75% от всех мировых расходов. Десять стран лидеров по военным расходам на 2020 годы выглядит следующим образом (статистика и данные SIPRI — Стокгольмский международный институт исследования проблем мира):

  1. США
  2. Китай
  3. Саудовская Аравия
  4. Индия
  5. Франция
  6. Россия
  7. Великобритания
  8. Германия
  9. Япония
  10. Южная Корея

США — бессменный лидер на протяжении последних десятилетий. После распада СССР у США какое-то время противников в военном плане и в 1990-е годы ее бюджет был снижен до 400 млрд долларов. Однако уже в начале нулевых из-за повышения террористических угроз в мире, а затем усилением напряженности на Ближнем Востоке военный бюджет США был вновь увеличен до показателей эпохи холодной войны — около 650 млрд долларов. В последние годы растет напряжение между США и Китаем, а также Ираном и некоторыми другими странами. Во многом из-за этого президент США Дональд Трамп принял увеличенный военный бюджет на 2020 год в размере 738 млрд долларов — максимальное значение за всю историю. Официальные данные по военным расходам на 2020 год составили 649 млрд долларов или более 35% от мировых военных расходов. Общая доля военного бюджета в ВВП США составляет — 3,2 %.

Китай — переместился на второю строчку еще в 2007 году. С тех пор его военные расходы стремительно растут и догоняют расходы США. Хотя оборонные расходы Китая росли и раньше, так их рост наблюдается уже 25-й год подряд. Хотя справедливости ради рост военного бюджета связан с первую очередь с ростом экономики Китая, так как доля военных расходов в ВВП Китая последние годы стабильно держится на уровне 1.7-1.9% от ВВП. На 2019 год военные расходы Китая составили около 250 млрд долларов. Доля военных расходом Китая в общемировых также растет и на 2020 год составляет около 14%.

Саудовская Аравия — еще несколько лет назад военный бюджет Саудовской Аравии занимал место ближе к концу первой 10. Однако, начиная с 2020 года она стабильно находится в первой тройке стран по военным расходам и на 2020 год ее бюджет составляет 67,5 млрд $. Нестабильная обстановка в регионе, а также огромные запасы нефти в стране — все это вынуждает государство беспокоится о военном бюджете страны. Доля военного бюджета в ВВП страны у Саудовской Аравии одна из самых высоких — 8.8%.

Индия — военные расходы страны составили 66,5 млрд $ или около 2,4% от ВВП страны. В многом рост военных расходов до 4 места в рейтинге связан с развитием экономики государства, кроме этого влияет на военные расходы и напряженность отношений с Пакистаном.

Франция — замыкает первую пятерку стран мира по расходам на оборону. Военный бюджет Франции на 2020 год составил 63.7 млрд долларов. или 2.3% от ВВП.

Россия — за последние годы она значительно опустилась в рейтинге. Так еще недавно в 2013-2014 годах она находилась на третье строчке в мире. На 2020 год оборонный бюджет составил всего 61.3 млрд долларов (3.9% от ВВП). Однако, многие западные эксперты подвергают сомнению сокращение военного бюджета России, и считают, что при текущей оснащенности и размеров вооруженных сил, 60 млрд будет явно не достаточно для их поддержания и модернизации.

Великобритания — является еще одной страной, которая за последние несколько лет сократила военные расходы и опустилась в списке лидеров. На 2020 год размер ее военных расходов составил — 49,9 млрд долларов.

Германия — вплотную подобралась к Великобритании. Военный бюджет 2020 составил 49,7 млрд долларов.

Читайте также:  Иллюзия неприступности. Как Красная Армия прошла «линию Маннергейма»

Япония — стабильно находится в первой десятки уже много лет. Военные расходы за 2020 год находятся на уровне 46 млрд долларов.

Южная Корея — напряженность между своим соседом — КНДР, а также общий рост расходов на оборону в азиатском регионе способствует росту военного бюджета страны. Военные расходы Южной Кореи составили 43 млрд долларов или 2.6% от ВВП.

Боевая учеба и ядерная триада

Посмотрим, каким образом эти задачи запланировано реализовывать на практике.

Согласно данным открытых источников, боевая учеба в 2020 году будет оставаться приоритетным направлением деятельности ВС РФ.

На следующий год Минобороны запланировало проведение более 4800 учений различного масштаба и свыше 9000 практических мероприятий боевой учебы. В 2015–2019 годах число учений составляло в среднем 3800–4000 (самый низкий показатель в 2020 году — 2800, самый высокий — свыше 4000 в 2019-м). Таким образом анонсированное на будущий год число учений подтверждает тенденцию к наращиванию темпов и масштабов боевой учебы в ВС РФ. Это хорошо коррелируется с президентским тезисом о непростой международной обстановке, побуждающей Россию усиливать свою обороноспособность.

Можно предположить, что основной задачей запланированных учений станет подготовка личного состава ВС РФ к ведению боевых действий на южном и юго-западном ТВД в преддверии стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2020». Последнее в наступающем году анонсировано как основное мероприятие боевой учебы. При проведении «Кавказа-2020» особый упор будет сделан на отработку взаимодействия штабов и межвидовых группировок, сформированных на месте ведения условного боя.

Ожидаемо много внимания в 2020 году будет уделено наращиванию возможностей наземного, воздушного и морского компонентов СЯС. Так, в РВСН встанут на боевое дежурство 22 пусковые установки с баллистическими ракетами комплекса «Ярс» и новейшего гиперзвукового ракетного комплекса стратегической дальности с планирующим крылатым блоком «Авангард».

Начнутся летные испытания нового стратегического ракетного комплекса шахтного базирования пятого поколения с тяжелой многоступенчатой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой «Сармат», постановка которого на боевое дежурство планируется в Ужурском ракетном соединении в Красноярском крае.

Будут продолжены работы по развертыванию серийного производства сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев с крылом изменяемой стреловидности Ту-160М. Одновременно ожидается завершение модернизации шести стратегических ракетоносцев Ту-95МС.

Запланирована передача в состав ВМФ атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения четвертого поколения проекта «Борей-А» «Князь Олег», вооруженного баллистическими ракетами «Булава». Еще два «Борея-А» будут заложены 9 мая. Их передача флоту запланирована в 2026-2027 годах.

Лидеры стран по доли военных расходов в ВВП

Несмотря на большие расходы США и Китая (совокупные расходы двух стран составляют около 50% мировых военных расходов), их доля в ВВП не так и велика и составляет 3.2% и 1.9% соответственно. Кто же оказался лидером среди стран мира по доли военных расходов в ВВП на 2019 год? В первую десятку вошли:

  1. Саудовская Аравия — 8.8%
  2. Оман — 8.2%
  3. ОАЭ — 5.6%
  4. Алжир — 5.3%
  5. Кувейт — 5.1%
  6. Ливан — 5%
  7. Армения — 4.8%
  8. Иордания — 4.7%
  9. Израиль — 4.3%
  10. Пакистан — 4%, Йемен — 4%

С полным списком стран по доли военных расходов от ВВП страны вы можете ознакомится в таблице в конце статьи.

Полный список стран мира по военному бюджету

С лидерами мы разобрались, однако многие страны я не учел. Поэтому прилагаю таблицу с полным списком стран по военному бюджету за 2020 год. В таблице помимо военных расходов указана доля военного бюджета в ВВП страны и доля в общемировых военных расходах за 2020 год, напомню что они превысили 1.8 трлн долларов.

Читайте также:  Во сколько обошлась США война в Афганистане? Графики

Список стран мира по военному бюджету за 2020 год в таблице

Страна Военные расходы, млн $ % от ВВП % от мировых расходов
1 США 648798.3 3.2 35.68
2 Китай 249996.9 1.9 13.75
3 Саудовская Аравия 67554.7 8.8 3.72
4 Индия 66510.3 2.4 3.66
5 Франция 63799.7 2.3 3.51
6 Россия 61387.5 3.9 3.38
7 Великобритании 49997.2 1.8 2.75
8 Германия 49470.6 1.2 2.72
9 Япония 46618.0 0.9 2.56
10 Южная Корея 43070.0 2.6 2.37
11 Италия 27807.5 1.3 1.53
12 Бразилия 27766.4 1.5 1.53
13 Австралия 26711.8 1.9 1.47
14 ОАЭ 24601.0 5.6 1.35
15 Канада 21620.6 1.3 1.19
16 Турция 18967.1 2.5 1.04
17 Испания 18248.3 1.3 1
18 Израиль 15946.8 4.3 0.88
19 Иран 13194.2 2.7 0.73
20 Польша 11596.2 2.0 0.64
21 Пакистан 11375.5 4.0 0.63
22 Нидерланды 11242.8 1.2 0.62
23 Сингапур 10841.0 3.1 0.6
24 Тайвань 10713.7 1.8 0.59
25 Колумбия 10602.9 3.2 0.58
26 Алжир 9583.7 5.3 0.53
27 Индонезия 7437.2 0.7 0.41
28 Кувейт 7296.3 5.1 0.4
29 Норвегия 7067.1 1.6 0.39
30 Таиланд 6829.2 1.3 0.38
31 Оман 6710.0 8.2 0.37
32 Мексика 6567.5 0.5 0.36
33 Ливия 6320.0 0.35
34 Ирак 6318.0 2.7 0.35
35 Швеция 5755.4 1.0 0.32
36 Чили 5570.7 1.9 0.31
37 Вьетнам 5500.0 2.3 0.3
38 Греция 5227.2 2.4 0.29
39 Бельгия 4959.7 0.9 0.27
40 Швейцария 4795.8 0.7 0.26
41 Украина 4750.2 3.8 0.26
42 Румыния 4608.7 1.9 0.25
43 Португалия 4247.8 1.8 0.23
44 Дания 4228.2 1.2 0.23
45 Аргентина 4145.0 0.9 0.23
46 Бангладеш 3894.7 1.4 0.21
47 Финляндия 3849.0 1.4 0.21
48 Филиппины 3769.7 1.1 0.21
49 Марокко 3696.9 3.1 0.2
50 ЮАР 3639.9 1.0 0.2
51 Малайзия 3469.8 1.0 0.19
52 Австрия 3367.5 0.7 0.19
53 Египет 3110.0 1.2 0.17
54 Ливан 2775.6 5.0 0.15
55 Чехия 2710.0 1.1 0.15
56 Перу 2708.9 1.2 0.15
57 Эквадор 2549.4 2.4 0.14
58 Новая Зеландия 2262.9 1.2 0.12
59 Катар 2174.0 1.5 0.12
60 Йемен 2093.0 4.0 0.12
61 Нигерии 2043.1 0.5 0.11
62 Мьянма 2030.5 2.9 0.11
63 Ангола 1983.6 1.8 0.11
64 Иордания 1957.7 4.7 0.11
65 Азербайджан 1708.9 3.8 0.09
66 Шри-Ланка 1681.4 1.9 0.09
67 Венгрия 1642.3 1.1 0.09
68 Казахстан 1613.6 1.0 0.09
69 Бахрейн 1396.8 3.6 0.08
70 Словакия 1280.6 1.2 0.07
71 Ирландия 1207.6 0.3 0.07
72 Уругвай 1168.1 2.0 0.06
73 Кения 1097.5 1.2 0.06
74 Болгария 1095.6 1.7 0.06
75 Судан 1047.9 2.3 0.06
76 Литва 1030.4 2.0 0.06
77 Сербия 904.3 1.9 0.05
78 Хорватия 889.5 1.5 0.05
79 Тунис 844.2 2.1 0.05
80 Беларусь 715.2 1.3 0.04
81 Латвия 679.9 2.0 0.04
82 Танзания 675.5 1.2 0.04
83 Боливия 618.8 1.5 0.03
84 Эстония 618.5 2.1 0.03
85 Армения 608.9 4.8 0.03
86 Кот-д’Ивуар 607.8 1.4 0.03
87 Доминикана 602.5 0.7 0.03
88 Камбоджа 543.2 2.2 0.03
89 Словения 529.5 1.0 0.03
90 Ботсвана 529.5 2.8 0.03
91 Эфиопии 496.6 0.6 0.03
92 Мали 495.2 2.9 0.03
93 Венесуэла 465.0 0.5 0.03
94 Намибия 451.5 3.3 0.02
95 Камерун 429.9 1.3 0.02
96 Зимбабве 420.4 2.2 0.02
97 Люксембург 419.4 0.6 0.02
98 Гондурас 410.4 1.7 0.02
99 Уганда 408.4 1.4 0.02
100 Непал 398.5 1.4 0.02
101 Парагвай 386.6 0.9 0.02
102 Кипр 381.9 1.6 0.02
103 Замбии 378.0 1.4 0.02
104 Сенегал 346.8 1.9 0.02
105 Бруней 346.6 2.4 0.02
106 Грузия 316.5 1.9 0.02
107 Буркина-Фасо 312.5 2.1 0.02
108 ДР Конго 295.3 0.7 0.02
109 Конго 292.3 2.5 0.02
110 Гватемала 278.4 0.4 0.02
111 Сальвадор 266.5 1.0 0.01
112 Габон 261.2 1.5 0.01
113 Чад 232.9 2.1 0.01
114 Нигер 229.6 2.5 0.01
115 Босния и Герцеговина 221.1 1.1 0.01
116 Гана 218.4 0.4 0.01
117 Гвинея 209.2 2.5 0.01
118 Ямайка 207.8 1.4 0.01
119 Афганистан 198.1 1.0 0.01
120 Албания 180.5 1.2 0.01
121 Тринидад и Тобаго 169.3 0.8 0.01
122 Мавритания 159.0 3.0 0.01
123 Мозамбик 145.2 1.0 0.01
124 Куба 123.0 2.9 0.01
125 Киргизия 121.2 1.6 0.01
126 Руанда 119.0 1.2 0.01
127 Северная Македония 117.4 1.0 0.01
128 Того 104.4 2.0 0.01
129 Монголия 96.1 0.8 0.01
130 Бенин 90.2 0.9
131 Свазиленд 87.8 1.5
132 Черногории 83.8 1.5
133 Никарагуа 81.6 0.6
134 Таджикистан 79.7 1.2
135 Мадагаскар 73.3 0.6
136 Мальта 69.3 0.5
137 Бурунди 65.4 1.9
138 Косово 63.3 0.8
139 Сомали 61.6
140 Папуа-Новая Гвинея 60.6 0.3
141 Гайана 59.8 1.7
142 Малави 58.4 0.8
143 Лесото 51.1 1.8
144 Фиджи 48.4 0.9
145 Узбекистан 46.3 3.6
146 Молдова 34.0 0.3
147 ЦАР 31.0 1.4
148 Сьерра-Леоне 29.6 0.8
149 Лаос 23.3 0.2
150 Маврикий 23.2 0.2
151 Белиз 23.1 1.3
152 Сейшельские острова 22.8 1.4
153 Восточный Тимор 20.6 0.6
154 Экваториальная Гвинея 18.6 0.2
155 Либерии 15.8 0.8
156 Гамбия 11.5 1.1
157 Кабо-Верде 10.7 0.6
158 Гаити 0.1
159 Коста-Рика
160 Панама

А на этом сегодня все про военные бюджеты стран мира. Мирного вам неба, друзья и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий